Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 22:53, курсовая работа
Ассортимент продукции нефтеперерабатывающего завода должен быть таким, чтобы была выгодна переработка нефти. Поэтому, бензины должны быть с высоким октановым числом (92 - 95 пунктов по моторному методу), не должны содержать тетраэтилсвинец. Дизельное топливо требует низкого содержания серы и ароматики. Смазочные масла выгодно производить высокоиндексные с комплексом присадок.
Введение
1.Характеристика исходной нефти и фракций, выделенных из нее.
Классификация нефти по ОСТ 38.1197-80
2.Выбор варианта переработки нефти, обоснование ассортимента получаемых продуктов и схемы НПЗ. Блок - схема НПЗ
3.Краткая характеристика технологических установок, входящих в состав НПЗ.
4.Материальные балансы установок
5.Материальный баланс НПЗ
Библиографический список
Таблица 1.10.
Температура выкипания фракций при 760 мм рт. ст., 0С | Выход на нефть, % мас. | 420 | | ||
отдельных фракций | суммарный | ||||
1. | До 28 (газ С4 ) | 0,14 | 0,14 | - | - |
2. | 28 – 67 | 3,57 | 3,71 | 0,7051 | - |
3. | 67 - 92 | 2,45 | 6,16 | 0,7394 | 93 |
4. | 92 – 106 | 2,40 | 8,56 | 0,7534 | - |
5. | 106 – 120 | 2,51 | 11,08 | 0,7656 | - |
6. | 120 – 132 | 2,45 | 13,52 | 0,7772 | 113 |
7. | 132 – 160 | 2,55 | 18,76 | 0,8000 | - |
8. | 160 – 172 | 2,69 | 21,45 | 0,8115 | 132 |
9. | 172 – 188 | 2,85 | 24,30 | 0,8254 | - |
10. | 188 – 200 | 2,85 | 27,15 | 0,8347 | - |
11. | 200 – 216 | 3,07 | 30,22 | 0,8393 | 159 |
12. | 216 – 228 | 2,80 | 33,02 | 0,8458 | - |
13. | 228 – 242 | 2,90 | 35,90 | 0,8525 | - |
14. | 242 – 255 | 2,72 | 38,64 | 0,8580 | 189 |
15. | 255 – 268 | 2,90 | 41,54 | 0,8640 | - |
16. | 268 – 282 | 2,93 | 44,47 | 0,8695 | - |
17. | 282 – 293 | 2,85 | 47,32 | 0,8750 | 221 |
18. | 293 – 307 | 3,03 | 50,35 | 0,8807 | - |
19. | 307 – 319 | 3,00 | 53,35 | 0,8865 | - |
20. | 319 – 333 | 2,90 | 56,26 | 0,8924 | 254 |
21. | 333 – 345 | 2,87 | 59,12 | 0,8990 | - |
22. | 345-358 | 3,00 | 62,12 | 0,9043 | - |
22. | 358 – 369 | 2,93 | 65,05 | 0,9098 | - |
23. | 369 – 384 | 3,10 | 68,15 | 0,9162 | 288 |
24. | 384 – 392 | 2,97 | 70,12 | 0,9218 | - |
25. | 358 – 369 | 2,93 | 65,05 | 0,9098 | - |
26. | 392 – 407 | 3,07 | 74,19 | 0,9254 | 318 |
27. | 407 – 427 | 3,13 | 77,32 | 0,9325 | - |
28. | 427 – 447 | 3,10 | 80,42 | 0,9380 | 376 |
29. | 447 – 466 | 3,16 | 83,58 | 0,9430 | 403 |
30. | 466 – 500 | 3,62 | 87,20 | 0,9470 | 440 |
31. | Выше 500 | 12,80 | 100,00 | - | - |
2.Выбор варианта переработки нефти, обоснование ассортимента поучаемых продуктов и схемы НПЗ.
Выбор ассортимента фракций, получаемых в ходе первичной переработки нефти на установке ЭЛОУ – АВТ, определяется с одной стороны потребностями в тех или иных продуктах, а с другой стороны физико – химическими свойствами самих фракций.
