Организация мини-производства в рамках торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

«Продукты собственного производства зачастую имеют дополнительную ценность для покупателя, поэтому они не выступают как заменители основного набора товаров. Таким образом, дополнительный доход сети обеспечивается путем увеличения каждой категории.

Работа содержит 1 файл

Готово.docx

— 35.68 Кб (Скачать)

     Введение 

      «Продукты собственного производства зачастую имеют  дополнительную ценность для покупателя, поэтому они не выступают как  заменители основного набора товаров. Таким образом, дополнительный доход  сети обеспечивается путем увеличения каждой категории. Например, в стандартном  магазине продажи хлебной продукции  стандартного ассортимента составляют около 2%, после установки собственной  пекарни за счет расширения ассортимента продажи увеличиваются более  чем в два раза – до 4-5%. Другими  словами, раньше потребители не всегда могли найти в хлебном отделе то, что хотели бы приобрести. Теперь же они имеют возможность купить разнообразные сорта хлеба в  одном магазине, сделав тем самым  процесс покупок более комфортным для себя,» - считает Валерий Левенстам, Вице-президент по коммерции холдинга Fozzy Group.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Современные тенденции рынка в области создания производственных цехов 

     Большинство товаров или производятся, либо будут  производиться на компактных производствах. Эту тенденцию мы наблюдаем практически в любой отрасли.

  • В автомобилестроении.
  • В пищевой промышленности.
  • В торговом оборудовании.
  • В производстве строительных и отделочных материалов.
  • И так далее итак далее...вплоть до рынка вооружений...

     Как бы нам и не хотелось бы этого, но что с этим поделать, если технический прогресс не стоит на месте, появляются новые материалы, новое оборудование и технологии, которые позволяют это делать.

     За  мини-производствами будущее, потому что они компактны, хорошо управляемые и находятся максимально близко к потребителю. И на порядок эффективнее и рентабельнее, любого крупного производства.

     Компактные  производства, находящиеся максимально близко к потребителю еще и есть – экономическая целесообразность.

     Любой внешний поставщик (отечественный или иностранный) в конечном итоге не будет в состоянии предложить приемлемые цены. В этом смысле местное МАФ-производство свободно от конкуренции пожизненно.

     Компактное  мини-производство вовсе не означает, что это обязательно должно быть независимое предприятие. Любое мини-производство может быть организовано просто как отдельный участок или цех в рамках более крупного производства или бизнеса.

     Ускорение ритма жизни, развитие рынка и  потребности населения привели  к тому, что в последнее время  большим спросом пользуются в  супермаркетах отделы по продаже  кондитерских изделий собственного производства.

     Торговые  предприятия решают эту проблему путем создания собственных мини-цехов  по производству полуфабрикатов. Собственное производство для них - это средство для получения дополнительной прибыли.

     Сегодня вопрос организации собственного производства в продуктовом магазине является более чем интересным - как и  все, что тем или иным способом помогает делать деньги.

     При планировании собственного производства предпринимателей интересует, какая  продукция будет пользоваться спросом, какие объемы будут оптимальными для этого производства, какова будет  конечная цена продукции. Безусловно, создание такого производства требует  не только экономических расчетов эффективности, но и маркетингового исследования рынка, на который собирается выйти предприниматель. К сожалению, большинство руководителей  не проводят подобных исследований в  полной мере, скорее руководствуются собственным пониманием рынка и перспективами его развития.

     Масштабы, выбор его вида, а также ценовая  категория оборудования могут быть разными - в зависимости, опять таки, от цели, которую преследует ритейлер, от имеющихся в его распоряжении мощностей, ресурсов и смелости браться за что-то новое. С другой стороны, по примеру Запада, сети постепенно уже начинают его рассматривать как один из признаков цивилизованности розницы. «Собственное производство - неотъемлемая составляющая ассортимента любого современного супермаркета. Поэтому решение об организации собственного производства не стояло отдельно. Наличие кулинарии, собственной выпечки и кондитерского цеха необходимо рассматривать как атрибут эффективного функционирования.

