Организация кружка по декоративно-прикладному искусству в школе (художественная обработка дерева)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Задача руководителя кружка состоит в том, чтобы донести до ребят секреты изготовления изделий народного мастера, познакомить их с историей развития того или иного направления художественных промыслов, подарить радость творчества, научить работать. Руководитель кружка должен раскрыть способности учеников, помочь им в преодолении трудностей, привить им интерес к народному искусству. Свои знания, опыт, умения он передает ребятам на высоком профессиональном уровне, заинтересованно, увлекая их своим энтузиазмом.

Содержание

Введение
1. Структура кружка по декоративно-прикладному искусству и планирование работы
1.1 Особенности организации кружка по художественной обработки дерева в школе
1.2 Примерный учебно-тематический план кружка по художественной обработке дерева
2. Учебно-материальное обеспечение кружка по художественной обработке дерева
2.1 Организация рабочего места ученика
2.2 Материалы, используемые в учебном процессе
3. Значимость изготовленных изделий из дерева
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Организация кружка прикладного искусства.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Республики Казахстан

     Карагандинский  Государственный Университет им. Е.А. Букетова

     Кафедра ИЗО и Диз

     Курсовая  работа

     по  дисциплине: Методика преподавания ИЗО

     Тема: Организация кружка по декоративно-прикладному искусству в школе (художественная обработка дерева)

     Караганда - 2009

 

      Содержание

Введение

1. Структура кружка по декоративно-прикладному искусству и планирование работы

1.1 Особенности организации кружка по художественной обработки дерева в школе

1.2 Примерный учебно-тематический план кружка по художественной обработке дерева

2. Учебно-материальное обеспечение кружка по художественной обработке дерева

2.1 Организация рабочего места ученика

2.2 Материалы, используемые в учебном процессе

3. Значимость изготовленных изделий из дерева

Заключение

Список используемой литературы

 

      Введение

 

     Совершенствование эстетического воспитания и художествен  ного образования подрастающего  поколения связано с задачами идейно-политического, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.

     Обращение к народному искусству завоевало  прочное место в работе современного педагога с детьми. В последние  годы занятия декоративно-прикладным творчеством стали очень популярны. Изделия, сделанные руками ребят  могут служить украшением школьных интерьеров, так как обладают эстетической ценностью.

     Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые  пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

     Изучая  декоративно-прикладное искусство  в кружке, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и  красивые изделия. Работу ребят над  созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой.

     Порой считают, что подобное приобщение школьников к народным ремеслам целесообразно  лишь в исторически сложившихся  художественных центрах, там, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки. Опыт показывает, что это не так. Смысл кружковой работы в ином. «Раннее приобщение детей к народному искусству, к овладению его приемами,— по мнению редакции авторитетного искусствоведческого журнала,— вовсе не означает, что все ребята будут работать в системе художественных промыслов. Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, с самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса на образцах, не подвластных капризам моды».

     Задача  руководителя кружка состоит в том, чтобы донести до ребят секреты  изготовления изделий народного  мастера, познакомить их с историей развития того или иного направления  художественных промыслов, подарить радость  творчества, научить работать. Руководитель кружка должен раскрыть способности учеников, помочь им в преодолении трудностей, привить им интерес к народному искусству. Свои знания, опыт, умения он передает ребятам на высоком профессиональном уровне, заинтересованно, увлекая их своим энтузиазмом.

     Одной из главных задач, поставленных в  Концепции развития образования  Республики Казахстан до 2015 года, является «изменение содержания образования  oт знаниецентрического к компетентностному». Юному поколению, сидящему сегодня за школьными партами, предстоит реализовать в третьем тысячелетии долгосрочные программы развития и процветания Республики.

     Наиболее  эффективно эти задачи могут быть решены путем организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической  подготовки учащихся, использования в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения.

     Целью данной курсовой работы является раскрытие  особенностей организации кружка по декоративно-прикладному искусству  в школе. 

 

      1. Структура кружка по декоративно-прикладному искусству и планирование работы

     1.1 Особенности организации кружка по художественной обработки дерева в школе

 

     Целью занятий в кружке «Художественная  обработка дерева» является воспитание у детей интереса к искусству  обработки дерева, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков работы со специальным инструментом, воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно полезной деятельности.

     Привлекать  к работе кружка можно детей 4-8 классов. В кружке могут заниматься 10—15 человек, так как при большем количестве детей руководитель не сможет индивидуально работать с каждым кружковцем, а ведь особенно на первых этапах нужен внимательный индивидуальный подход.

     В дальнейшем преподаватель должен помогать советами всем членам кружка на каждом занятии, на всех технологических стадиях, так как данный декоративно-прикладной вид искусства требует знания технологии ручной и станочной обработки древесины.

     Первым  и основным условием, необходимым для нормальной работы кружка, является подготовка помещения для занятий, хранения необходимого инвентаря и оборудования. Занятия следует проводить в светлом, просторном помещении, не загроможденном мебелью. Этого требует специфика кружка, так как кружковец должен иногда отрываться от изготовления изделия, для того чтобы оценить работу, увидеть свои ошибки, посоветоваться с товарищем. Без этого творческая работа просто невозможна. Руководителю необходимо позаботиться о нормальной, творческой обстановке.

