Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 00:42, курсовая работа
На основании ГОСТ 25346–89 находим величину допуска и значения основных отклонений и рассчитываем предельные размеры вала или отверстия.
Расчет посадок гладких цилиндрических сопряжений ………………….
Расчет калибров и контркалибров для контроля гладких цилиндрических деталей………………………………………………………...
Выбор и обоснование средств измерений для контроля линейных размеров деталей…………………………………………………………………
Выбор, обоснование и расчет посадок подшипников качения.................
Расчет допусков и посадок шлицевого и шпоночного соединения…………..……………………………………………………………
Расчет допусков и посадок резьбового соединения ..…………………....
Выбор показателей контрольного комплекса зубчатого колеса и приборов для контроля выбранных показателей ……………………………...
Библиография……….……………………………
Предельная погрешность ∆ = 3 мкм.
3 < 5 или ∆ < [∆].
36а – приборы показывающие с индуктивными преобразователями с переменной ценой деления: 0,1; 0,2; 0,5; 1,0 и 2,0 мкм и пределами измерения ±3; ±6; ±15; ±30 и ±60 мкм при работе с одним преобразователем, установочные узлы по ГОСТ 10197 – штативы с диаметром колонки не менее 30 мм и наибольшим вылетом головки до 200 мм (Ш-11Н и ШМ-11Н), предельная погрешность измерения – 2,5 мкм.
Предельная погрешность ∆ = 2,5 мкм.
2,5<
5 или ∆ < [∆].
4 Выбор, обоснование и расчет посадок подшипников качения
Дан подшипник 6-311 ГОСТ 8338-75 - шариковый радиальный, класс точности 6, с основными размерами: d=55 мм, D=120 мм, B=29 мм.
Средняя серия диаметров 3, узкая серия ширин 0.
Внутреннее кольцо подшипника испытывает циркуляционное нагружение. Наружное кольцо – местное нагружение.
Выбираем посадки наружного кольца подшипника в корпус и внутреннего кольца подшипника на вал по ГОСТ 3325-85.
Для внутреннего кольца подшипника предлагаются следующие посадки:
L6/js6; L6/n6; L6/m6; L6/k6
Выбираем посадку Æ55L6/js6
Для наружного кольца подшипника предлагаются следующие посадки:
G7/l6; H7/l6; JS7/l6
Выбираем посадку Æ120H7/l6
Предельные
отклонения диаметров колец выбираются
по
ГОСТ 520–89, а предельные отклонения вала
и отверстия корпуса - по
ГОСТ 25346–89.
Определяем предельные отклонения для колец подшипников:
Æ55L6: IT(D)=12 мкм, ES=0 мкм, EI= –12 мкм
Рассчитаем предельные размеры:
Dmax=d0+ES=55+0=55 мм
Dmin=d0+EI=55+(–0,012)=54,
Æ55js6: ITd=19 мкм, ei=-9,5 мкм, es=+9,5 мкм
dmax=d0+es=55,0000+0,0095=
dmin=d0+ei=55,0000-0,0095=
Строим схему расположения полей допусков (рисунок 4.1).
Рисунок
4.1 - Схема расположения полей допусков
сопряжения Æ55L6/js6
Рассчитаем предельные натяги (зазоры):
Nmax= dmax -Dmin=55,0095 –54,9880 =0,0215 мм
Smax = Dmax - dmin =55,0000–54,9905=0,0095 мм
Nср = (21,5+9,5)/2=15,5 мкм
Рассчитаем допуск посадки:
TN(d,D)= ITD + ITd =0,008+0,013=0,021 мм
Определяем параметры наружного кольца:
Æ120l6: ITd=13 мкм, es=0, ei= –13 мкм
dmax=d0+es=120+0=120 мм
dmin=d0+ei=120+(–0,013)=119,
Æ120H7: IТD=35 мкм, EI=0 мкм
ES=ITD+EI=35+0=35 мкм
Dmax=d0+ES=120,000+0,035=
Dmin=d0+EI=120+0=120 мм
Строим
схему расположения полей допусков
(рисунок 4.2).
