Особенности использования словесных методов обучения на уроках трудового обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Объект - процесс обучения школьников на уроках трудового обучения.
Предмет - использование словесных методов обучения на уроках труда в школе.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия-методы обучения, рассмотреть разные подходы, классификации и условия их использования.

Содержание

Введение 2
I. Теоретические основы проблемы словесных методов обучения. 5
I.1. Проблема методов обучения и их классификация в современной психолого-педагогической литературе 5
I.2. Словесные методы обучения и их использование в учебном процессе школы. 11
II. Опытно – педагогическая работа на уроках трудового обучения с использованием словесных методов 14
II.1. Содержание и методы обучения на уроках труда. 14
Заключение 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Особенности использования словесных методов обучения у младших школьников.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Министерство  общего и профессионального образования  Ростовской области

ГОУ СПО  «Вёшенский педагогический колледж  им. М.А. Шолохова» 
 

Курсовая  работа 

по методике преподавания технологии 

ОСОБЕННОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  СЛОВЕСНЫХ    МЕТОДОВ  ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ   ТРУДОВОГО  ОБУЧЕНИЯ

 
 

Специальность: 050503 Технология

                                             Выполнил студент 4 курса группы Г                                                                   

                                             Афанасьев Андрей Александрович

                                               Руководитель : Рассказов А.С. 
 
 
 

Станица Вёшенская

2009г.

Содержание 
 
 
 
 
 

 

Введение

 
 

     Всеми возможными способами 

     нужно воспитывать в детях горячее

       стремление к знанию и к  учению.

     Я.А. Коменский. 

    В системе образования особое место  занимает начальная ступень обучения. Переход к рыночным отношениям, который обусловил коренные изменения в обществе, требует нового подхода к воспитательным функциям общеобразовательной школы и, естественно, совершенствования учебно-воспитательного процесса. Необходимость изучения использования словесных методов обучения у школьников и их особенностей (на материале трудового обучения) побудило нас выбрать недостаточно разработанную и мало изученную актуальную тему курсовой работы.

    Проблема  методов обучения является одним из важнейших в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как учебные методы - это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук, развивает у них познавательные способности, обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение.

          Как показывает опыт выдающихся педагогов, наряду с другими методами обучения, в практике школьной работы видное место уделяется словесному методу обучения.

          Словесный метод выступает как  один из ведущих видов учебной деятельности детей по всем предметам обучения, оно получает  широкое использование в преподавании  на старших ступенях образования и включается в общую классификацию методов обучения.

          В связи с актуальностью данной  проблемы была определена цель работы - поиск оптимальных путей использования словесных методов обучения в школе.

          Объект - процесс обучения школьников на уроках трудового обучения.

          Предмет - использование словесных методов обучения на уроках труда в школе.

           Задачи:

    1. Раскрыть сущность понятия-методы обучения, рассмотреть разные подходы, классификации и условия их использования.

    2. Раскрыть методику использования  словесных методов обучения на  уроках труда.

         Методы исследования:                  

    - анализ научно - педагогической литературы;

    - изучение и обобщение (опыта  учителей, работающих в старших классах);

    - анализ программ  трудового обучения;

    ????Структура работы:

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

    В теоретической главе теоретические  предпосылки проблемы словесных  методов обучения рассматриваются  основы проблемы методов обучения в  начальной школе. На основе анализа  теоретической литературы была выявлена сущность педагогической особенностей использование словесных методов на уроках трудового обучения.

    В заключении даются выводы по проведенной  работе и рекомендаций по использованию  словесных методов обучения на уроках труда.

I. Теоретические основы проблемы словесных методов обучения

I.1. Проблема методов обучения и их классификация в современной психолого-педагогической литературе

 
 

    Результативность  и плодотворность обучения зависят  от методов. Методы определяют творчество учителя, эффективность его работы, усвоения учебного материала и формирования качеств личности ученика.

    Реализация  задач умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического  развития школьников зависит от выбранных учителем методов обучения.

    В общеобразовательной и профессиональной школе придается важнейшее значение совершенствованию методов обучения. Новая структура школьного образования, разработка нового содержания учебников, пособий, усиление мировоззренческой и трудовой подготовки учащихся, введение в учебный процесс современной вычислительной техники и компьютеров, подготовка каждого школьника к выбору профессии, производственная практика на базовых предприятиях требуют коренного пересмотра методов обучения.

      Метод (от греч. metodos) означает путь познания; теория, учение. Методы обучения зависят от понимания общих закономерностей познания человеком окружающего мира, то есть имеют философское методологическое обоснование и являются следствием правильного понимания противоречивости процесса обучения, его сущности и принципов.

    В ,,Философской энциклопедии’’ метод  определяется как форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта. Это глубокое положение определяет методологический подход и исходные теоретические основания к проблеме методов обучения. Содержание обучения зафиксировано в учебном материале. Именно содержание знаний, умений, навыков в учебных программах, учебниках, пособиях определяет степень образованности, культуры учащихся, трудовую подготовку.

