Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 01:08, курсовая работа
В работе представлен расчет цепной передачи и закрытого цилиндрического редуктора.
Коэффициент полезного действия двигателя
Ориентировочный коэффициент полезного действия привода:
Где – общий КПД;
– КПД муфты;
– КПД закрытой зубчатой передачи;
– КПД цепной передачи;
– КПД подшипников качения.
Выбор электродвигателя
Требуемая мощность на барабане:
,
где F – окружное усилие;
V – скорость ленты конвейера.
Мощность электродвигателя :
Выходная частота вращения барабана :
где V – скорость ленты;
D – диаметр барабана.
Общее передаточное число :
где – передаточное число закрытой зубчатой передачи,
передаточное число цепной передачи,
=25,2
Тогда частота вращения вала электродвигателя:
Выбираем электродвигатель 4AM132S6У3:
- номинальная мощность двигателя;
- номинальная
частота вращения вала
Частоты вращения валов привода
Определим частоты вращения валов редуктора и конвейера.
Частота вращения тихоходного вала редуктора :
Частота вращения вала конвейера
Определение силовых и кинематических параметров привода
Мощности на валах привода:
Мощность на валу двигателя
Мощность на быстроходном валу редуктора:
Мощность на тихоходном валу редуктора:
Мощность на валу конвейера:
Частоты вращения и угловые скорости валов привода:
Вал двигателя
Быстроходный вал редуктора
Тихоходный вал редуктора
Вал конвейера
Вращающие моменты на валах привода:
Вал двигателя
Быстроходный вал привода
Тихоходный вал привода
Вал конвейера
Данные вычислений сводим в таблицу
Тип двигателя: 4AM132S6У3 Pном=5,5 кВт nном=960 об/мин | |||||||
Параметр |
Передача |
Параметр |
Вал | ||||
Закрытая (редуктор) |
Открытая (цепная) |
двигателя |
редуктора |
Приводной конвейера | |||
Быстро-ходный |
Тихо-ходный | ||||||
Переда-точное число u |
6,3 |
4 |
Расчетная мощность Р, кВт |
5,5 |
5,3366 |
5,1258 |
4,5215 |
Угловая скорость ω, с-1 |
101 |
101 |
16 |
4 | |||
КПД |
0,98 |
0,9 |
Частота вращения n, об/мин |
965 |
965 |
153,2 |
38,3 |
Вращаю-щий момент |
54,5 |
52,9 |
320,1 |
1129,4 |
Геометрические и силовые
Определяем шаг цепи по формуле:
Где:
T – вращающий момент на ведущей звездочке (равный вращающему моменту тихоходного вала редуктора Tтв), Н·м
z1 – число зубьев ведущей звездочки
[pн] – допускаемое давление в шарнирах цепи, зависит от частоты вращения ведущей звездочки [pн]=29
ν=1 – число рядов цепи
Кэ – коэфициент эксплуатации, представляющий собой произведение пяти поправочных коэфициентов:
Таблица поправочных коэфициентов
Условия работы передачи |
Коэфициент | |||
Обозначение |
Значение | |||
Динамичность нагрузки |
Равномерная Переменная или толчкообразная |
Кд |
1 1,2…1,5 | |
Регулировка межосевого расстояния |
Передвигающимися опорами Нажимными звездочками Нерегулируемые передачи |
Крег |
1 0,8 1,25 | |
Положение передачи |
Наклон линии центров |
Θ=0..40 Θ=40..90 |
kв |
1,15 1,05 |
Θ≤60 Θ>60 |
Кθ |
1 1,25 | ||
Способ смазывания |
Непрерывный (в масляной ванне или от насоса) Капельный Периодический |
Кс |
0,8
1 1,5 | |
Режим работы |
Односменная Двухсменная Трехсменная |
Кр |
1 1,25 1,5 |
Кд=1 – равномерная нагрузка
Крег=0,8 – регулировка межосевого расстояния нажимными звездочками
Кθ=1 – наклон линии центров звездочек θ=0 град.
