Организация кружка по декоративно-прикладному искусству в школе (художественная обработка дерева)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Задача руководителя кружка состоит в том, чтобы донести до ребят секреты изготовления изделий народного мастера, познакомить их с историей развития того или иного направления художественных промыслов, подарить радость творчества, научить работать. Руководитель кружка должен раскрыть способности учеников, помочь им в преодолении трудностей, привить им интерес к народному искусству. Свои знания, опыт, умения он передает ребятам на высоком профессиональном уровне, заинтересованно, увлекая их своим энтузиазмом.

Содержание

Введение
1. Структура кружка по декоративно-прикладному искусству и планирование работы
1.1 Особенности организации кружка по художественной обработки дерева в школе
1.2 Примерный учебно-тематический план кружка по художественной обработке дерева
2. Учебно-материальное обеспечение кружка по художественной обработке дерева
2.1 Организация рабочего места ученика
2.2 Материалы, используемые в учебном процессе
3. Значимость изготовленных изделий из дерева
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Организация кружка прикладного искусства.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

     Предметы  бытового употребления (кухонные доски, подставки для горячей посуды, подносы, солонки и т. д.) являются уже «классическими» объектами, включены в программу технического труда. Но это далеко не значит, что каждая вещь данной подгруппы в наше время имеет высокую социальную значимость. Надо учитывать, что промышленность выпускает такую продукцию в большом количестве. Поэтому значимость работы повысится, если изготовляемый предмет чем-то отличается от стандартных.

     Инструменты и приспособления очень важные и ценные объекты труда в различных аспектах. Во-первых, их изготовление помогает усовершенствовать и обогатить базу учебных мастерских; во-вторых, у учеников возникает ясное представление о значимости своей работы.

     Изделия этой подгруппы делают в большинстве  школ. Но, к сожалению, часто объектами  труда являются только стандартные инструменты (молотки, угольники, рейсмусы), распределяемые учебным заведениям централизованно. В то же время в мастерской не хватает различных специальных инструментов и приспособлений, например, резцов, токарных стамесок, стусел, кондукторов для сверления и т. д. Работать над подобными изделиями с ребятами, конечно, сложнее и от руководителя кружка требуется большая подготовленность; некоторые операции преподаватель должен выполнять сам.

     Наглядные пособия и инвентарь  для школы такие же полезные вещи, как и оборудование для мастерских, и на первый взгляд их можно считать одинаково подходящими объектами труда. Но в действительности дело обстоит несколько иначе: наглядных пособий, требующихся в больших количествах и посильных для изготовления учащимися, не так уж много. К ним относятся, на пример, модели деталей и сборочных единиц для черчения, геометрические фигуры для кабинета математики и некоторые простые приборы для других кабинетов. И еще один момент: если эти пособия уже изготовлены, то дальнейшее их производство становится бессмысленным, так как срок службы довольно большой.

     С подготовкой инвентаря для школы  также возникают определенные трудности; зачастую он слишком объемный и сложной  конструкции, и нельзя организовать работу фронтально; для обеспечения требуемого качества в большинстве случаев необходима станочная обработка. Сказанное не относится к указкам, ящикам для мела или раздаточного материала и т. п.

     Игрушки являются благодарными объектами труда, поскольку значимость изделий ясна ребятам, а это вызывает большой интерес к работе. С другой стороны, конструкция и форма многих игрушек не так строго регламентирована техническими требованиями, как у объектов предыдущих подгрупп. Это позволяет в ходе работы ставить перед учениками разные задачи творческого характера.

     Игрушки, в свою очередь, можно подразделить на подгруппы. В первую из них входят игрушки для дошкольников и школьников начальных классов: различные подвижные  машины, фигурки зверей, мебель для  кукол, конструкторы. Вторую подгруппу представляет инвентарь для различных игр на ловкость, быстроту, точность и т. д. Настольные игры и задачи-головоломки — объекты третьей подгруппы.

