Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:11, доклад
Существует великое множество типов керамической плитки. В этой статье мы поможем разобраться в море этого многообразия.
Плитка – это прочный, износостойкий, твердый, огнеупорный и негорючий, водостойкий, экологически чистый и простой в уходе, а также красивый и очень разнообразный отделочный материал!
Не взирая на то, что современная индустрия строительных и отделочных материалов предлагает широчайший ассортимент отделки на любой вкус, применение глазированной керамической плитки по-прежнему остается удобным и практичным способом создания эстетичной
Плитка, глазурованная под давлением. Плитка, глазурованная под давлением, очень прочная, низкопористая, слой глазури у нее толще, чем у обычной плитки – все это делает ее отличным материалом для облицовки полов в общественных помещениях, где ходит много людей и требуется повышенная устойчивость покрытия к износу. Изготавливается такая плитка следующим образом: глазуровка плитки происходит одновременно с прессованием. То есть слой глазури наносится не на готовую плитку, а в процессе ее приготовления, а затем плитка вместе с глазурью подвергается прессованию и затем однократному обжигу.
Плитка двукратного обжига.
При применении технологии двукратного обжига глазурь наносится на обожженные плитки, после чего они снова подвергаются обжигу. Производство такой плитки дороже, чем плитки однократного обжига, зато она выглядит гораздо эстетичнее, она имеет более гладкую и блестящую поверхность и не имеет мелких дефектов, неизбежных при производстве последней. Дело в том, что при однократном обжиге через плитку проходит газ, который нарушает в некоторых местах глазурь, вызывая появление мелких пузырьков и трещин. При двукратном обжиге появление таких дефектов исключено. Глазурованная поверхность плитки получается гладкой, блестящей и при этом очень прочной и износостойкой. Поэтому использование красивой блестящей плитки возможно для облицовки не только стен, но и полов. К сожалению, технология двукратного обжига не применима для изготовления низкопористой плитки из-за того, что глазуровка обожженной плотной низкопористой плитки невозможна.
Виды плитки двукратного обжига
Клинкерная
плитка. Клинкерная плитка изготавливается
из неоднородной смеси разных видов
глины с добавлением окислов-
Плитка
типа СОТТО. При изготовлении плитки этого
типа почти никогда не применяется глазуровка.
Плитка изготавливается способом экструдирования.
Сырьем для плитки служит неоднородная
масса из различных видов глины, практически
не подвергавшихся сортировке или перемешиванию.
Плитку Сотто используют для отделки полов
– получается так называемая рустованная
поверхность (рельефная кладка) – весьма
древний способ облицовки. Эту плитку
часто применяют не только в строительстве
новых зданий, но так же и при реконструкции
старинных домов.
Фарфор состоит из полевого шпата, каолин..глина
Фарфор
Фарфор – самая благородная керамика. Это материал, состоящий из каолина, глины, кварца и полевого шпата. Его характерные признаки: белый цвет, отсутствие пористости, высокая прочность, термическая и химическая стойкость. Для хозяйственного фарфора ценится просвечиваемость. Различают две основные разновидности фарфора.
1.
Твердый – с небольшими добавками плавня
(полевого шпата) и потому обжигаемый при
сравнительно высокой температуре (1380...1460°C).
Масса классического твердого фарфора
состоит из 25% кварца, 25% полевого шпата
и 50% каолина и глины. 2. Мягкий – с повышенным
содержанием плавней, обжигаемый при температуре
1200...1280°C. Кроме полевого шпата в качестве
плавней используют мрамор, доломит, магнезит,
жженую кость или фосфорит. С увеличением
содержания плавней возрастает количество
стекловидной фазы и потому улучшается
просвечиваемость фарфора, но снижаются
прочность и термостойкость. Глина сообщает
фарфоровой массе пластичность (необходимую
для формования изделий), но снижает белизну
фарфора. В качестве эталона для оценки
белизны фарфора используют свежеосажденный
сульфат бария BaSO4. Белизна характеризуется
интенсивностью рассеивания света, которая
регистрируется фотометром.
