Нейтрализация токсичных компонентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Нейтрализация токсичных компонентов в отработавших газах ДВС
Туда обязательно должна войти информация как по двигателям с качественным регулированием, так и с количественным. (Кстати, четко разберитесь в чем разница). Необходимо рассмотреть также методы снижения токсичности через влияние на рабочий процесс двигателя (рециркуляция, сжигание обедненных смесей, и особенно добавку воды). Все исполнительные устройства должны быть хорошо описаны, их принцип работы изучен.

Работа содержит 1 файл

нейтрализация токсичных компонентов.docx

— 39.09 Кб (Скачать)

Нейтрализация токсичных  компонентов в отработавших газах  ДВС 
 
Туда обязательно должна войти информация как по двигателям с качественным регулированием, так и с количественным. (Кстати, четко разберитесь в чем разница). Необходимо рассмотреть также методы снижения токсичности через влияние на рабочий процесс двигателя (рециркуляция, сжигание обедненных смесей, и особенно добавку воды). Все исполнительные устройства должны быть хорошо описаны, их принцип работы изучен.

Справка:

Двигатель с качественным регулированием-регулирование двигателя внутреннего сгорания, при котором изменение мощности и крутящего момента двигателя происходит вследствие изменения количества подаваемого топлива при неизменном количестве воздуха, поступающего в двигатель за один цикл, т. е. вследствие изменения коэффициента избытка воздуха.

Двигатель с количественным регулированием-регулирование двигателя внутреннего сгорания при котором изменение мощности и крутящего момента двигателя происходит вследствие изменения количества поступающего в двигатель воздуха при неизменном значении коэфф. избытка воздуха. Регулирование, близкое к количественному регулированию двигателя, применяется в авиационных двигателях легкого топлива, у которых изменение мощности и крутящего момента происходит в основном вследствие изменения давления на впуске и в небольшой мере вследствие изменения коэффициента избытка воздуха.

Образование токсичных веществ

Образование токсичных веществ - продуктов неполного сгорания и  окислов азота в цилиндре двигателя  в процессе сгорания происходит принципиально различными путями. Первая группа токсичных веществ связана с химическими реакциями окисления топлива, протекающими как в предиламенный период, так и в процессе сгорания-расширения. Вторая группа токсичных веществ образуется при соединении азота и избыточного кислорода в продуктах сгорания. Реакция образования окислов азота носит термический характер и не связана непосредственно с реакциями окисления топлива. Поэтому рассмотрение механизма образования данных токсичных веществ целесообразно вести раздельно.

Ограничимся рассмотрением  образования продуктов сгорания углеводородных топлив. которые в настоящее время являются наиболее распространенными видами топлива для двигателей внутреннего сгорания. Основными токсичными веществами — продуктами неполного сгорания в этом случае являются сажа, углеводороды, альдегиды.

Сажа. При сгорании углеводородных топлив в различных горелках и  двигателях внутреннего сгорания в  отработавших газах может содержаться  твердый углеродный продукт в  дисперсном состоянии (сажа). Другие твердые углеродистые соединения (пироуглерод и нитевидный углерод) обычно в отработавших газах не содержатся, так как образование их происходит на твердых поверхностях  (Образование сажи представляет собой объемный процесс термического разложения  углеводородов в газовой фазе в условиях сильного недостатка окислителя )

Альдегиды. В дизелях альдегиды  образуются в период предпламенных реакций (их называют также холодным пламенем). Альдегиды и перикиси являются типичными продуктами этих реакций [2]. При образовании альдегидов выделяется тепло. В процессе самовоспламенения топлива они активной роли не играют. Как в дизелях, так и в двигателях с искровым зажиганием могут образоваться альдегиды, если часть процесса сгорания протекает при низких температурах, что наблюдается при охлаждении смеси холодными поверхностями камеры сгорания пли при сгорании очень обедненной смеси в конце процесса сгорания в двигателях с послойным смесеобразованием. В процессе сгорания, происходящем при высоких температурах, альдегиды могут сгорать.

Углеводороды. В отработавших газах двигателей содержится свыше двухсот различных углеводородов  в то же время теоретические расчеты (из условий равновесия) показывают,  что углеводороды в отработавших газах не должны содержаться. В действительности даже в двигателях с искровым зажиганием топливовоздушная смесь не является гомогенной. Температура в процессе сгорания смеси различна по объему камеры, что изменяет условия сгорания.

В ряде исследований было также  установлено, что вблизи сравнительно холодных стенок камеры сгорания происходит гашение пламени. Это приводит к замедлению или исключению реакций горения в части смеси, находящейся в зоне гашения. Фотографирование процесса сгорания в четырехтактном бензиновом двигателе через кварцевое окно в головке цилиндра позволило определить толщину зоны гашения в пределах 0,05—0,38 мм.