На проектируемой установке мы планируем получать следующие нефтяные фракции: газ, нк - 100С, 100 - 140С, 120-180 С,180 - 240С, 240 - 280С, 280 - 350С, 350 - 500С и фракция, выкипающая выше 500С.
Газ используют в качестве сырья газофракционирующих установок с целью производства индивидуальных углеводородов, топлива и компонента автомобильного бензина.
Фракция нк - 100С используется как сырье установки изомеризации для получения компонентов бензина, эта фракция обладает высоким октановым числом и может быть использована непосредственно как компонент товарного автомобильного бензина.
Фракция 100 - 140С является сырьем установки каталитического риформинга с целью получения высокооктанового компонента бензина.
Фракция 140 - 180С также является сырьем установки каталитического риформинга с целью получения высокооктанового компонента бензина или может использоваться как часть реактивного топлива.
Фракция 180 - 240С может использоваться как реактивное топливо или компонент дизельного топлива, из-за низкого содержания серы в гидроочистке не нуждаются.
Фракции 240 – 280 и 280 – 350С являются компонентом дизельного топлива. Они обладают низкой температурой застывания и нуждаются в гидроочистке ввиду высокого содержания серы.
Фракция 350 - 500С (вакуумный газойль) обладает высокой плотностью, вязкостью, молекулярной массой. Может использоваться как сырье установки каталитического крекинга с целью получения высокооктанового компонента бензина.
- В табл. 2.1. проведено сравнение физико-химических свойств фракции 230 - 350оС со свойствами товарных дизельных топлив. Данная фракция не соответствует ГОСТу по таким показателям, как фракционный состав и кинематическая вязкость. Поэтому товарное дизельное топливо можно получить путем смешения фракции 230 - 350оС с фракцией 180 - 240оС. Для получения экологически чистого дизельного топлива подвергаем фракции 240 – 280 и 280 – 350С гидроочистке.
Выбор технологической схемы завода - основная и наиболее ответственная задача при разработке проекта НПЗ. Подбор комплекса технологических процессов по мощности и связи должен обеспечить выпуск из данного сырья заданного ассортимента продуктов высокого качества с минимальными затратами сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов, без загрязнения окружающей среды.
Таблица 2.1.
Характеристика товарных дизельных топлив
№ | Показатели | Летнее
| Зимнее
| Арктическое
| Фракция 230-350о C |
1. | Цетановое число, не менее | 45 | 45 | 45 | 44 |
2. | Фракционный состав: перегоняется при температуре, оС, |
|
|
|
|
50 %, не выше | 280 | 280 | 255 | 312 | |
96 %, не выше | 360 | 340 | 330 | 350 | |
3. | Кинематическая вязкость, мм2/с, при 20оС | 3-6 | 1,8-5,0 | 1,5-4,0 | 7,0 |
4. | Температура застывания, оС | -10 | -35 | -55 | -18 |
5. | Температура помутнения, оС | -5 | -25 | - | -13
|
6. | Температура вспышки в закрытом тигле, оС, не более | 40 | 35 | 30 | - |
7. | Содержание серы, % мас. |
|
|
|
|
общей | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,25 | |
меркаптановой | 0,01 | 0,001 | 0,01 | 0 | |
8. | Кислотность, мг КОН/100 мл | 5 | 5 | 5 | - |
9. | Иодное число, г J2/кг | 6 | 6 | 6 | – |
10. | Зольность, % масс., не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 | – |
11. | Коксуемость, % остатка, не более | 0,2 | 0,3 | 0,3 | – |
12. | Плотность при 20оС, кг/м3, не более | 860 | 840 | 830 | 881 |
Существует несколько вариантов технологических схем переработки нефти. Однако, в общем виде эти схемы могут быть сведены к четырем основным типам:
=> топливная с неглубокой переработкой нефти
=> топливная с глубокой переработкой нефти
=> топливно-масляная
топливно-нефтехимическая
При выборе направления переработки нефти учитывала следующие факторы: 1) потребность в том или ином ассортименте нефтепродуктов, 2) качество перерабатываемой нефти, 3) технический уровень разработки определенных процессов. Как отвечающий современным требованиям был выбран топливный вариант НПЗ с глубокой переработкой нефти. На проектируемом заводе будет вырабатываться следующий ассортимент нефтепродуктов:
- сжиженные газы;
- автомобильные бензины марок А-92 и А-95;
- реактивное топливо марки РТ;
- дизельные топлива марок ДЭЛЧ и ДЗЭЧ;
- котельное топливо;
- битум;
- элементная сера;
- кокс.