Кс=1,5 – периодическая смазка
Кр=1,5 – трехсменный режим работы
Отсюда
Шаг цепи:
Согласно ГОСТ 13568-75 «Цепи приводные роликовые нормальной серии однорядные типа ПР» выбираем цепь ПР-31,75-8900
Геометрические параметры цепи:
p |
b1 |
d1 |
d3 |
h не более |
b7 не более |
b6 не более |
31,75 |
19,05 |
9,53 |
19,05 |
30,2 |
46 |
24 |
Число зубьев ведомой звездочки
Округляем до целого нечетного числа z2=85
Фактическое передаточное число цепной передачи
Проверяем отклонение фактического передаточного числа от заданного
Оптимальное межосевое расстояние
– межосевое расстояние в шагах
Число звеньев цепи
Округляем до большего четного числа lp=118
Уточняем межосевое расстояние в шагах
Фактическое межосевое расстояние
Длина цепи
Диаметры звездочек:
Диаметр делительной окружности:
Ведущей звездочки
Ведомой звездочки
Диаметр окружности выступов:
Ведущей звездочки
Ведомой звездочки
Где:
K=0,7 – коэфициент высоты зуба
Kz – коэфициент числа зубьев
λ=p/d1=31,75/9,53=3,33 – геометрическая характеристика зацепления (d1 – диаметр ролика шарнира цепи
Диаметр окружности впадин
Ведущей звездочки
Ведомой звездочки
Проверочный расчет:
Частота вращения меньшей звездочки n1 , об/мин
n1=153,2 об/мин – частота вращения тихоходного вала
[n]1=15·103/p=15·103/31,75=
Число ударов цепи о зубья звездочки U, с-1;
Где:
Фактическая скорость цепи
Окружная сила передаваемая цепью
Давление в шарнирах цепи
Где d1, b3 – соответственно диаметр валика и ширина внутреннего звена цепи
[pц]=35 Н/мм2
Прочность цепи
[S]=8,6
F0=Kf·q·a·g=6·3,8·1,15·9.81=
q – маса 1 м. цепи
a – межосевое расстояние
g –ускорение свободного падения
Fυ=q·υ2=3,8·1,72=10,98 – натяжение цепи от центробежных сил
Сила давления цепи на вал
Результаты вычислений сводим в таблицу
Проэктный расчет | |||||
Параметр |
Значение |
Параметр |
Значение | ||
Тип цепи |
ПР-31,75-8900 |
Диаметр делительной окружности звездочек Ведущей Ведомой |
213 860,4 | ||
Шаг цепи p |
31,75 | ||||
Межосевое расстояние a |
1145,22 | ||||
Длина цепи l |
3746,5 | ||||
Число звеньев lp |
118 |
Диаметр окружности выступов звездочек Ведущей Ведомой |
229,9 877,9 | ||
Число зубьев звездочки Ведущей z1 Ведомой z2 |
21 84 | ||||
Cила давления цепи на вал Fоп, Н |
3529,6 |
Диаметр окружности впадин звездочек Ведущей Ведомой |
206,02 856 | ||
Проверочный расчет | |||||
Параметр |
Допускаемое значение |
Расчетное значение |
Примечание | ||
Частота вращения ведущей звездочки n1, об/мин |
472,44 |
153,2 |
|||
Число ударов цепи U |
16 |
1,84 |
|||
Коэфициент запаса прочности S |
8,6 |
27,1 |
|||
Давление в шарнирах цепи pц, Н/мм2 |
35 |
34,4 |
Расчет закрытой зубчатой передачи
Расчет твердости,
термической обработки и
В зависимости
от вида изделия, условий его эксплуатации
и требований к габаритным размерам
выбирают необходимую твердость
колес и соответствующий
Твердость и механические характеристики Стали 40Х
Сталь 40Х |
Шестерня |
Колесо |
Термическая обработка |
Улучшение |
Улучшение |
Твердость сердцевины |
НВ 269…302 |
НВ 269…302 |
Твердость поверхности |
НВ 269…302 |
НВ 269…302 |
Предел текучести σт |
750 МПа |
750 МПа |
Dпред |
200 мм |
200 мм |
Sпред |
125 мм |
125 мм |
Допускаемые напряжения
Допускаемые контактные напряжения шестерни :
Допускаемые контактные напряжения колеса :
Допускаемые напряжения изгиба шестерни :
Допускаемые напряжения изгиба колеса :
Максимально допускаемые контактные напряжения шестерни :
Максимально допускаемые контактные напряжения колеса :
Максимально допускаемые напряжения изгиба шестерни :
Максимально допускаемые напряжения изгиба колеса :
За расчетное допускаемое контактное напряжение принимается меньшее из значений контактных напряжений
= .
