Разработка технического регламента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:30, реферат

Описание работы

Вступивший1 июля 2003 г. в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 46.12 Кб (Скачать)
 

     Введение 

     Вступивший1 июля 2003 г. в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации. Основными инструментами технического регулирования станут технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами, национальные стандарты - правила для добровольного использования, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, государственный контроль и надзор.

     Федеральный закон Российской Федерации "О  техническом регулировании" направлен  на создание механизма обеспечения  защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и  национальной безопасности страны. Формирование в стране комплекса технических  регламентов в первую очередь  направлено на защиту национальных научно-технических  разработок и использование результатов  научно-технической деятельности в  интересах национальной экономики, т.е. на обеспечение технологической  безопасности государства. 
 
 
 

  1. Общие сведения о ФЗ«О техническом регулировании»
 

     Главная цель Федерального закона РФ «О техническом  регулировании» - создание основы единой политики в области стандартизации и сертификации. В результате принятия закона на отечественном правовом поле появилось созвездие новых норм, которые существенно меняют экономическую  жизнь страны. Этот закон можно  назвать«Конституцией для промышленности»: он отменяет действие законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» и ряда других нормативных актов. Закон требует внесения изменений и дополнений в значительное количество документов действующего законодательства, включая до 50 Федеральных законов и более 60 тыс. нормативных и правовых актов: приказы, распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации и министерств и ведомств. Они известны как ГОСТы, ОСТы, СНИПы, СанПиНы, нормы пожарной и ветеринарной безопасности и т. д. Все они будут действовать до тех пор, пока их не заменит соответствующий технический регламент. Причем такая замена должна проходить плавно.

     Не  менее важной целью принятия Федерального закона РФ «О техническом регулировании» является приведение российских процедур стандартизации и сертификации в  соответствие с требованиями Всемирной  торговой организации (ВТО)- World Trade Organization (WTO), и в первую очередь, с требованиями Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Данный закон противодействует превращению национальных стандартов и различных технических требований к продукции услугам в инструмент протекционизма по отношению к каким-либо группам товаропроизводителей. Гармонизация национальной системы стандартизации с международной облегчает выход российской высокотехнологичной продукции на мировые рынки, позволяет организовать кооперацию в ее производстве субподрядчиками из развитых стран.

     Наглядным примером технического регулирования  является решение Международной  организации гражданской авиации  о вступлении в силу с 1 апреля 2002 г. конвенции,ужесточающей требования к уровню шумов двигателей самолетов, работающих на международных линиях Европейского союза (Евросоюза). Экономические последствия для российских авиакомпаний, использующих на международных рейсах отечественные самолеты, не отвечающие этим нормам, очевидны, и об этом много говорилось.

     Концепция закона «О техническом регулировании» предусматривает, что все обязательные требования к продукции и услугам  устанавливаются только техническими регламентами, которые определяются Федеральными законами и постановлениями  Правительства Российской Федерации. Технические регламенты должны содержать  минимальные требования для обеспечения  безопасности продукции (услуг) и сфера  применения обязательных требований сводится к минимуму. Причем после вступления в силу технических регламентов  обязательные требования стандартов перестают  быть обязательными и государственный  контроль (надзор) начинает осуществляться за соблюдением требований технических  регламентов

     Кстати,в качестве основных нормативных элементов технического регулирования мировая практика определяет технические регламенты, международные, национальные и региональные стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий (центров), контроль и надзор.

     И все-таки Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» является идеологическим и рамочным. В нем  есть ряд неоднозначных посылок, которые при определенных условиях могут ухудшить нынешнее положение  в этой области. Так,некоторые разделы действующих ГОСТов по стандартизации противоречат положениям закона; нет четкого определения об участии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в системах отечественной и международной сертификации. Однако в законе предусмотрен переходный период длительностью семь лет, в течение которых будут сосуществовать новые и старые элементы технического регулирования (т. е. соответствующие регламенты -документы, содержащие обязательные правовые нормы и принятые соответствующим органом исполнительной власти), и стандарты.

     В полную же силу Федеральный закон  РФ «О техническом регулировании» начнет работать после введения технических  регламентов и тогда Российская Федерация выйдет на формирование Единого  кодекса законов о техническом  регулировании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   Техническое регулирование
 
    1.    Определение регулирования
 

     Техническое регулирование является разновидностью государственного регулирования, которое  предполагает использование юридических  инструментов для реализации целей  социально-экономической политики государства. В рамках государственного регулирования происходит принуждение  индивидов или организаций к  соблюдению определенных обязательных требований под угрозой официальных  санкций со стороны специализированных государственных структур и органов.