Благодаря прекрасным декоративным свойствам, фарфор привлек внимание европейцев с начала XVI в., когда он впервые был привезен в Европу португальскими купцами из Китая – родины фарфора. В Китае же он был известен уже в 220 г. до н.э. В сравнительно больших количествах китайский фарфор стал ввозиться в Европу в середине XVI в. Естественно, что в разных странах Европы были попытки открыть секрет производства фарфора. Рецептуру европейского фарфора разработал в 1703 г. немецкий физик Эренфрид Чирнгауз, который в 1707 г. привлек к своим работам Беттгера. В 1708 г. Чирнгауз внезапно умирает и Беттгер выдает себя за изобретателя состава и технологии производства фарфора. В 1715 г. он основывает знаменитую и по сей день Майсенскую фарфоровую фабрику.
В России состав фарфора был разработан Д.И. Виноградовым в 1746 г. и налажено его производство на императорском заводе под Петербургом (ныне фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова).
Природа
создала благоприятные
Обычно проводят два обжига фарфоровых изделий: первый на «утиль», второй – «политой». Первый обжиг на «утиль» имеет целью спечь изделие и обеспечить ему определенную пористость и прочность, достаточную для глазурования водной суспензией. Второй обжиг необходим для расплавления глазури на поверхности изделия и осуществления ее взаимодействия с материалом черепка.
Роспись
фарфоровых изделий бывает подглазурная
и надглазурная. Краски для подглазурной
росписи должны выдерживать температуру
политого глазурного обжига. Поэтому их
набор ограничен. Они не должны разлагаться
и растворяться в глазури при обжиге. В
качестве керамических красок в настоящее
время используют исключительно оксиды
металлов. Оксид кобальта дает синий цвет,
никеля – коричневый, меди – зеленый или
сине-зеленый, хрома – зеленый, марганца
– коричневый или фиолетовый, железа –
желтый или красный, урана – желтый.
Надглазурными красками также являются оксиды металлов. Они закрепляются на поверхности сплавлением с глазурью при третьем – «декоративном» обжиге, осуществляемом при относительно невысоких температурах (770...850°C). Поэтому палитра этих красок значительно шире, чем подглазурных, но они стираются с черепка при долгом употреблении. Для лучшего сплавления надглазурных красок с глазурью их предварительно смешивают с флюсами (легкоплавкими стеклами, содержащими оксиды свинца, бора и кремния), которые придают краскам дополнительный блеск. На оттенке красок отражаются состав и характер флюса. В состав красителей надглазурных красок входят Fе2O3·Al2O3 – желто-красный цвет, Сo2O3·Mn3O4·Сг2O3 – черный, 0,25Fe2O3·ZnO – светло-коричневый, Fе2O3·Cr2O3 – коричневый, СоО·Al2O3 – голубой, Cr2O3 – зеленый и др.
Фарфоровые изделия весьма разнообразны по своему химическому составу, по свойствам и назначению. Приведем несколько наиболее известных типов фарфора и их характерные особенности.
Фарфор бисквитный
Фарфор бисквитный – матовый, без глазури. Существует мнение, что бисквитным его называют по причине двукратного обжига. Приставки «бис» и «би» во многих языках означают два. При производстве фарфора сначала производят обжиг, который называют утильным, а затем следует обжиг при глазуровании. Бисквитный фарфор также обжигается дважды, но второй раз без глазури. В настоящее время технология производства бисквитного фарфора может и не включать второго обжига.
Фарфор костяной
Фарфор
костяной – мягкий фарфор, непременной
составной частью которого является
зола костей крупного рогатого скота,
состоящая главным образом из фосфата
кальция. В настоящее время ее иногда заменяют
природными фосфатами кальция. Изготовленные
из костяного фарфора изделия характеризуются
высокой белизной, просвечиваемостью
и декоративностью. Специалисты считают,
что костяной фарфор начал производить
И. Спод в 1759 г. в окрестности г. Сток-он-Трет
(Англия). В нашей стране изделия из костяного
фарфора высокого качества выпускает
фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова в
Санкт-Петербурге.
Фарфор фриттованный
Фарфор фриттованный – хорошо просвечиваемый мягкий фарфор, производимый во Франции с 1738 г. Он содержит 30...50% каолина, 25...35% кварца, 25...35% богатой щелочью стекольной фритты. Фритты – композиционные добавки к фарфоровой массе, обеспечивающие образование стекловидной фазы, а следовательно, и обусловливающие просвечиваемость фарфора. В состав фритт входят: песок, сода, селитра, гипс, поваренная соль и измельченное свинцовое стекло.
