Основные термины и понятия теории и практики текстологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 11:16, реферат

Описание работы

Цель - сформировать у читателя представление о текстологии как о научной дисциплине.

Задачи:

1.Представить в работе основные понятия текстологии, дать им объяснение;
2.Осветить задачи текстологии как науки;
3.Подробнее остановиться на одном из моментов практической деятельности текстолога.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные термины текстологии 5
Глава 2. Задачи текстологии 7
Глава 3. Основные понятия практической деятельности текстолога 9
3.1. Конъенктура 9
3.1.1. Классификация опечаток 9
2.Датирование
13
3.2.1 Датирующие признаки 16
Заключение 21
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

мой реферат.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО  «Уральский государственный технический  университет «УГТУ-УПИ им. Первого президента РФ Б.Н. Ельцина» 
 
 
 

Реферат по дисциплине Текстология.

Тема: Основные термины и понятия теории и практики текстологии 
 
 
 
 
 
 

Студентка: Молодожен Анна

Группа: Т-37071

Преподаватель: Липатов В.А. 
 
 
 
 
 
 

Ектеринбург

2009г

Содержание:

 

  с.
Введение 3
Глава 1. Основные термины текстологии 5
Глава 2. Задачи текстологии 7
Глава 3. Основные понятия практической деятельности текстолога 9
      3.1. Конъенктура 9
            3.1.1. Классификация  опечаток 9
    1. Датирование
13
            3.2.1 Датирующие признаки 16
Заключение 21
Список  литературы 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Слово текстология сравнительно недавнего  происхождения. Оно получило права  гражданства приблизительно в середине 1930-х годов и едва ли не впервые было введено Б. В. Томашевским в курс, прочитанный им в 1926/27 учебном году в Институте истории искусств в Ленинграде.

      Курсы по текстологии читаются теперь в  ряде университетов и педагогических институтов, в некоторых исследовательских институтах есть секторы текстологии, в составе Международного комитета славистов существует специальная текстологическая комиссия. Статьи по текстологии печатаются в толстых литературно-критических журналах.

      Главное достижение современной текстологии можно формулировать так: текст художественного произведения признаётся фактом национальной культуры. Он в известном смысле принадлежит не только автору, но и народу в целом.

      Фольклор, древняя литература, литература нового времени — все они в равной степени являются объектами текстологии. Текстология должна существовать как единая наука. Проблематика ее и основные понятия (автограф, список, черновик, беловик, копия, архетип, вариант и др.), общие методы и приемы (атрибуция, датировка, комментирование, конъектирование, изучение типичных ошибок копииста и др.) — все это позволяет говорить о науке, имеющей общую цель.

      Споры об авторстве тех или иных произведений сопровождают, в сущности, изучение литературного наследия едва ли не каждого писателя. Чем крупнее писатель, тем эти споры значительнее. Например, до сих пор не закончена старинная дискуссия об авторе «Отрывка из путешествия в**И***Т***». Не менее девяти кандидатов претендуют на то, чтобы быть признанными в качестве авторов «Известий о некоторых русских писателях». О Пушкине — огромная литература, в которой уже более столетия продолжаются споры о принадлежности поэту некоторых стихотворений и целого ряда статей. Среди исследователей оживленно дебатируется вопрос относительно автора стихотворения «На смерть Чернова» — Рылеева или Кюхельбекера.1

      Таким образом можно выделить основные цели и задачи работы.

      Цель - сформировать у читателя представление  о текстологии как  о научной  дисциплине.

      Задачи:

    1. Представить в работе основные понятия текстологии, дать им объяснение;
    2. Осветить задачи текстологии как науки;
    3. Подробнее остановиться на одном из моментов практической деятельности текстолога.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Основные термины текстологии

      Для того, чтобы яснее понимать суть самой научной дисциплины, введем некоторые ее основные термины, а также методы и приемы.

      Прежде  всего дадим определение текстологии. Текстология - вспомогательная литературоведческая дисциплина, изучающая тексты художественных произведений для их интерпретации и публикации.2

      Произведение  – результат писательской работы автора. Обладает определенными признаками и самостоятельно относительно других произведений.

      Архетип – Первообразы, «первосюжеты», которые находятся в бессознательном.

      Рукопись  можно обозначить как «предтекст». Чаще всего она существует в виде списка или переписанного произведения

      Автограф  – нечто написанное, напечатанное, набранное на компьютере самим автором.

      Черновик  – текст, который автор использует в качестве пробного, в который  вносит какие-то доработки и исправления своей рукой. Стоит отметить, что черновик – это всегда автограф.

      Беловик – окончательный вариант авторской  работы (или работы переписчика или  помощника).

      Копии возникают из-за желания точно  воспроизвести авторский текст.

      Список – результат работы переписчика.

      К общим методам и приемам текстологии  относятся атрибуция, датировка, комментирование, конъектирование, изучение типичных ошибок копииста.

      Атрибуция – определение авторства того или иного произведения. Атрибуция  затрагивала все виды словесности во все времена, начиная от фольклора, заканчивая средневековой литературой.

      Конъенктирование  – исправление текстологом ошибок в тексте на основе собственных догадок. Подробнее о конъенктуре и типичных ошибках копииста будет рассказано в Главе 3. Основные понятия практической деятельности текстолога, пункте 3.1. Конъенктура.

