Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:50, курсовая работа
Задача руководителя кружка состоит в том, чтобы донести до ребят секреты изготовления изделий народного мастера, познакомить их с историей развития того или иного направления художественных промыслов, подарить радость творчества, научить работать. Руководитель кружка должен раскрыть способности учеников, помочь им в преодолении трудностей, привить им интерес к народному искусству. Свои знания, опыт, умения он передает ребятам на высоком профессиональном уровне, заинтересованно, увлекая их своим энтузиазмом.
Введение
1. Структура кружка по декоративно-прикладному искусству и планирование работы
1.1 Особенности организации кружка по художественной обработки дерева в школе
1.2 Примерный учебно-тематический план кружка по художественной обработке дерева
2. Учебно-материальное обеспечение кружка по художественной обработке дерева
2.1 Организация рабочего места ученика
2.2 Материалы, используемые в учебном процессе
3. Значимость изготовленных изделий из дерева
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский
Государственный Университет
по дисциплине: Методика преподавания ИЗО
Тема: Организация кружка по декоративно-прикладному искусству в школе (художественная обработка дерева)
Содержание
Совершенствование эстетического воспитания и художествен ного образования подрастающего поколения связано с задачами идейно-политического, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.
Обращение
к народному искусству
Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.
Изучая
декоративно-прикладное искусство
в кружке, учащиеся соединяют знания
технических приемов с
Порой считают, что подобное приобщение школьников к народным ремеслам целесообразно лишь в исторически сложившихся художественных центрах, там, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки. Опыт показывает, что это не так. Смысл кружковой работы в ином. «Раннее приобщение детей к народному искусству, к овладению его приемами,— по мнению редакции авторитетного искусствоведческого журнала,— вовсе не означает, что все ребята будут работать в системе художественных промыслов. Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, с самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса на образцах, не подвластных капризам моды».
Задача руководителя кружка состоит в том, чтобы донести до ребят секреты изготовления изделий народного мастера, познакомить их с историей развития того или иного направления художественных промыслов, подарить радость творчества, научить работать. Руководитель кружка должен раскрыть способности учеников, помочь им в преодолении трудностей, привить им интерес к народному искусству. Свои знания, опыт, умения он передает ребятам на высоком профессиональном уровне, заинтересованно, увлекая их своим энтузиазмом.
Одной из главных задач, поставленных в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, является «изменение содержания образования oт знаниецентрического к компетентностному». Юному поколению, сидящему сегодня за школьными партами, предстоит реализовать в третьем тысячелетии долгосрочные программы развития и процветания Республики.
Наиболее
эффективно эти задачи могут быть
решены путем организации целостного
учебно-воспитательного
Целью
данной курсовой работы является раскрытие
особенностей организации кружка по
декоративно-прикладному
Целью занятий в кружке «Художественная обработка дерева» является воспитание у детей интереса к искусству обработки дерева, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, формирование умений и навыков работы со специальным инструментом, воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно полезной деятельности.
Привлекать к работе кружка можно детей 4-8 классов. В кружке могут заниматься 10—15 человек, так как при большем количестве детей руководитель не сможет индивидуально работать с каждым кружковцем, а ведь особенно на первых этапах нужен внимательный индивидуальный подход.
В дальнейшем преподаватель должен помогать советами всем членам кружка на каждом занятии, на всех технологических стадиях, так как данный декоративно-прикладной вид искусства требует знания технологии ручной и станочной обработки древесины.
Первым и основным условием, необходимым для нормальной работы кружка, является подготовка помещения для занятий, хранения необходимого инвентаря и оборудования. Занятия следует проводить в светлом, просторном помещении, не загроможденном мебелью. Этого требует специфика кружка, так как кружковец должен иногда отрываться от изготовления изделия, для того чтобы оценить работу, увидеть свои ошибки, посоветоваться с товарищем. Без этого творческая работа просто невозможна. Руководителю необходимо позаботиться о нормальной, творческой обстановке.
Занятие в кружке лучше проводить два раза в неделю по 2 часа во внешкольных учреждениях, а в школе — два раза в неделю, но по 1 часу или одно занятие в неделю по 2 часа с небольшим перерывом. Сдвоенные часы занятий позволят сократить время на подготовку рабочих мест и их уборку. Перерыв лучше устраивать через полчаса или через час после начала работы. Занятия в кружке советуем проводить в определенные дни, чтобы настрой кружковцев на работу не пропадал.