     Спортивные  модели относятся к особому виду игрушек. Их конструирование требует  от ребят хороших знаний и умений, усидчивости, развивает техническое мышление, точность и терпеливость. Некоторые несложные модели целесообразно использовать в качестве объектов и на занятиях по техническому труду. Заказы предприятий имеют большое значение в трудовом и нравственном воспитании учащихся. Практика показывает, что проводя столь ответственную работу, школьники мобилизуют все свои силы и умения, помогают друг другу, соревнуются за качество изделий, внимательно следят за соблюдением технических требований. Выполнение заказов, которые состоят из большого количества однообразных деталей, позволяет ознакомить ребят с бригадным и поточным методами организации работы. В школах часто изготавливают поделки-сувениры. В целом сувенирами можно назвать вещи, которые созданы в честь ка- кого-нибудь события или связаны с какой-либо местностью, с жизнью и обычаями живущих там людей. Именно поэтому оформление подобных изделий должно базироваться на местных народных традициях или быть эстетически грамотно связано с соответственной символикой. К сожалению, очень часто сувенирами называют и всевозможные поделки, которые не имеют утилитарного значения, но не отвечают и вышеизложенным принципам. Например, значки, картины, вазы с рисунками волка и зайца из мультфильма «Ну, погоди», с изображением героев Уолтера Диснея и пр.

     Необходимо  отметить, что изготовлением сувениров  в кружке не стоит особо увлекаться. При разборке эскиза целесообразно  консультироваться с учителем рисования  и, по возможности, со специалистом по художественному конструированию.

     Изделия, которые нельзя охарактеризовать как  сувениры, называют декоративными формами (объемные) и декоративными панно (плоскостные).

     Декоративные  формы, в свою очередь, можно разделить  на подражающие и абстрактные. Первые в стилизованном виде опираются на реальные объекты природы или техники (фото 9—12 вклейки), вторые строятся на осмысленном сочетании разных фигур (фото 60 вклейки).

     Декоративные  панно — это двухмерные (плоскостные) декоративные формы.

     В некоторых школах, внешкольных учреждениях подобные панно изготавливают серийно. При этом часто забывают, что декоративное панно не должно быть подделкой сюжетной изобрази тельной картины, а являться самостоятельным произведением декоративно-оформительского направления. Если ребят познакомить с соответствующими требованиями, они смогут самостоятельно оформлять простые декоративные композиции.

     В течение года, в учебных заведениях проводятся различные внутришкольные и межшкольные соревнования. Обычно победителей в индивидуальном и  в командных зачетах награждают дипломами и грамотами. В некоторых школах стало хорошей традицией вручать победителям интересные самодельные призы. Это — отличные объекты труда, в общественной значимости которых не может быть сомнения. Почему-то у многих людей сложилось мнение, что призы (особенно спортивные) должны иметь непременно форму медали или кубка. Но ведь призы — своего рода сувениры, которые чаще всего экспонируют на видном месте: стене, столе, полке, витрине. Поэтому призы должны быть уникальными, грамотно скомпонованными и качественно выполненными.

     В роли приза может выступать любая  интересная декоративная форма (или  панно), но часто в ее композиции используется атрибутика данного соревнования, вида спорта. В большинстве случаев  призы снабжены соответствующей  надписью, для которой следует предусмотреть подходящее место и выбрать шрифт. Художественно неграмотно выполненная надпись снижает эстетическую ценность приза, и наоборот.

     Хочется остановиться еще на одном виде изделий  — украшениях. В древние времена в качестве украшений и талисманов применялись камни, ракушки, зубы зверей и т. д. С развитием производства украшениями стали считать лишь изделия из ценных материалов, драгоценных камней, металлов и пр. В настоящее время в качестве украшений наряду с драгоценными снова начали использовать простые природные материалы, в том числе и древесину. Современная мода ценит в украшениях более всего новизну и оригинальность.

     Украшения можно считать еще одной разновидностью декоративных форм из древесины. Но декоративные формы в качестве украшений должны отвечать специальным требованиям: быть простыми и лаконичными, небольшими по размеру, предусматривать в конструкции способ крепления и т. д.

     Из  древесины можно сделать почти  все традиционные виды украшений  — бусы, нашейные цепочки, броши, браслеты и кольца. Изготовление украшений предполагает активизацию творческих поисков ребят.