Методы воздействия на рабочий процесс

Двигатели с искровым зажиганием. Для уменьшения выделения токсичных веществ  двигателями с искровым зажиганием необходимо предотвратить попадание в атмосферу углеводородов, обусловленное испарением из топливной системы и выбросами с картерными газами, а также резко уменьшить содержание основных токсичных компонентов (СО, СН, NO и свинца) в отработавших газах. Главным источником выделения токсичных веществ являются отработавшие газы, причем их состав непосредственно зависит от качества смесеобразования и сгорания.

Природа образования СО, СН, N0, содержащихся в отработавших газах, различна, поэтому при рассмотрении возможностей воздействия на рабочий процесс двигателя разделим токсичные компоненты на группы: 1) продукты неполного сгорания (СО и СН); 2 )окислы азота; 3)соединения свинца.

Анализ физико-химических основ образования и выделения  СО и СН показывает,  что основными  причинами, приводящими к появлению  их в отработавших газах двигателя, являются недостаток  кислорода. Наличие в цилиндре зон пониженной температуры, в которых происходит или обрыв цепей окисления углеводородов, или очень существенное замедление реакций; вялое сгорание или даже пропуски воспламенения в отдельных циклах.

Недостаток кислорода  в процессе сгорания может быть обусловлен как регулировкой карбюратора (или системы подачи топлива) на обогащенную смесь, так и низким качеством смесеобразования (неоднородность топливовоздушной смеси, наличие жидкой пленки топлива во впускном трубопроводе, неоднородность распределения топлива по отдельным цилиндрам многоцилиндрового двигателя, цикловая неоднородность).

Объем газа в зоне гашения  зависит от размеров цилиндра, степени  сжатия, формы камеры сгорания, наличия вытеснителей. Кроме того, в отдельных элементах объема камеры сгорания вследствие неоднородности состава топливовоздушная смесь может оказаться вне пределов воспламеняемости. Это также приводит к появлению зон пониженной температуры с высоким содержанием углеводородов.

Таким образом, для уменьшения выделения токсичных продуктов неполного сгорания с отработавшими газами необходимо:

обеспечивать работу двигателя  на различных эксплуатационных режимах на обедненной смеси;

улучшать качество смесеобразования (гомогенизацию смеси, распределение  топливовоздушной смеси по отдельным  цилиндрам, циклам);

уменьшать объем топливовоздушной смеси или топлива в зоне гашения;

уменьшать цикловую неравномерность, повышая качество смесеобразования или совершенствуя систему зажигания;

не допускать сильного разбавления топливовоздушной смеси  остаточными газами.

Расчетно-экспериментальное  исследование образования N0 в цилиндре двигателей показало, что максимальные достигнутые в процессе сгорания концентрации N0 во всех случаях (за исключением работы двигателя на богатой смеси) сохраняются неизменными в процессе расширения и выпуска. Поэтому единственная возможность сократить выделение N0 заключается в том, чтобы предотвратить или уменьшить окисление азота в зоне продуктов сгорания в период сгорания.

Установлено, что количество образовавшейся N0 является функцией от температуры, концентрации молекулярного  и атомарного кислорода, а также от времени реакции. На общее время реакции, которое определяется главным образом частотой вращения коленчатого вала двигателя и продолжительностью процесса сгорания, воздействовать можно лишь в ограниченных пределах. Для существенного уменьшения выделения N0 практически имеются два пути: снижение температур в процессе сгорания и проведение его с недостатком кислорода в зоне сгорания. Возможна также комбинация этих двух методов.

Снизить температуры в  камере сгорания и в зоне продуктов  сгорания можно одним из приведенных  способов.

  1. Увеличением или уменьшением а относительно величины, при которой имеет место максимальная температура. По данным рис. 20 видно, что максимальная температура (с учетом диссоциации) соответствует ал;0,9. Необходимо учитывать, что при изменении а изменяется и концентрация кислорода, что влияет на выделение N0. Поэтому максимальная концентрация NO.xимеет место при a= 1,05-1,10 (рис. 32, б).
  2. Увеличением в цилиндре двигателя инертной доли заряда, не участвующей в процессе сгорания, но забирающей часть теплоты от сгорания топлива (например, увеличением количества остаточных газов в цилиндре, добавкой к воздуху воды и т. д.).
  3. Уменьшением опережения зажигания, что приводит к сгоранию топлива при больших объемах цилиндра, а следовательно, при меньших температурах.

Уменьшить поступление кислорода  в зону реакции (при использовании в качестве окислителя атмосферного воздуха) можно только одним путем: общим или местным обогащением смеси. При этом будет также изменяться и температура сгорания.

Уменьшение концентрации кислорода и увеличение концентрации продуктов полного сгорания в выпускной системе свидетельствуют о том, что в ней происходят окислительные реакции.

Поэтому повышение температуры  газов в конце   процесса расширения из-за изменения угла опережения зажигания может существенно уменьшить концентрацию СН. Концентрация СО при этих условиях также может быть несколько уменьшена.