     В результате собственное производство выглядит довольно привлекательным  объектом для инвестирования. «Продукты  собственного производства зачастую имеют  дополнительную ценность для покупателя, поэтому они не выступают как  заменители основного набора товаров. Таким образом, дополнительный доход  сети обеспечивается путем увеличения каждой категории. Например, в стандартном  магазине продажи хлебной продукции  стандартного ассортимента составляют около 2%, после установки собственной  пекарни за счет расширения ассортимента продажи увеличиваются более  чем в два раза - до 4-5%. Другими  словами, раньше потребители не всегда могли найти в хлебном отделе то, что хотели бы приобрести. Теперь же они имеют возможность купить разнообразные сорта хлеба в  одном магазине, сделав тем самым  процесс покупок более комфортным для себя,» - считает Валерий Левенстам, Вице-президент по коммерции холдинга Fozzy Group.

     Инвестиции  в цеха относительно невелики и окупаются  почти всегда. По обобщенным данным, доля произведенной в магазине продукции  в ассортименте супермаркетов составляет до 8%, в обороте - до 12%, в прибыли -18-50 %. 

     2 Преимущества и недостатки организации хлебопекарного мини-производства в рамках торгового предприятия 

      Преимущества:

      1) Сформированный спрос  на полуфабрикаты  и кулинарную продукцию. (Исходя их изменений в менталитете потребителя, "продукты легкого приготовления" сегодня более чем популярны - спрос на полуфабрикаты уже сформирован априори, не говоря уже о готовой кулинарии).

      2) Визуализация и  своеобразный эффект  арома-маркетинга. (проявляется в создании аромата свежеиспеченного хлеба в тандеме с хрустящей корочкой, которая рождается фактически на глазах покупателя. Это придает продукту дополнительную ценность).

      3) Возможность создания  конкурентного преимущества  торговой точки. (Она предлагает, в первую очередь, эксклюзивность – особенный продукт, сложно-воспроизводимый, сложно-копируемый конкурентами, т.е. имеет, например, уникальную рецептуру или способ производства и купить который можно только здесь).

      4) Гибкость в подходе  к ассортименту  продукции в определенный  момент. (Например, в выходные дни, летом, Вы всегда можете приобрести в магазинах сети различные виды выпечки).

      Здесь же и возможность пообщаться с  покупателем напрямую, скорректировать  краткосрочные маркетинговые планы  с учетом его реакции. Собственное производство позволяет всегда предлагать покупателям свежую продукцию, оперативно реагировать на их вкусы и требования. Также это возможность выгодно отличиться от конкурентов. Ведь, к примеру, конфеты или печенье крупных кондитерских фабрик во всех маркетах одинаковы, а вот выпечка собственного производства у каждого супермаркета своя, особенная и всегда самая свежая. 

      Недостатки (сложности):

  1. Соблюдение единого стандарта для всех универсамов Сети. «Основная сложность заключается в обеспечении стабильного качества продуктов собственного производства. Причины нестабильного качества могут быть связаны как с отклонениями от технологии производства, так и с человеческим фактором. В любом случае, нельзя допускать, чтобы качество изготовляемой продукции в разных магазинах сети разных регионов отличалось, поскольку общее негативное впечатление складывается обо всех магазинах сети.
  2. Жесткий просчет и контроль объема производства. В отличие от промышленного предприятия где объемы производства обратнопропорциональны издержкам, здесь существует угроза остатков. Небольшие объемы производства, к примеру, кондитерских позволяют не только контролировать процесс, но и создавать почти эксклюзивную продукцию. «Ввод новых блюд и продукции должен быть очень последовательным при постоянном контроле реакции покупателей. Кроме того, единственный способ уменьшения издержек - производство ровно такого количества продукции, которое будет потреблено точно в срок.
  3. Использование дешевого оборудования. Так, для того, чтобы производство оставалось рентабельным не год и не два, а десятилетиями, необходимо «вложится» в оборудование как следует. Именно поэтому крупные серьезные супермаркеты в своем большинстве для производства хлебобулочных изделий приобретают качественное итальянское оборудование. Но везде бывают исключения.

      4. Другое. Кроме этих пунктов, не меньше внимания специалисты советуют обратить на следующие: постановку системы учета, наличие программы, позволяющей вести количественный учет; (часто качество сырья уж очень сильно отличается описываемого в сборниках - предполагаемый выход продукции не соответствует фактическому) и организацию системы защиты от краж персонала: для нас, не имевших ранее опыта работы в производстве. 

      3 Основные этапы создания хлебопекарного мини-производства 

    Создание собственного производства осуществляется в несколько этапов:

  1. Проведение маркетинговых исследований.
  2. Проектирование.
  3. Выбор оборудования и оснащение мини-производства.
  4. Подбор персонала.
 