     Занятие в кружке лучше проводить два  раза в неделю по 2 часа во внешкольных  учреждениях, а в школе — два  раза в неделю, но по 1 часу или одно занятие в неделю по 2 часа с небольшим  перерывом. Сдвоенные часы занятий  позволят сократить время на подготовку рабочих мест и их уборку. Перерыв лучше устраивать через полчаса или через час после начала работы. Занятия в кружке советуем проводить в определенные дни, чтобы настрой кружковцев на работу не пропадал.

     Посещаемость  кружка, дисциплина, а в конечном счете и результаты труда во многом зависят от четкой организации, от умелого планирования занятий и требований к членам кружка. Руководитель должен следить за соблюдением правил, установленных в кружке, за содержанием рабочих мест, учить бережному отношению с инструментами. Наглядные пособия, рабочий материал, инструменты и незаконченные изделия должны храниться в шкафах.

     На  вводном занятии дети выбирают старосту, который будет отвечать за посещаемость, отмечать присутствующих, назначать  дежурных и следить за выполнением установленных правил, тем самым помогая руководителю.

     Учебно-воспитательная работа в кружке строится по тематическому  плану, разработанному в соответствии с программой для кружков. Тематический план составляется руководителем на полугодие с поурочным планированием. 
 

 

      1.2 Примерный учебно-тематический план кружка по художественной обработке дерева 

     Таблица.1.

Темы Общее кол-во часов Теоретические занятия Практические  занятия
Вводное занятие 2 2
1. Основные сведения о древесине

Строение  и свойства древесины

Основные  древесные породы

Природные формы и пороки древесины

Производство, сушка и хранение древесных материалов

 
1 

1 

1

2

 
0,5 

0,5 

1

1

 
0,5

0,5 
 

-

1

Итого: 7 5 2
II. Обработка древесины

Разметочные работы

Пиление

Строгание

Сверление

Долбление и обработка криволинейных поверхностей

Точение

 
4

4

3

3

3 

3

 
1

1

1

1

1 

1

 
3

3

2

2

2 

2

Итого 20 6 14
III. Склеивание и обработка склеенных заготовок

Подготовка  материала для склеивания

Склеивание

Использование склеенных заготовок

 
 
 
3

3

3

 
 
 
1

1

1

 
 
 
2

2

2

Итого 9 3 6
IV. Отделка и украшение изделий из древесины

Столярная подготовка к отделке

Отделочная  подготовка древесины

Отделка древесины лакокрасочными материалами

Выжигание

Резьба  по дереву

 
 
 
 
3

3

3

5

10

 
 
 
 
1

1

1

1

2

 
 
 
2 

2

2

4

8

Итого 24 6 18
Всего 60 20 40
 

     Этот  примерный тематический план может  быть использован каждым преподавателем в соответствии с условиями, в  которых он работает. Большое количество часов отводится на практическую работу. Темы, включенные в план, могут  быть заменены в зависимости от возможностей и способностей детей. 

 

      2. Учебно-материальное обеспечение кружка по художественной обработке дерева

     2.1 Организация рабочего места ученика

 

     Всякая  работа требует соответствующих  условий. Для деревообработки это  в первую очередь правильно вы бранное оборудование и рабочее место. Мастерить из древесины можно в любом помещении, важно только, чтобы оно было сухим, светлым и хорошо проветриваемым. В связи с тем, что работа сопряжена с не большим шумом и образованием пыли и мусора, лучше всего использовать для этих целей отдельное (подсобное) помещение.

     Важнейшая часть рабочего места — рабочий  стол. Он должен быть устойчивым, прочным, с толстой крышкой, обеспечивать надежное крепление заготовок во время работы. В подсобном помещении желательно установить специальный рабочий стол — столярный верстак. При использовании его значительно сокращается время на изготовление изделий из древесины, да и качество их повышается. Промышленность вы пускает верстаки разных конструкций.

     Верстачная  доска (крышка, столешница) должна быть массивной и жесткой. Такая столешница полу чается, если на переднюю часть  крышки стола установить на клею и  шурупах (их ввинчивают с нижней стороны) доску шириной 250...300 мм и толщиной 40...50 мм. Эта доска должна быть из древесины твердых лист венных пород, тщательно высушенная и выровненная. Если на заднюю часть крышки стола еще прибить брусок, то образуется лоток для инструментов и заготовок.

     Доски имеют склонность (особенно в сухих  помещениях) к короблению. Чтобы избежать этого, лучше всего положить на крышку стола дополнительно 1—2 слоя старых мебельных плит. Соединить их между собой и с крышкой можно с помощью клея — это предотвратит вибрацию отдельных слоев столешницы при работе.

     Сконструировать и самостоятельно изготовить винтовые зажимы сложно. Можно использовать готовые клиновые и эксцентриковые зажимы различной конструкции. Для фиксации заготовок к верстаку применяются и более универсальные приспособления — струбцины, столярные тиски, самодельные древесные тиски и пр. К верстаку могут быть постоянно прикреплены также распиловочные стусла, стол для выпиливания, станок для ручной дрели, упор для пиления и другие устройства, которые также помогают сделать за готовку неподвижной при обработке. При размещении крепежных устройств надо иметь в виду, что на вер стачной доске должно быть достаточно свободного поля для разметочных, отделочных и монтажных работ.

Информация о работе Организация кружка по декоративно-прикладному искусству в школе (художественная обработка дерева)