     В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под государственным  регулированием понимается разнообразное  множество инструментов, с помощью  которых государство устанавливает  требования к предприятиям и гражданам5. Такое регулирование включает законы, формальные и неформальные предписания  и вспомогательные правила, устанавливаемые  государством, а также негосударственными организациями или организациями  саморегулирования, которым государство  делегировало регуляторные полномочия.

     В статье 2 ФЗ «О техническом регулировании» дается следующее определение:техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции,процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения,перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Достаточно упрощенно этот термин можно пояснить так: техническое регулирование –обязательные условия нефинансового характера для предпринимательской деятельности, которые устанавливает государство. Очевидно, что характеристики продукции, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации должны иметь общие требования. То же самое относится к выполнению всевозможных работ и услуг.

     В понятие «техническое регулирование» входят также и оценка соответствия продукции, процессов, работ и услуг  установленным нормам, а также  контроль за их соблюдением. Кроме обязательных постулатов данный термин включает в себя функции соблюдения добровольных правил в той сфере деятельности, которой занят предприниматель. 
 

     2.2 Принципы технического регулирования 

     На  законе «О техническом регулировании» отрабатывается новый формат государственного регулирования экономики в целом. Основной принцип технического регулирования  – законодательный уровень всех ограничений, которые существуют в  отношении предпринимательской  деятельности. Поэтому декларирование в законе принципов технического регулирования влечет необходимость  их реализации при организации технического регулирования, разработке регламентирующей документации и практической деятельности предпринимателей в этой области.

     1.Принцип  «применение единых правил установления  требований» означает, что требования  формулируются единообразно, независимо  от вида продукции или процесса, формы собственности юридического  статуса разработчика технического регламента или стандарта, предпринимателя, выпускающего продукцию или оказывающего услугу.

     2.Принцип  «соответствие технического регулирования  уровню развития национальной  экономики, развития материально-технической  базы, а также уровню научно-технического  развития» показывает, что требования, закладываемые в технические  регламенты и национальные стандарты,  должны быть выполнимыми с  учетом достигнутого уровня развития  отечественной промышленности, обеспеченности обладающими нужными свойствами материалами и оборудованием, технологическими процессами, необходимой информацией.

     3.Принцип  «независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от  изготовителей, продавцов, исполнителей  и приобретателей» декларирует  то, что органы и по аккредитации  и сертификации не должны быть  связаны ни с изготовителями (продавцами, исполнителями), ни с приобретателями  никакими договорными обязательствами  за исключением тех, которые  предусмотрены действующими правилами.

     Персонал  этих органов должен быть защищен  от попыток незаконного давления или других воздействий, которые  могли бы повлиять на принимаемые  решения. Руководители этих организаций  должны разрабатывать меры, направленные на то, чтобы сотрудники не вступали в незаконные сделки с лицами, заинтересованными  в финансовых результатах аккредитации и сертификации.

     4.Принцип  «единой системы и правил аккредитации»  означает, что аккредитация органов  по сертификации, испытательных  лабораторий и центров должна  осуществляться в единой системе,  а терминология, правила и процедуры  аккредитации, применяемые в этой  системе, должны быть основаны  на единых принципах с учетом  международного опыта, отраженного  в руководствах ИСО и МЭК, международных и европейских стандартах в области аккредитации.

     5.Принцип  «единство правил и методов  исследований (испытаний) и измерений  при проведении процедур обязательной  оценки соответствия» устанавливает  единство правил, относящихся к  организации испытаний и измерений,  применяемой документации, общих,  т. е. независимых от физической  или химической природы контролируемых  параметров, критериев соответствия  оцениваемых объектов установленным  требованиям.

     6.Принцип  «единство применения требований  технических регламентов независимо  от видов и особенностей сделок»  декларирует обязательность требований  технических регламентов независимо  от того, на основе каких договорных  обязательств поставляется продукция,  оказывается услуга или выполняется  работа.

     7.Принцип  о недопустимости ограничения  конкуренции при осуществлении  аккредитации и сертификации  запрещает возможность создания  преимуществ отдельным заявителям, искусственного затормаживания решения вопросов или их необоснованного ускорения.

     8.Принцип  недопустимости совмещения полномочий  органа государственного контроля(надзора) и органа по сертификации разграничивает сферы их деятельности.

     В обязанности этих органов входит контроль за сертифицированной продукцией и другими сертифицированными объектами, однако уровень этого контроля различен: орган по сертификации контролирует выполнение его решений, а орган госнадзора контролирует деятельность органа по сертификации, проверяет, насколько точно выполняются его решения.

     9.Принцип  недопустимости совмещения одним  органом полномочий на аккредитацию  и сертификацию вводит запрет  на возможность одной и той  же организации быть и исполнителем, и контролером своей деятельности.

     10.Принцип  недопустимости внебюджетного финансирования  государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов отрицает возможность влияния частного капитала на деятельность, являющуюся по закону деятельностью государственного органа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Разработка технического регламента