Решение творческих задач с элементами конструирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Воспитательная: воспитывать навыки самостоятельной работы, терпения, аккуратности, внимания, усидчивости, трудолюбия.
Развивающие:
Развивать пространственное представление и мышление;
Развивать творческие и конструкторские способности;
Развивать умение использовать знания, умения, навыки на практике и в новых ситуациях.

Содержание

1. План-конспект проведенного урока 3
2. Обоснование разработанной методики проведения урока 8
Литература 12

Работа содержит 1 файл

кр черчение.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО  «Поморский государственный университет  
имени М.В. Ломоносова»
 

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра методики обучения технологии и дизайна 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Теория и методика обучения черчению (графике)»

План-конспект урока №30

(2 год  обучения)

Тема  урока: «Практическая работа №20. Решение творческих задач с элементами конструирования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Архангельск, 2010

Оглавление

 

  1. План-конспект проведенного урока

      Тема  урока: «Практическая работа №20. Решение творческих задач с элементами конструирования». 

    Цели  урока: 

      Образовательная: научить учащихся решать творческие задачи с элементами конструирования. 

      Воспитательная: воспитывать навыки самостоятельной работы, терпения, аккуратности, внимания, усидчивости, трудолюбия. 

      Развивающие:

    • Развивать пространственное представление и мышление;
    • Развивать творческие и конструкторские способности;
    • Развивать умение использовать знания, умения, навыки на практике и в новых ситуациях.
 

    Учебные пособия, чертежные  инструменты, принадлежности и материалы:

    Для учителя – учебник.

    Для учащихся – учебник, рабочая тетрадь, готовальня, линейка, угольники, чертежный лист формата А4, карандаши, ластик, канцелярский нож, наждачная бумага. 

    Тип урока: урок закрепления умений и навыков.

 

Ход урока

  1. этап: Организационная часть – 3 мин.
  • Приветствие.
  • Проверка явки учащихся.
  • Назначение дежурных, напоминание дежурным об их обязанностях.
  • Заполнение учителем классного журнала
  • Проверка готовности учащихся к уроку, выдача учащимся недостающих учебных пособий, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии.
 
  1. этап: Сообщение темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятельности школьников – 5 мин.

     В левой верхней части классной доски учитель мелом заранее  пишет дату проведения урока и  его порядковый номер. Посередине – тему урока и цель. Обращая внимание на доску, учитель вслух проговаривает написанное, озвучивает тему и цель урока.

     Тема: «Практическая работа №20. Решение творческих задач с элементами конструирования».

     Цель: научиться решать творческие задачи с элементами конструирования.

     Сообщает  школьникам о важности и значимости данной практической работы. При этом нужно сообщить, что каждый должен уметь (в силу своих способностей) решать творческие задачи с элементами конструирования разного уровня сложности, так как это способствует развитию нестандартного мышления, что пригодиться не только на уроках черчения, но и в жизни, а также при изучении дисциплины «Технология», «Геометрия», «Физика» и др. Для закрепления изученной темы учитель дает задания-карточки, сообщает, что работы, выполненные на форматах, на этом уроке будут оценены, а оценки выставлены в журнал. 

  1. этап: Знакомство с содержанием практической работы – 3 мин.

     Учитель выдает учащимся карточки-задания трех вариантов:

     первого уровня сложности (прил. рис. 3) для школьников с низким уровнем учебно-познавательных способностей;

     второго уровня сложности (прил. рис. 4) для учащихся со средним уровнем учебно-познавательных способностей;

     третьего  уровня сложности (прил. рис.5) для учащихся с высоким уровнем учебно-познавательных способностей.

     В каждой карточке прописано условие  задания, но все выданные упражнения направлены на внесение каких-либо изменений  в изделие (введение новых конструктивных элементов: отверстий, вырезов и др.; изменение количества или формы частей изделия). 

  1. этап: Повторение основных теоретических положений, правил, способов деятельности для успешного выполнения работы – 5 мин.

     Прежде чем приступить к практической работе учитель, используя метод беседа-повторение, воспроизводит с учащимися знания, которые необходимы для выполнения работы, но были изучены ранее, в других разделах дисциплины:

1. Что называется проецированием? Приведите примеры проекций.

2. Какой способ проецирования используется при построении чертежа и почему?

3. Как называются плоскости проекций? Как они обозначаются?

4. Как располагаются виды на чертеже? Какой вид называется главным и почему?

5. Как Вы думаете, что такое конструирование?

Предполагаемые  ответы:

  1. Изображение предмета на чертежах в соответствии с правилами государственного стандарта выполняют по способу (методу) прямоугольного проецирования. Проецированием называют процесс построения проекции предмета.

   Представление о проекции можно получить, рассматривая тени предметов. Возьмем, например, проволочную  модель призмы (рисунок 1). Пусть эта модель при освещении солнечными лучами отбрасывает тень на стену. Полученную таким образом тень можно принять за проекцию заданного предмета. (Учитель на доске изображает рисунок 1. Получение тени модели).