      1. В целом при организации собственного производства ритейлер должен придерживаться своей маркетинговой стратегии. Прежде чем начать собственное производство, нужно исследовать, потребность в каком продукте является на данный момент актуальной. Другими словами, важно точно определить, какой продукт ожидает покупатель. Впрочем, несмотря на присущую сетевому бизнесу технологичность, очень часто маркетинговый анализ потребительских предпочтений в среде отечественных ритейлеров сводится к тому, что технолог производства разрабатывает ассортимент на основе личного опыта. Ведь создать "изюминку", которую покупатель сможет найти только в магазинах этой сети, - именно в его компетенции.

      2. Создание собственного производства начинается с проекта. Для того чтобы определить, какие реальные потребности целевой аудитории магазина, предварительно проводится маркетинговое исследование, разрабатываются будущий ассортимент, типовые и эксклюзивные позиции, определяется, будет ли производство полного или неполного цикла и т.д. Далее производится оценка необходимой производительности предприятия, планируемых объемов продаж и частоты поступления сырья в цеха. И только после того как эта информация собрана, к работе необходимо подключать поставщика оборудования.

      3. Следующим этапом является правильный выбор оборудования для производства.

      Все эксперты сходятся в одном: уменьшить  затраты и сохранить душевное равновесие при создании собственного производства проще, если обратиться к  поставщику оборудования еще на этапе  строительства супермаркета. Ведь, во-первых, для организации производственных цехов требуется достаточная площадь, наличие определенных коммуникаций и соответствующих электрических мощностей. Во-вторых, проектируя пекарский цех, важно соблюсти пожарные и санитарные нормы, имя которым - легион. И в-третьих, для обеспечения необходимой мощности производства стоит создавать его эргономичным, чтобы в каждом цехе было удобно работать сотрудникам, а координация цехов была проста и удобна».

      Отдельно  нужно говорить о нюансах подбора  оборудования. Главное здесь - чувство  меры: дешевое нельзя, а дорогое  снижает рентабельность. Если говорить о выборе между дорогим и дешевым, специалисты склоняются к первому  варианту - мол, в собственном производстве в магазине это имеет фактически определяющую роль. Принято считать, что к этой категории относится, как правило, зарубежное оборудование - итальянское и немецкое. «При выборе оборудования не стоит ориентироваться  только на стоимость оборудования. Зачастую, дешёвое оборудование не оправдывает надежды ритейлера. Оно, как правило, быстро ломается. А это - простои в производстве, которые ведут к финансовым потерям.

      Так, по данным компании «Новый проект», для  мини-пекарни с ассортиментом  до 15 наименований с полным циклом производства хлеба и кондитерских изделий  понадобятся:

  • мукопросеиватель;
  • тестомесильная машина;
  • тестоделитель;
  • формовочная машина для круассанов и багетов; 
  • расстоечный шкаф;
  • подовая или ротационная печь; 
  • кондитерские столы и тележки.

      В то же время для пекарни с ассортиментом  свыше 15 наименований производительностью  до 250 килограммов кондитерских и  хлебобулочных изделий в час  типовой набор необходимого оборудования будет включать уже не 7, а 16 позиций. Для работы кулинарного цеха потребуется  тепловое, холодильное, механическое и  нейтральное оборудование. Стоимость  организации собственного производства с точки зрения оборудования различна в каждом отдельном случае.

      Задачу  помощи на всех этапах организации  производства сегодня решают многопрофильные  торговые компании, имеющие в своем  составе проектные и торговые отделы, дизайнерские бюро, специалистов-экономистов, технических специалистов. Наиболее грамотные из них предлагают обзор  существующей ситуации на рынке производителей той или иной продукции, рентабельность отдельных видов производств, концепции  организации производства.

      Стандартный набор оборудования зависит не только от вида, но и от объема производства.

      Стоимость организации собственного производства с точки зрения оборудования различна в каждом отдельном случае. Все  зависит от того, какого типа будет  производство. Это может быть полный цикл производства в каждом супермаркете сети, что предполагает грязь, отходы, затраты на персонал, выделении площадей и т.д. Второй из наиболее распространенных вариантов - организация производства полного цикла (фабрики кухни) на базе только одного из магазинов сети, и развоз полуфабрикатов высокой  степени готовности по всем остальным  объектам сети. Однако по подсчетам  «Нового проекта», организация фабрики-кухни  будет рентабельной на территории одного региона, начиная с седьмого супермаркета, при 63 % загрузке производства.

Информация о работе Организация мини-производства в рамках торгового предприятия