Обзор строительных материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:11, доклад

Описание работы

Существует великое множество типов керамической плитки. В этой статье мы поможем разобраться в море этого многообразия.
Плитка – это прочный, износостойкий, твердый, огнеупорный и негорючий, водостойкий, экологически чистый и простой в уходе, а также красивый и очень разнообразный отделочный материал!
Не взирая на то, что современная индустрия строительных и отделочных материалов предлагает широчайший ассортимент отделки на любой вкус, применение глазированной керамической плитки по-прежнему остается удобным и практичным способом создания эстетичной

Работа содержит 1 файл

Обзоры строительных материалов.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Описание  характерных особенностей керамических изделий различных стран и  различных центров одной и  той же страны в данной книге не представляется возможным. Однако один из видов бытовой керамики – каменная посуда (каменный товар) заслуживает внимания.

     Каменная  посуда (каменный товар)

     Она начала производиться в Германии в XVI в. Эта посуда характеризуется  чрезвычайно плотным белым или  окрашенным черепком. Черепок не просвечивает даже в тонких слоях и характеризуется водопоглощением, не превышающим 7%. Сырьем для каменной керамики служит глина, смешанная с полевым шпатом, кварцем, шамотом и другими веществами. Обжиг проводили при температуре 1200...1280°C. До изобретения фарфора каменная посуда была наибольшим вкладом Германии в мировое развитие керамики. Однако в XVIII в. всемирную известность получила каменная посуда английской фирмы Дж. Веджвуда. Ее отличительная особенность состоит в барельефной декорировке поверхности ваз, бортов тарелок и другими мелкими фигурками и арабесками (стилизованными листьями, цветами) одного цвета на общем фоне изделия другого цвета, например, белый барельеф по зеленому и синему фону.

     Происхождение фарфора, фаянса и других художественных керамических изделий антиквары и коллекционеры определяют с помощью имеющихся на изделиях заводских знаков (марки), которые чаще всего выполнялись огнеупорными красками или вдавливались механически по сырому материалу. Иногда вместо заводской марки ставилась монограмма живописца или лепщика. Если изделие не маркировано, то приходится определять его по способу исполнения, форме, характеру черепка, цвету глазури и стилю декора. Знаки маркировки фарфора и фаянса собраны в специальных справочниках и каталогах.

     Производство керамической плитки

     

     Этапы производства неглазурованной  плитки

     1. Выбор сырья 

     2. Приготовление смеси 

     3. Формовка 

     4. Сушка 

     5. Обжиг 

     Этапы производства глазурованной  плитки однократного обжига

     1. Выбор сырья (в том числе  и для глазури) 

     2. Приготовление смеси (в том числе и для глазури)

     3. Формовка 

     4. Сушка 

     5. Нанесение глазури 

     6. Обжиг 

     Этапы производства глазурованной  плитки двукратного  обжига

     1. Выбор сырья (в том числе  и для глазури) 

     2. Приготовление смеси (в том  числе и для глазури) 

     3. Формовка

     4. Сушка 

     5. Обжиг 

     6. Нанесение глазури 

     7. Повторный обжиг

     Выбор сырья 

     В качестве сырья для основания  плитки используют кварцевый песок (ограничивает изменение размеров при  сушке и обжиге), глину (обеспечивает необходимую при формовке пластичность), полевошпатовые и карбонатные материалы (обеспечивают вязкость при обжиге для создания стекловидной и плотной структуры материала).

     Основу  керамической глазури составляют фритты - сплавы солей со стеклом. Глазурь, состоящая только из фритт, имеет  глянцевую поверхность и применяется, как правило, при двукратном обжиге. Для создания матовых глазурей во фритты могут добавлять кварц, окислы металлов, каолин, красящие пигменты.

     Приготовление смеси

     Приготовление смеси включает в себя несколько  операций, которые обеспечивают получение измельченного однородного материала с определенным содержанием влаги, необходимой для последующей формовки. Измельчение сырья нужно для облегчения последующего процесса обжига керамического изделия.

     Существует  два основных метода приготовления смеси: мокрый и сухой.

     При использовании мокрого метода измельчение  и смешивание составляющих смеси  происходит в специальных центрифугах, куда вместе с сырьем помещаются очень  прочные шары из металлокерамики  и вода. В процессе вращения центрифуги эти шары ударяясь друг с другом измельчают сырье до состояния водной суспензии (шликера). Далее необходимая для равномерного смешивания влага удаляется процессом атомизации (противоточное распыление шликера горячим потоком воздуха с немедленным испарением влаги). В итоге получается порошкообразная смесь с необходимым для формовки содержанием воды (4-7% для метода прессования).

     Основное  отличие сухого метода от мокрого  заключается в том, что сырье  измельчается без добавления воды. Увлажнение его происходит позже в специальных машинах.

     Технология  мокрого измельчения дороже (необходимо много энергии для удаления воды), но дает лучшие результаты. Поэтому  при производстве керамогранита  и монокоттуры используют именно этот метод.

     Формовка

     Все современные способы формовки керамической плитки, согласно норм ISO, разделяют на три группы. Группа А - метод экструзии (производство плиток котто, клинкер). Группа В - метод прессования (керамогранит, монокоттура, бикоттура). В группу С вошли все прочие способы (например, ручная формовка, литье стеклянной мозаики).