Рисунок
4.2 - Схема расположения полей допусков
сопряжения Æ120H7/l6
Рассчитаем предельные зазоры:
Smin= dmax-Dmin=0 мм
Smax=
Dmax–dmin=120,035–119,987=0,
Рассчитываем средний зазор:
Sm=(Smax+Smin)/2 =0,024 мм
Рассчитаем допуск посадки:
TN(d,D)= ITD + ITd =0,013+0,035=0,048 мм
Таблица 4.1 – Результаты расчёта сопряжений Æ55L6/js6 и Æ120H7/l6
Диаметр | ITD(d),мкм | ES(es),мкм | EI(ei),мкм | Dmax(dmax),мм | Dmin(dmin),мм |
Æ55L6 | 12 | 0 | –12 | 55,0000 | 54,9880 |
Æ55 js6 | 19 | +9,5 | -9,5 | 55,0095 | 54,9905 |
Æ120l6 | 13 | 0 | –13 | 120,0000 | 119,9870 |
Æ120H7 | 35 | +35 | 0 | 120,0350 | 120,0000 |
Производим проверку наличия в подшипнике качения радиального зазора, который уменьшается вследствие образования натяга при посадке подшипника на вал. В расчетах принимаем среднее значение натяга в подшипнике, как наиболее вероятные Nm=10,5 мкм, тогда Nэф=0,85*Nm=0,85*15,5=13,175 мкм.
Приведённый внутренний диаметр подшипника:
Dпр=D-(D–d)/4=120-(120–55)/
Диаметральная деформация беговой дорожки внутреннего кольца при посадке его с натягом:
ΔD1= Nэф ·D/ Dпр=13,175·120/103,75=15,2 мкм
По таблицам ГОСТ 24810–81 определяем предельные значения зазоров в подшипнике:
Gr min=8 мкм;
Gr max=28 мкм.
Тогда зазор в подшипнике будет равен:
Gr пос= Gr ср -ΔD1 = 18-15,2=2,8 мкм
Gr ср=(Gr min+ Gr max)/2=(8+28)/2=18 мкм.
Расчёт подтверждает, что заклинивание в посадке не произойдёт.
Выбираем
шероховатость поверхностей вала и
отверстия в корпусе по
ГОСТ 3325-85. Rad должна быть не более
1,25 мкм, RaD – не более 2,5 мкм, торцов
заплечиков вала и отверстия Ra –
не более 2,5 мкм. Таким образом, выбираем
Rad =0,8 мкм, RaD =1,25 мкм, Ra
= 2,5 мкм.
Для достижения выбранной шероховатости и степени точности посадочных поверхностей целесообразно применять коленный вал, обработанный чистым шлифованием, а отверстие в корпусе тонким растягиванием.
Допуск соосности: Дан допуск соосности при длине посадочного места В1=10 мм. При другой длине посадочного места В2 для получения этих допусков необходимо табличные значения умножить на В2/10, тогда
Товала=4*29/10=11,6 мкм,
Токорпуса=8*29/10=23,2 мкм.
Вала: 10 мкм
Корпуса: 20 мкм.
Эскизы деталей, сопрягаемых с подшипником, приведены на рисунке 4.3.
Рисунок 4.3 – Эскизы деталей, сопрягаемых с подшипником
5. Расчет допусков и посадок шлицевого и шпоночного соединения
5.1 Расчет допусков и посадок шлицевого соединения.
Рассмотрим
прямобочное шлицевое соединение средней
серии по
ГОСТ 1139-80: b–8×42H11/а11×48H12/a11×8F10/
Поля допусков выбираются по ГОСТ 25346 или ГОСТ 1139.
Расчёт предельных размеров и зазоров (натягов) по сопряжению Ø42H11/а11:
Dmax = D0 + ES = 42,00 + 0,16 = 42,16 мм;
Dmin = D0 + EI = 42 + 0 = 42 мм;
dmax = d0 + es = 42,0 - 0,32 = 41,68 мм;
dmin = d0 + ei = 42,00 – 0,48 = 41,52 мм;
Smax = Dmax – dmin = 42,16 – 41,52 = 0,64 мм;
Smin = Dmin- dmax = 42,0 – 41,68 = 0,32 мм.
Sср = (Smax + Smin)/2=0,48 мм.
Рисунок
5.1 - Схема расположения полей допусков
сопряжения Ø42H11/а11.
Расчёт предельных размеров и зазоров (натягов) по сопряжению Ø48H12/a11:
Dmax = D0 + ES = 48,00 + 0,25 = 48,25 мм;
Dmin = D0 + EI = 48 + 0 = 48 мм;
dmax = d0 + es = 48,0 - 0,32 = 47,68 мм;
dmin = d0 + ei = 48,00 - 0,48 = 47,52 мм;
Smax = Dmax – dmin = 48,25 – 47,52= 0,73 мм;
Smin = Dmin- dmax = 48,00 – 47,68 = 0,32 мм.
Sср = (Smax + Smin)/2=0,525 мм.