Влияние угла опережения зажигания  на концентрацию NO. При работе двигателя на обедненных углеродом  смесях , уменьшением угла опережения зажигания резко снижается концентрация NO в отработавших газах. Это связано с понижением максимальной температуры цикла, которая в данном случае ограничивает выход окислов азота. При работе двигателя на обогащенных смесях углеродом выход окислов азота   ограничивается   недостатком свободного кислорода   в продуктах сгорания.

На выделение токсичных  веществ двигателем с искровым зажиганием большое влияние оказывают состав смеси и угол опережения зажигания. Подбирая оптимальные в отношении токсичности значения указанных параметров, можно значительно уменьшить выделение токсичных веществ. Это в равной мере относится и к карбюраторным двигателям, и к двигателям с непосредственным впрыском. 

При повышении степени сжатия двигателя с искровым зажиганием токсичность отработавших газов несколько возрастает из-за повышения концентраций окислов азота (при регулировках на обедненную смесь) и несгоревших углеводородов.

В дизелях, особенно без наддува, коэффициент избытка воздуха  при работе дизеля по нагрузочной  характеристике изменяется в широких  пределах; объясняется это качественным регулированием. 

У дизеля с наддувом концентрация окислов азота в отработавших газах при номинальной нагрузке почти в 2 раза меньше, чем у дизеля без наддува. Это можно объяснить следующими причинами. Дизель с наддувом имеет большую по сравнению с дизелем без наддува продолжительность впрыска топлива (при одинаковых конструктивных параметрах топливной аппаратуры). Чем позже топливо сгорает в процессе расширения, тем ниже максимальная температура цикла. Кроме того, при растягивании процесса сгорания по времени увеличивается теплоотдача от газов к стенкам, что также понижает температуру цикла. Чем ниже максимальная температура цикла при постоянном коэффициенте избытка воздуха, тем меньше окислов азота образуется в процессе сгорания топлива.

Содержание сажи в отработавших газах дизеля с наддувом в 3 раза больше, чем у дизеля без наддува. Это объясняется 88тем, что у дизеля, форсированного по наддуву, ввиду более  высоких значений давления и температуры  конца сжатия меньше период задержки воспламенения. Значит большее количество топлива впрыскивается в зону сгорания и сгорает в диффузионном пламени при недостатке кислорода. Это приводит к образованию большого количества сажи и уменьшает образование окислов азота у дизеля с наддувом.

Повышенное содержание сажи в отработавших газах дизеля с  наддувом, по сравнению с вариантом  без наддува, указывает на то, что  при форсировании дизеля по наддуву  необходимы более тщательная доводка  процесса смесеобразования и сгорания, усиление перемешивания горючей смеси при сгорании в целях лучшего выгорания сажи.

Необходимо отметить, что  образование N0 в цилиндре дизеля зависит главным образом от локальных условии, т. е. от температуры и состава смеси в зоне сгорания основной массы топлива.

 

Для уменьшения выделения  окислов азота в настоящее  время широко применяется рециркуляция отработавших газов. При этом уменьшается максимальная температура цикла. В карбюраторных двигателях снижение температуры происходит вследствие уменьшения цикловой подачи топлива (уменьшается заряд свежей топливовоздушной смеси), а также из-за большей удельной теплоемкости продуктов сгорания по сравнению с воздухом. В дизелях снижение температуры происходит главным образом по второй причине. Кроме того, наличие продуктов сгорания в цилиндре оказывает некоторое влияние на процесс сгорания. Уменьшение, температуры влияет также на концентрацию атомарного кислорода, что, в свою очередь, снижает скорость реакции образования NO. Ранее отмечалось, что основной реакцией образования является реакция окисления азота атомарным кислородом. Известно, что продолжительность первой фазы сгорания в карбюраторных двигателях в большой степени зависит от различных факторов, чем продолжительность основной фазы .Предполагая, что рециркуляция отработавших газов влияет только на первую фазу, определили из условия равенства опытных и расчетных концентраций N0 изменение начала видимого сгорания. Максимальное изменение в моменте начала видимого сгорания составляет около 3° поворота коленчатого вала.

Для карбюраторных двигателей известны две принципиально возможные  системы рециркуляции: с подачей  газов во впускной трубопровод в  процессе наполнения (обычная схема) и с подачей газов в цилиндр в конце процесса наполнения.

Существуют различные  схемы перепуска рециркулируемых  газов во впускной трубопровод, но обычно газы во впускной трубопровод подаются за дроссельной заслонкой, чтобы не нарушать процесс смесеобразования в   карбюраторе.

Количество перепускаемых  во впускную систему отработавших газов регулируется в зависимости от режима работы двигателя (от концентрации окислов азота). Максимальный перепуск соответствует режимам работы при открытой дроссельной заслонке.

При карбюраторном смесеобразовании введение рециркуляции отработавших газов во впускной трубопровод приводит также к уменьшению наполнения топливовоздушной смесью, т. е. к уменьшению цикловой подачи топлива.

Информация о работе Нейтрализация токсичных компонентов