Межосевое расстояние
где Ка – коэффициент для прямозубых колес, Ка = 49,5 ;
КНβ =1 – коэффициент концентрации нагрузки;
ТТВ – эквивалентный момент на колесе;
ψа – коэффициент ширины, при симметричном расположении ψа = 0,315.
Межосевое расстояние аw :
По конструктивным соображениям принимаем аw = 200 мм.
Предварительные основные размеры колеса
Делительный диаметр колеса d2 :
Ширина колеса b2 :
Ширина шестерни принимается на 5 мм больше ширины колеса. Ширина шестерни b1=77 мм.
Модуль передачи
Модуль передачи mт :
где Кт – коэффициент для прямозубых колес, Кт = 6,6;
ТFE2 – эквивалентный момент на колесе.
Согласно модуль передачи mт :
Для обеспечения
правильно термической
Суммарное число зубьев
Суммарное число зубьев z∑ :
Число зубьев шестерни и колеса
Фактическое передаточное число. Диаметры колес
Число зубьев шестерни z1:
Число зубьев колеса z2 :
Фактическое передаточное число u :
Фактическое межосевое расстояние:
Делительный диаметр шестерни d1 :
Делительный диаметр колеса d2 :
Диаметры вершин зубьев шестерни и колеса dа1 и dа2 :
Диаметры впадин зубьев шестерни и колеса df1 и df2:
Проверочный расчет
Проверяем межосевое расстояние
Проверяем пригодность заготовок колес
Условие пригодности заготовок колес:
Диаметр заготовки шестерни:
Толщина диска заготовки колеса:
Условия выполняются:
Проверяем контактные напряжения:
K=436 – вспомогательный коэфициент:
Ft -- окружная сила в зацеплении:
KHα =1 – коэфициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
KHV – коэфициент динамической нагрузки, зависящий от точности зубчатой передачи и окружной скорости колеса
Окружная скорость колеса VК :
Степень точности 9;
KHV=1,05
Проверяем напряжения изгиба зубьев шестерни ϭF1 и колеса ϭF2:
KFα=1 – коэфициент учитывающий распределение нагрузки между зубьями;
KFβ=1 – коэфициент неравномерности нагрузки по длине зуба;
KFV=1,13 – коэфициент динамической нагрузки, зависящий от точности передачи и окружной скорости колеса;
YF1 и YF2 – коэфициенты формы зуба шестерни и колеса; YF1=4,27; YF2=3,60
Yβ=1 – коэфициент учитывающий наклон зуба;
Результаты вычислений сводим в таблицу
Проектный расчет | ||||||
Параметр |
Значение |
Параметр |
Значение | |||
Межосевое расстояние aw мм |
200 |
Модуль m |
3 | |||
Ширина зубчатого венца Шестерни колеса |
77 72 |
Диаметр делительной окружности Шестерни колеса |
111 289 | |||
Число зубьев Шестерни колеса |
18 115 |
Диаметр окружности вершин Шестерни Колеса |
117 295
| |||
Диаметр окружности впадин Шестерни колеса |
103.5 281.5 | |||||
Проверочный расчет | ||||||
Параметр |
Допускаемые значения |
Расчетные значения | ||||
Контактные напряжения |
581 |
396 | ||||
Напряжения изгиба |
294 |
0,39 | ||||
294 |
0,39 |