Посещаемость кружка, дисциплина, а в конечном счете и результаты труда во многом зависят от четкой организации, от умелого планирования занятий и требований к членам кружка. Руководитель должен следить за соблюдением правил, установленных в кружке, за содержанием рабочих мест, учить бережному отношению с инструментами. Наглядные пособия, рабочий материал, инструменты и незаконченные изделия должны храниться в шкафах.
На вводном занятии дети выбирают старосту, который будет отвечать за посещаемость, отмечать присутствующих, назначать дежурных и следить за выполнением установленных правил, тем самым помогая руководителю.
Учебно-воспитательная
работа в кружке строится по тематическому
плану, разработанному в соответствии
с программой для кружков. Тематический
план составляется руководителем на
полугодие с поурочным планированием.
1.2 Примерный учебно-тематический план кружка по художественной обработке дерева
Таблица.1.
Темы | Общее кол-во часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Вводное занятие | 2 | 2 | — |
1.
Основные сведения о древесине
Строение и свойства древесины Основные древесные породы Природные формы и пороки древесины Производство, сушка и хранение древесных материалов |
1 1 1 2 |
0,5 0,5 1 1 |
0,5 0,5 - 1 |
Итого: | 7 | 5 | 2 |
II.
Обработка древесины
Разметочные работы Пиление Строгание Сверление Долбление
и обработка криволинейных Точение |
4 4 3 3 3 3 |
1 1 1 1 1 1 |
3 3 2 2 2 2 |
Итого | 20 | 6 | 14 |
III.
Склеивание и обработка склеенных заготовок
Подготовка материала для склеивания Склеивание Использование склеенных заготовок |
3 3 3 |
1 1 1 |
2 2 2 |
Итого | 9 | 3 | 6 |
IV.
Отделка и украшение изделий из древесины
Столярная подготовка к отделке Отделочная подготовка древесины Отделка древесины лакокрасочными материалами Выжигание Резьба по дереву |
3 3 3 5 10 |
1 1 1 1 2 |
2 2 2 4 8 |
Итого | 24 | 6 | 18 |
Всего | 60 | 20 | 40 |
Этот
примерный тематический план может
быть использован каждым преподавателем
в соответствии с условиями, в
которых он работает. Большое количество
часов отводится на практическую
работу. Темы, включенные в план, могут
быть заменены в зависимости от возможностей
и способностей детей.
Всякая работа требует соответствующих условий. Для деревообработки это в первую очередь правильно вы бранное оборудование и рабочее место. Мастерить из древесины можно в любом помещении, важно только, чтобы оно было сухим, светлым и хорошо проветриваемым. В связи с тем, что работа сопряжена с не большим шумом и образованием пыли и мусора, лучше всего использовать для этих целей отдельное (подсобное) помещение.
Важнейшая часть рабочего места — рабочий стол. Он должен быть устойчивым, прочным, с толстой крышкой, обеспечивать надежное крепление заготовок во время работы. В подсобном помещении желательно установить специальный рабочий стол — столярный верстак. При использовании его значительно сокращается время на изготовление изделий из древесины, да и качество их повышается. Промышленность вы пускает верстаки разных конструкций.
Верстачная доска (крышка, столешница) должна быть массивной и жесткой. Такая столешница полу чается, если на переднюю часть крышки стола установить на клею и шурупах (их ввинчивают с нижней стороны) доску шириной 250...300 мм и толщиной 40...50 мм. Эта доска должна быть из древесины твердых лист венных пород, тщательно высушенная и выровненная. Если на заднюю часть крышки стола еще прибить брусок, то образуется лоток для инструментов и заготовок.
Доски имеют склонность (особенно в сухих помещениях) к короблению. Чтобы избежать этого, лучше всего положить на крышку стола дополнительно 1—2 слоя старых мебельных плит. Соединить их между собой и с крышкой можно с помощью клея — это предотвратит вибрацию отдельных слоев столешницы при работе.
Сконструировать и самостоятельно изготовить винтовые зажимы сложно. Можно использовать готовые клиновые и эксцентриковые зажимы различной конструкции. Для фиксации заготовок к верстаку применяются и более универсальные приспособления — струбцины, столярные тиски, самодельные древесные тиски и пр. К верстаку могут быть постоянно прикреплены также распиловочные стусла, стол для выпиливания, станок для ручной дрели, упор для пиления и другие устройства, которые также помогают сделать за готовку неподвижной при обработке. При размещении крепежных устройств надо иметь в виду, что на вер стачной доске должно быть достаточно свободного поля для разметочных, отделочных и монтажных работ.