      Датировка – это работа текстолога над произведением, которая предполагает установления точной или примерной даты написания  произведения. Подробнее о работе текстолога над датировкой будет рассмотрено в Главе 3. Основные понятия практической деятельности текстолога, пункте 3.2. Датировка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Задачи текстологии 

      Самая первая и главная задача текстолога — установление точного текста произведения. В одних случаях это установление соответствующего последнему желанию автора текста — задача довольно простая, в других представляет собой сложное разыскание, требующее привлечения самого разнообразного материала.

      Однако  это не единственная задача текстологии.

      Обычно  приходится устанавливать не какой-то один текст, а группу или даже сумму  текстов данного автора (избранные  сочинения, собрания сочинений, полные собрания сочинений и т. д.). Таким образом, возникает вторая задача — организация (кодификация) этих текстов.

      Она не может быть решена однозначно и  раз и навсегда. Различные цели издания определяют и различные  типы издания. Все издания должны быть одинаковы по тексту, но всякий раз изменяется объем и состав издания и его композиция.

      Наконец, текстолог должен уметь не только установить и организовать текст, но и довести его до современного читателя; третьей задачей является комментирование текста.

      Оно должно сделать произведение понятным для самых различных читательских групп. Читатель найдет в комментарии необходимые справки о месте и времени первой публикации, о перепечатках, о рукописях и их особенностях (здесь или во вступительной статье), в так называемой «преамбуле» получит сведения о месте этого произведения в творческом пути писателя, о смысле произведения.

      Важным  разделом текстологии является так  называемый реальный комментарий. Он основан на том, что память человека в сущности очень ограничена; многое легко забывается и ускользает из сознания современников, не говоря уже о потомках. Мелочи, характерные для того или иного времени, утратившие остроту, злободневные намеки, имена людей, не оставивших по себе заметного следа, требуют для восстановления упорного и часто неблагодарного труда. (Результатом длительных поисков, занимающих иногда несколько дней, могут стать пять-шесть строк скупой справки). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Основные понятия практической деятельности текстолога 

      3.1. Конъенктура

      Прежде  всего дадим определение данному понятию. Конъенктура – это исправление дефектного текста или какой-нибудь его части при отсутствии необходимых документов (только на основании догадок). 3

      Текст произведения по самым разным причинам часто содержит в себе ошибки. Одни из них восходят к опискам самого писателя, другие - возникают на следующих стадиях: иногда в процессе устного бытования и рукописной традиции, там, где произведение не сразу печатается (например, в памятниках «вольной» печати), иногда в процессе невнимательного надзора при превращении рукописи в печатный текст.

      Обязанность текстолога — максимально восстановить, исправный текст. Если у ученого есть доступ к сохранившейся рукописи, авторизованной копии или корректуре, то сделать это нетрудно. Но поскольку таких случаев мало, у исследователя возникает право я на догадку.

      Следует отметить, что текстолог не должен слишком часто прибегать к конъенктурам, они должны применяться только тогда, когда текст действительно дефектен, а догадка исследователя имеет значительную правдоподобность.

      Конъектура  стоит где-то между наукой («логическим умозаключением») и искусством и требует, чтобы текстолог как бы стал на место автора, проникнулся «его духом и манерой».4 

      3.1.1. Классификация опечаток

        Как уже отмечалось выше, у  текстолога часто возникает необходимость  в исправлении ошибок в тексте. В данной подглаве будут рассмотрены некоторые виды опечаток, с которыми чаще всего сталкивается исследователь в своей работе. 5

      1. Пропуски отдельных букв.

      Обычно  пропускаются буквы внутри слова, особенно если этот пропуск не отражается значительно  на смысле фразы. В этом отношении больше всего страдают глагольные формы. Например, вместо «ошибаетесь» печатают «ошибетесь» и т. п.

      Эти пропуски иногда поддерживаются тем, что  превращают форму менее употребительную  в более употребительную, например вместо «уничижение» печатается «унижение», «белокудрой» - «белокурой».

      Происходят  пропуски в случае повторения в слове  одинаковых букв, например вместо «попросил» - «просил», вместо «вовсе» - «все». В  первом случае пропуску способствовало наличие двух «п», во втором - двух «в».

      Впрочем, бывают случайные пропуски, например «поверить» вместо «проверить». Ср. «скромный  водевиль» вместо «скоромный водевиль», «прочные сердца» вместо «порочные  сердца».

      2. Пропуск слов.

      Систематически  пропускаются короткие слова. Слова  в три буквы и менее могут легко выпадать при наборе. Особенно в этом отношении страдает союз «и». Надо сказать, что слово это употребляется у нас в двух значениях: 1) как соединительный союз, 2) в значении наречий «также», «вот» и т. п. Во втором случае «и» меньше связано с контекстом и его выпадение может остаться незамеченным. Именно в этом значении «и» выпадает чаще всего в контекстах типа «он ей и говорит», «он и это сделает» и т. п. («приходила... с просьбой помочь ей [и] разрешить вопрос, который ей не давался»).

Информация о работе Основные термины и понятия теории и практики текстологии