     Наибольшее  распространение получил метод  прессования (около 98% всей керамической плитки). При прессовании порошкообразную  смесь загружают в пресс-формы  гидравлического пресса, где она  под высоким давлением (до 500 кг/см.кв.) уплотняется и приобретает определенную прочность. Уже на этом этапе плитка может подвергаться дополнительной обработке. Так для получения преполированного керамогранита поверхность плитки шлифуется мягкими щетками еще до обжига. С помощью пресс-форм задаются не только геометрические формы и размеры керамической плитки, но и фактура ее поверхности (например, у Pietra d'Italia - рельефная, у Celadon - вогнутая и т.д.).

     Сушка

     В процессе сушки из изделия удаляется  влага, которая была необходима для формовки. Ее содержание уменьшается до 0,2%. Процесс осуществляется в сушильных установках с сушкой горячим воздухом.

     Нанесение глазури

     На  сегодняшний день существует несколько  десятков способов нанесения глазурей на поверхность керамической плитки. Глазурь может наноситься в виде гранул, пастообразной массы или распыленной суспензии. Момент нанесения может происходить по разному: до обжига, после обжига и даже во время обжига. Для придания плитке более эстетичного вида процесс глазурирования может применяться совместно с нанесением различных изображений. Один из самых распространенных способов нанесения орнаментов называется шелкографией, когда через специальную сетку с различными по своей величине и частоте отверстиями с помощью красок наносят рисунки. Чем сложнее рисунок, тем больше сеток применяется.

     Обжиг

     Затем происходит обжиг плитки, который  может длиться от 40 до 120 минут. Печь для обжига - закрытый конвейер длиной от 50 до 80 метров. Посредством подачи газа по трубам на каждые 20 см печи в каждой точке поддерживается определенная температура. Таким образом, в процессе движения по печи изделие обжигается при температуре от 200 до 1200 градусов по Цельсию. Если представить себе график, где по горизонтали отражается расстояние, пройденное изделием внутри печи, а по вертикали - температура на этой отметке, то получится нечто подобное следующему рисунку.

     Наиболее  важный элемент процесса обжига плитки - разработка и соблюдение температурной  кривой. Именно правильное построение температурной кривой отражается на важнейших технических показателях плитки в дальнейшем. Следует отметить, что как только меняется партия сырья, температурная кривая должна быть разработана заново. Поэтому очень важно для производителя плитки постоянный поставщик сырья. И, следовательно, только те производители, кто имеет давний опыт производства, способны обеспечить стабильное качество. Для каждого типа плитки (а иногда и для каждой коллекции) разрабатывается индивидуальный температурный режим. Отличается и максимальная температура обжига для разных материалов. У плитки двойного обжига - около 950°С, у однократного обжига - до 1180°С, у керамогранита - до 1300°С. В процессе обжига при высоких температурах плитка теряет влагу и уменьшается в размерах (ужимается). Величина усадки растет с температурой обжига и может варьироваться от 0% (у плитки двукратного обжига) до 8% (у керамогранита). Т.е. для получения керамического гранита размером 300*300 размер пресс-формы должен быть 324*324.

     Однократный обжиг (monocottura), когда глазурь и основание обжигаются вместе - используется, как правило, для производства напольной глазурованной плитки. Высокая температура обжига позволяет получить хорошо спеченный прочный бисквит, и обеспечивает значительную устойчивость глазури к истиранию. При данном способе производства невозможно получить изделия ярких, насыщенных цветов, поскольку при высоких температурах красящие пигменты выгорают и тускнеют. Замечено, что менее яркие глазурованные плитки более устойчивы к истиранию поверхности.

     Двойной обжиг (bicottura) используется для производства настенной глазурованной плитки. Он состоит из двух этапов. На первом - обжигается только основание плитки. Обжиг производится при достаточно невысоких температурах. В результате получается высокопористый (более 10%) черепок, не подвергнувшийся усадке и не требующий в дальнейшем сортировки плитки по размерам (калибровки). Далее на основание наносится глазурь и происходит вторичный обжиг, характеризующийся еще более низкой температурой (700-900 градусов). Общий смысл поэтапного обжига - обеспечение необходимых прочностных характеристик бисквита (необходимы высокие температуры), и сохранение цвета желаемой яркости и насыщенности (при низких температурах красящие пигменты практически не выгорают).

     Декор производится при помощи 3-его обжига. Сперва на уже готовую плитку наносят необходимый рисунок. Делается это различными способами в зависимости от ожидаемого эффекта - нанесением рисунка через сетки или трафареты красками, золотом, глазурью (иногда в виде порошка). После изделие обжигается при еще более низкой температуре (до 700 градусов). При этом порошок глазури расплавляется, образуя рельефный рисунок. Затем, если декоры производятся на фоновой плитке, осуществляется их нарезка (Berillo, Prado и др.). Достаточно много декоров производится из гипса (основание), а потом раскрашиваются и глазуруются вручную. Такие декоры достаточно часто имеют геометрические отклонения от идеала по причине непредсказуемого поведения гипса при обжиге. О таких отклонениях следует сообщать клиентам при выборе именно таких декоров. Поскольку процесс производства декоративных элементов наиболее длительный и сложный, декоры имеют большую стоимость по сравнению с фоновой плиткой.

     После обжига плитки осуществляется визуальный контроль качества - деление на 1, 2, 3 сорта. Далее осуществляется компьютерный оптический контроль качества - снятие геометрических параметров (определение калибров для монокоттуры и керамогранита, определение плоскостных параметров и др.). Затем изделия сканируются для определения и идентификации оттенков плитки, путем сравнения с компьютерной библиотекой ранее произведенных изделий того же артикула.

Информация о работе Обзор строительных материалов