     
 
 
 
 
 

Рисунок 1. Получение тени модели

  1. При построении чертежа используется прямоугольное проецирование.
  2. Фронтальная (обозначается V), горизонтальная (обозначается H), профильная (обозначается W) проекции (рисунок 2). Рисунок проекций плоскости заранее заготавливаем на доске.
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 2. Три проекции плоскости 

   
  1. Изображение на горизонтальной плоскости проекций называется видом сверху. Изображение  на профильной проекции называется видом  слева. Изображение, полученное на фронтальной  плоскости проекций, называется видом спереди. Это изображение принимается на чертеже за главное. Поэтому такой вид еще называют главным. При выполнении чертежа предмет надо так располагать относительно фронтальной плоскости, чтобы главный вид давал наиболее полное представление о форме и размерах предмета.
  2. Конструирование – это создание новых изделий или их усовершенствование (реконструкция).
 
  1. этап: Обсуждение с учащимися плана выполнения практической работы и плана самоконтроля – 3 мин.

     Учитель напоминает учащимся последовательность построения чертежа детали (смотри приложение рис. 6) (вывешен плакат последовательности построения чертежа детали).

  1. Чертят на листе выбранного формата внешнюю рамку и рамку, ограничивающую поле чертежа. Размечают и вычерчивают графы основной надписи.
  2. Определяют, как лучше разместить изображение на поле чертежа, и вычерчивают тонкими линиями габаритные прямоугольники. При необходимости проводят осевые и центровые линии (см. прил. рис. 6, а).
  3. Нанесите на видах внешние (видимые) контуры детали (см. прил. рис. 6, б).
  4. Штриховыми линиями изображают невидимые части и элементы детали (см. прил. рис. 6, в).
  5. Наносят выносные и размерные линии (см. прил. рис. 6, г).
  6. Наносят размерные числа и в случае необходимости надписи (см. прил. рис. 6, д). Обводят чертеж детали.
  7. этап: Самостоятельная работа учащихся, дифференцированная помощь учителя – 24 мин.

     На  данном этапе урока учащиеся приступают к самостоятельной работе. В течение работы учитель внимательно следит за их работой.

     Оказывает дифференцированную помощь, так как  учащимся выданы задания трех уровней сложности. 

  1. этап: Завершение и подведение итогов практической работы – 5 мин.
  • Сообщение учителем о достижении цели урока;
  • Сообщение о выявленных ошибках и путях их устранения;
  • Общая характеристика учебно-познавательной и практической деятельности школьников;
  • Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда;
  • Выставление оценок в журнал и дневники;
  • Демонстрация лучших работ перед всем классом;
  • Учитель благодарит за работу и оканчивает урок.

 

  1. Обоснование разработанной методики проведения урока
 
  1. Как решаются на уроке  образовательные, воспитательные и развивающие  цели?

   Образовательная цель решается на уроке во время  беседы учителя с учащимися при  повторении ранее изученного материала, а также при выполнении школьниками практической работы, и при подведении итогов урока.

   Воспитательная  цель решается на уроке, когда учащиеся выполняют практическую работу: ученики  учатся работать самостоятельно, аккуратно, внимательно и терпеливо продумывают  решение творческой задачи, воспитывается трудолюбие и усидчивость при непосредственном вычерчивании чертежа.

   Развивающие цели решаются также при выполнении практической работы: при продумывании решения упражнения учащиеся развивают пространственное представление и мышление, развивают умение использовать приобретенные ранее знания, умения и навыки на практике и в новых ситуациях, развивают конструкторские способности. 

  1. Учитываются ли особенности класса при планировании и реализации задач  урока? Если «да», то какие.
 

    Особенности класса при планировании и реализации задач урока учитываются, поскольку  план-конспект урока разработан для  школьников со средними умственными  способностями, конспект составлен  на основе учебника. 

  1. Правильно ли выбрана структура  урока, исходя из учебно-воспитательных задач?

    Тип данного урока – закрепление  умений и навыков. Структура урока предполагает закрепление умений и навыков, с их помощью решаются цели урока.

    1. Организационная часть.

    2. Сообщение темы, цели, задачи урока;  мотивация учебной деятельности школьников.

    3. Знакомство с содержанием графической  работы.

    4. Повторение основных теоретических  положений, правил, способов деятельности, необходимых для успешного выполнения  работы.

    5. Обсуждение с учащимися плана  выполнения графической работы и плана самоконтроля.

    6. Самостоятельная работа школьников. Дифференцированная помощь учащимся.

    7. Подведение итогов урока. 

4. Верно ли выбран  темп проведенного  урока?

    Темп  урока выбран соответственно возрастным особенностям школьников для лучшего усвоения изучаемого материала и выполнения упражнений. Кроме того, был использован хронометраж времени. Основное время (24 минуты) выделено на выполнение практической работы, 5 минут – на повторение материала.

Информация о работе Решение творческих задач с элементами конструирования