Если в первобытные времена изделия из керамики имели сугубо утилитарное значение, то со временем они становятся объектом художественного творчества. Уже в VII в. до н.э. в Древней Греции керамические изделия достигли высокого художественного уровня. Наружная поверхность древнегреческой керамики до обжига покрывалась тонким слоем ангоба – белой или цветной глины, наносимой для залицовки неровностей и придания изделию качественного внешнего вида и желаемого цвета. Украшения на изделии писались люстром, т.е. глиноземной краской, которая в результате обжига принимала блестящий черный цвет. По стилю росписи отличали различные периоды изготовления керамики. К концу VI в. до н.э. в художественном оформлении керамических изделий происходит перемена – наружную поверхность изделия целиком покрывают черной краской. Незакрашенными оставляли лишь контуры фигур, а детали рисунка затем прорисовывали тонкой кисточкой. В период классического древнегреческого искусства (V...IV вв. до н.э.) изготовляются краснофигурные вазы. К тому же периоду относят сосуды, покрытые слоем белого ангоба и украшенные черной и красной живописью. Такие изделия производились в основном мастерами Аттики, начиная с середины V в. до н.э.
В IV в. до н.э. появляются статуэтки главным образом фигур женщин. Кроме самой Греции эти статуэтки изготавливали в греческих колониях Италии, Малой Азии и на острове Родос. В это же время в связи с начавшимся экономическим ослаблением городов греческой метрополии центры художественного развития керамического производства перемещаются в греческие колонии, в том числе и в Северное Причерноморье, в частности, в Пантикопей в Крыму (на месте современной Керчи). Здесь в VIII...IV вв. до н.э. производили бытовые керамические изделия, отличающиеся высокохудожественной росписью черным тоном по красному черепку или красным тоном по черному фону. Кроме того, здесь продолжилось развитие краснофигурного стиля и на гладкой поверхности сосудов появились расписные рельефы. Способ производства этих изделий по побережью Тавриды, так же как и в самой Греции, был забыт и позднее не возобновлялся.
В III в. до н.э. в украшениях древнегреческой керамики вместо сцен с человеческими фигурами стали встречаться стилизованные узоры на черном фоне. Кроме того, расширилась гамма красок (белая, желтая, красная). В этот период в древнегреческой керамике появляются признаки римского искусства в связи с усилением Римской империи и ее экспансией. В I в. до н.э. появилась красная керамика с ангобом и блестящей наружной поверхностью. На этой керамике начали проставляться знаки клейма гончара. Позднее такие неглазурованные тонкокерамические изделия с водонепроницаемым черепком красного или красно-оранжевого цвета, но еще и с рельефной декорировкой широко производились в Римской империи. Эта керамика получила широкую известность и называлась терра-сигиллята. Слово сигиллята имеет корень от итальянского печать, печатать. Существуют две версии такого названия керамики. По одной она была названа в связи с начавшейся маркировкой изделий мастером, а по другой – в связи с рельефной декорировкой, которая наносилась оттиском. Считают, что изделия терра-сигиллята особенно широко производились в Римской империи в период с 150 г. до н.э. по 200 г. н.э. Производство этих, так же как и древнегреческих керамических изделий, позднее не возобновлялось
С падением Римской империи постепенно исчезли предпосылки для дальнейшего развития художественной керамики. Эта ситуация длилась несколько столетий, захватив весь период средневековья. Когда же постепенно наметился новый подъем интеллектуальных и творческих сил, то прежде всего получили развитие другие виды ремесла. Искусство керамики возродилось в Европе лишь в романскую эпоху (конец X и рубеж XII...XIII вв.). Однако вначале это коснулось не столько бытовой, сколько архитектурно-строительной керамики, использовавшейся для оформления замков, монастырей, церквей. Только в XV в., т.е. в начале эпохи Возрождения, керамическое производство получает широкий размах и начинает сближаться с художественным творчеством. Начавшись в странах Южной Европы – в Италии, Франции, Испании, высокохудожественное керамическое производство затем начинает развиваться в Германии, Голландии, Англии и других странах.