      Метод обучения - это форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития личности учащихся.  

    Учитель выступает в роли посредника между  знаниями, зафиксированными в опыте  человечества, и сознанием ребенка, который не имеет этих знаний. Учитель предлагает путь познания, по которому должен идти ученик, чтобы усвоить определенные стороны опыта человечества. Но учитель не просто передает знания, подобно электронно-вычислительной машине, а организует определенные пути, способы, приемы усвоения учебного материала.

    Методы  обучения зависят от целей и содержания образования. Методы обучения имеют  психологическое обоснование. Возрастные возможности усвоения знаний и развития личности оказывают существенное влияние  на способы преподавания и учения. Глубокое понимание мыслительной деятельности учащихся и свойств личности позволяет найти более эффективные способы обучения.

    Применяемые на практике методы обучения должны иметь глубокое теоретическое обоснование, вытекать из педагогической теории. Вне практического использования, методы обучения теряют смысл. Практическая направленность - необходимая, существенная сторона методов обучения. В них дана непосредственная связь педагогической теории с практикой. Чем глубже и научнее теория, тем эффективнее методы обучения. Чем менее выражена теория в педагогических концепциях, тем менее зависимы от этой теории методы обучения.

    На  методы обучения существенное влияние  оказывают сложившиеся традиции преподавания и учения. Педагогическая наука обобщает передовой опыт работы школ и учителей, раскрывает научные основы традиционного обучения, помогает творческому поиску современных, более эффективных методов.

    Учитель должен видеть, какие задачи могут быть поставлены и решены при данном методе обучения и какие не могут быть выполнены. Научность метода обучения означает также ясность и определенность мысли учащихся: цель, средства, способы, основной и побочный результаты доказательств и рассуждений в процессе усвоения материала.

    Систематичность методов обучения определяет меру их эффективности. Отдельно взятый способ изучения учебного материала, если даже он очень целесообразен на данном уроке, вне системы может не оказать заметного влияния на развитие учащихся. Например, наблюдение за реальными явлениями природы будет продуктивным тогда, когда оно будет необходимым звеном в системе методов обучения, при помощи которых изучается соответствующая тема.

      Очевидным требованием к методам  обучения является их доступность.  Путь обучения должен быть  понятен и приемлем для ученика, а способы изучения учебного материала соответствовать возрастным возможностям учащихся.

      Сочетание теории и практики является необходимым требованием обучения. Нельзя односторонне исходить либо из теории, либо из практики. Теоретическое обоснование должно иметь практическую направленность. Практические рекомендации, советы, положения должны быть теоретически обоснованы.

    Главное в методах обучения - реализация образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

    Педагогическое  содержание метода обучения состоит в том, чтобы придать и сохранить диалектическое единство всем компонентам и сторонам, входящим в структуру метода. Метод, по существу, становится педагогическим тогда, когда определены место, значение и возможности каждого из компонентов реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Взаимосвязь сущности, принципов и методов обучения обеспечивает такое единство.

    В структуре методов обучения выделяются приемы.

    Прием - это деталь метода, отдельные операции мышления, моменты в процессе усвоения знаний, в формировании умений и навыков. Прием не имеет самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется данным методом. Одинаковые приемы обучения могут быть использованы в разных методах, и наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Метод включает приемы, но не являются совокупностью приемов обучения. Метод обучения всегда подчинен определенной цели, выполняет поставленную учебную задачу, ведет к усвоению определенного содержания, приводит к планируемому результату.

    Успешность  всех педагогических приемов зависит  от особенностей психических реакций  детей на воспитательные воздействия, именно «положительные» реакции приводят к наиболее благоприятным результатам.

    Основанием  классификации методов обучения, предложенной И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным  является внутренняя характеристика мыслительной деятельности учащихся. Они предложили следующую систему методов обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный или репродуктивный метод.

      Данный  метод применяется в тех случаях, когда учащиеся приобретают знания, полученные от учителя, из книги или других источников в готовом виде. Этот метод имеет большое значение на начальном этапе изучения той или иной темы.

  1. Проблемный метод используется в тех случаях, когда учащимся сообщают гото 0вые знания; при этом учебный материал группируется и располагается таким образом, чтобы перед учащимися была поставлена проблема. Для ее решения преподаватель  применяет систему доказательств, показывает логический путь и средства, т.е. как бы раскрывает путь по которому должно идти исследование вопроса.
  2. Частично поисковый метод. Применяется в тех случаях, когда учащиеся сами по различным  источникам знакомятся с фактическим материалом темы или его частью и с помощью выполнения соответствующих заданий подводятся к возможному анализу фактов и их связей, построению части плана поиска и самостоятельным выводам.
  3. Исследовательский метод используется в тех случаях, когда учащиеся в соответствии с поставленной перед ними проблемой изучают литературу вопроса, известные факты, строят план исследования, предварительно выдвигают гипотезу, проводят исследование и формируют решение проблемы.

Информация о работе Особенности использования словесных методов обучения на уроках трудового обучения