     В отношении имитации этнографических предметов домашнего обихода — подсвечники, прялки, ложки, сосуды и прочее — мнения специалистов расходятся. Одни считают, что подражание при изготовлении подобных вещей вообще недопустимо; другие находят их массовый выпуск оправданным, если сохраняется подлинность и точность исторических форм и декора; третьи — более либеральные искусствоведы — отмечают, что народные формы и узоры следует развивать дальше, а на их базе создавать современные изделия в национальном стиле. Последняя точка зрения, очевидно, самая разумная, поскольку творчество последующих поколений всегда опирается на творчество предыдущих.

 

      Заключение

 

     Поддержать творческий настрой, сохранить увлеченность ребят руководителю кружка помогают различные методы педагогического воздействия, применение которых зависит от возрастных особенностей детей. Поэтому с первых занятий руководитель условно делит членов кружка на младшую (I—IV классы) и старшую (V—XI классы) группы. Задания, выполняемые учащимися, различаются по степени сложности и распределяются руководителем в зависимости от возраста детей. Работа с младшими кружковцами должна включать элементы игры. Важным воспитательным моментом в развитии творческой личности школьника, приобретении им навыков самостоятельной работы является пример руководителя, который не только интересно, увлеченно объясняет и рассказывает, но и на практике может показать все приемы обработки дерева.

     Руководителю  кружка следует давать только ту информацию, которая будет полезна ребятам  для их дальнейшей творческой работы. Приобретая теоретические знания и  практические навыки деревообработки, ребята создают настоящее изделие, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала в художественное произведение.

     Уже в первом полугодии при анализе  работ кружковцев можно заметить, как соприкасаются трудовое и  эстетическое воспитание. Решение творческих задач по выполнению росписи влечет за собой освоение приемов другого вида работ, где развиваются трудовые навыки кружковцев. Ведь обязательный этап работы — обработка дерева: шлифовка поверхности наждачной бумагой, придание нужной формы деревянной заготовке. Таким образом, всю работу на всех этапах изготовления изделия дети выполняют сами. Девочкам эта работа окажется труднее, так как мальчики знакомы с процессом обработки дерева по урокам трудового обучения. Поэтому на этом этапе работы девочкам дается более подробная консультация.

     Сразу, с первых занятий, необходимо приучать ребят к самостоятельной работе, так как при излишней опеке  часто происходит обратный результат. Руководитель так строит занятия, чтобы  у ребят появилось желание  самим решать поставленную перед ними задачу.

     На  заключительном этапе работы кружка подводятся итоги, устраиваются отчетные выставки. Эти выставки очень нужны  детям, так как для них это  радостное, волнующее событие, своеобразный отчет о результатах творческой деятельности. К устройству таких выставок необходимо подходить со всей серьезностью. Руководитель кружка и администрации школы заранее продумывают все организационные вопросы. В подготовке экспозиции выставки ребята должны принимать самое деятельное участие. При участии руководителя они сами расставляют свои работы. И здесь им, конечно, пригодятся знания по композиции.

     В течение учебного года можно проводить  конкурсы на лучшую работу членов кружка. В обсуждении работ могут принимать  участие все ученики школы. После  проведения подобных выставок в кружок приходят новые ребята.

     В период летних каникул ребята могут  продолжать свои занятия в пионерских лагерях, собирать материал для будущих  композиций. 

 

      Список используемой литературы

     обработка дерево кружок воспитательный

  1. Антонов Л. П., Муравьев Е. М. Обработка конструкционных материалов. Практикум в учебных мастерских. — М.: Просвещение, 1982.
  2. Двойникова Е. С., Лямин И. В. Художественные работы по дереву.— М.: Высшая школа, 1972.
  3. Крейндлин Л. И. Столярные работы. — М.: Высшая школа, 1982.
  4. Мартенссон А. Начинаем мастерить из древесины.— М.: Просвещение, 1979.
  5. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву.— М.: Высшая школа, 1981.
  6. Махмутова Х.И. Роспись по дереву: Пособие для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987
  7. Пономарьков С. И. Декоративное оформительское искусство в школе.— М.: Просвещение, 1976.
  8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины: Кн. для учащихся 5-8 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989
  9. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских: Книга для учителей техн. труда и руководителей кружков. – М.: Просвещение, 1984
  10. Федоров Г. Я. Волшебный мир дерева: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1987
  11. Худяков А. В. Деревообрабатывающие станки.— М.: Высшая школа, 1981.

Информация о работе Организация кружка по декоративно-прикладному искусству в школе (художественная обработка дерева)