В соответствии с этим в состав завода будут входить следующие установки:
1.ЭЛОУ – АВТ
2. Установка каталитического риформинга для получения компонента высокооктанового бензина
3.Установка гидроочистки дизельных фракций, керосиновые фракции в гидроочистки не нуждаются.
4.Установка каталитического крекинга
5.Установка производства битума
6.Установка замедленного коксования
7.Установка ГФУ предельных углеводородов
8. Установка ГФУ непредельных углеводородов
9. Установка алкилирования
10.Установка производства элементной серы
11.Установка производства водорода
ЭЛОУ - АВТ.
Составление материального баланса завода начинают с головной установки ЭЛОУ-АВТ. На каждом НПЗ нефть подвергается тщательному обессоливанию и обезвоживанию.
Схема блока АВТ зависит от качества перегоняемой нефти. Существует 3 варианта схем атмосферного блока. Учитывая свойства и состав рассматриваемой нефти, выбираем вариант атмосферной перегонки с двукратным испарением и двухкратной ректификацией.
После обессоливания и обезвоживания нефть отправляют в процесс перегонки при атмосферном давлении и под вакуумом, там ее разделяют на газ, бензиновые фракции, дизельные фракции, вакуумный газойль и гудрон.
Параметры процесса: обессоливание и обезвоживание в две ступени – температура 100-160°C, давление до 1,8 МПа; атмосферная перегонка –давление 0,14-0,18 МПа, температура входа сырья 320-380°C; вакуумная перегонка – давление 30-60 мм. рт. ст., температура 380-400 °С.
Получаемые продукты: газ- на ГФУ предельных газов;
фракция н.к.-100°С – является компонентом товарного бензина;
фракция 100-140°С – сырье установки каталитического риформинга для получения компонента высокооктанового бензина;
фракция 140-180°С – сырье установки каталитического риформинга для получения компонента высокооктанового бензина и используется, как компонент реактивного топлива;
фракция 180-240°С - сырье для получения дизельного топлив и компонент реактивного топлива;
фракция 240-280°С - сырье для гидроочистки дизельных фракций;
фракция 280-350°С - сырье для гидроочистки дизельных фракций;
фракция 350-500°С - сырье каталитического крекинга;
>500°С (гудрон) - отправляется на коксование, висбрекинг и производство битума.
Установка каталитического риформинга с блоком предварительной гидроочистки.
Блок гидроочистки предназначен для снижения в исходном сырье серы, азота, влаги, т. к. эти элементы являются ядом для катализатора из платины (серы не должно быть более 0,0001%, азота не более 0,00005%, воды не более 0,001%).
Гидроочистку ведут при давлении 3-4МПа, температуре 330 - 400 °С, объемной скорости 2,5 - 5 ч-1, расход Н2 равен 0,1 - 0,15% масс, К цвсг = 100–500нм3/м3 сырья. Гидрогенизат отправляют на установку каталитического риформинга.
Назначение процесса - получение высокоароматизированных бензиновых дистиллятов, которые используются в качестве высокооктанового компонента бензина, а также индивидуальных ароматических углеводородов (бензола, толуола, ксилолов). Процесс протекает при температуре 450-530°С, при давлении 0,6-3,5МПа, с объемной скоростью 1-2ч-1 соотношение ВСГ сырье 500-1500 нм3/м3 сырья. Катализаторы процесса: монометаллические (ММК) и полиметаллические (ПМК). ММК- это платина (0,3-0,5%), отложенная на галоидированную окись алюминия. Галоид -это хлор или фтор. Они добавляются для усиления кислотных свойств. Катализаторы каталитического риформинга являются бифункциональными. Это означает, что катализатор имеет два типа активных центров - металлический и кислотный. На металлических центрах идут реакции гидрирования и дегидрирования. На кислотных - изомеризации и крекинга. В катализаторе платина находится в виде мелких кристаллов с размером ребра 10-70*10-8 см.