Название и назначение станка, для которого проектируется узел

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:46, реферат

Описание работы

Проектом предусматривается применение заданного типа механизма переключения ступеней передач из числа применяемых в промышленности. В общем случае способ переключения передач определяется назначением станка и в основном зависит от того, как часто возникает необходимость в изменении частоты вращения, а также в необходимости автоматизации и дистанционного управления приводом. Системы ручного переключения применяют в универсальных станках общего назначения; основные их достоинства – простота и низкая стоимость.

Содержание

Введение 4
1. Название и назначение станка, для которого проектируется узел 5
2. Служебное назначение проектируемого узла 6
3. Технологический процесс обработки типовой детали на станке,
для которого предназначен узел 7
4. Обоснование необходимости разработки принятого варианта
конструкции 11
5. Выбор инструментов и режимов резания 14
6. Расчет сил резания 17
7. Определение исходных данных для расчета проектируемого
узла
8. Кинематический расчет проектируемого узла
9. Расчет деталей проектируемого узла
10. Определение усилий на органах управления
11. Описание конструкции спроектированного узла
12. Анализ технико-экономической эффективности
13. Литература

Приложения

Работа содержит 1 файл

Вар.58 Записка.doc

— 1.65 Мб (Скачать)

,  мин -1                                          (3)

 

;                 ;

       

;            ;

 

;             ;

 

;               ;

 

;                 ;

 

;            ;

 

;             ;

 

;             

 

Таблица 2 - Расчет действительных значений частот вращения

ступени

Частота вращения, мин -1

Отклонение

Табличная

nт

Действительная

nд

Абсолютное

Δn = nд - nт

относительное, Δn/nт, %

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

40

50

63

80

100

125

160

200

250

315

400

500

630

800

1000

1250

 

39

49,85

62,61

77,9

98,1

125,48

157,6

195,8

250,89

320,95

403,09

500,73

631,56

807,92

1014,68

1260,47

 

-1,0

-0,15

-0,39

-2,1

-1,9

0,48

-2,4

-4,2

0,89

5,95

3,09

0,73

1,56

7,92

14,62

10,47

 

2,5

0,3

0,6

2,6

1,9

0,4

1,5

2,1

0,3

1,9

0,8

0,2

0,2

1,0

1,5

0,83


 

Во всех случаях величина отклонения не превышает предельно  допустимой величины.

 

8.4 Кинематическая схема

 

Выполняем кинематическую схему фрезерной головки (рисунок 11).

 

Рисунок 11 – Кинематическая схема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9  Расчет деталей  проектируемого узла 

 

9.1  Расчет КПД коробки  скоростей

 

,

где     hЗ, hП- среднее значение КПД соответственно зубчатой передачи и пары подшипников;

a, b- число соответственно зубчатых передач, находящихся в зацеплении и пар подшипников.

hЗ = 0,99;    hП = 0,995;  

 a = 4 – в зацеплении одновременно находится 4 зубчатые пары;

 b = 5 – в коробке 5 валов, следовательно 5 пар подшипников;

 

9.2  Расчет требуемой  мощности электродвигателя и  передаваемой мощности на валах

 

 кВт

Выбираем электродвигатель: асинхронный с короткозамкнутым ротором, защищенный, серии АИР (исполнение взамен двигателей типа 4АН), позволяющий значительную перегрузку в расчете от номинальной мощности, исполнение фланцевое, со следующими параметрами

Nдв = 11 кВт,  nдв = 1500 мин -1.

 

Определяем мощность на каждом валу по формуле:

Ni = Ni-1∙hЗ∙hП

 

NI = Nтр∙hП = 11,5∙0,995 = 11,4 кВт

NII = NI∙hЗ∙hП = 11,4∙0,99∙0,995 = 11,23 кВт

NIII = NII∙hЗ∙hП = 11,23∙0,99∙0,995 = 11,06 кВт

NIV = NIII∙hЗ∙hП = 11,06∙0,99∙0,995 = 10,9 кВт

NV = NIV∙hЗ∙hП = 10,9∙0,99∙0,995 = 10,7 кВт

 

9.3  Расчет частот  вращения валов

 

Определяем частоту  вращения каждого вала коробки скоростей  при черновой обработке, как наиболее энергоемкую, по формуле:

ni = ni-1 ∙ii

 

nI = nдв = 1425 мин -1

 

 мин -1

 мин-1

 мин-1

 мин-1

 

9.4 Расчет крутящих моментов

Определяем максимальные крутящие моменты на каждом валу по формуле  [5, с. 273]:

 

 Нм;

 Нм;

 Нм;

 Нм;

 Нм.

 

9.5  Расчёт модуля зубчатых зацеплений

 

В коробках скоростей размер шестерен определяется контактными напряжениями, т. е. усталостью поверхностных слоев. Поэтому определяем модуль  mпов, а не межосевое расстояние А, и проверяем его по напряжениям изгиба по формулам  [4, с. 150].

, мм

, мм

 

где   sизг и sпов - допускаемое напряжение на изгиб и по усталости поверхностных слоев, Н/мм2;

Для легированных цементируемых  сталей  [4, с. 152]:

sпов = (17,5…21)НRC (Н/мм2),

где   HRC – твердость цементируемых сталей  [5, с. 194]:

HRC = 56…62;

sпов = 17,5∙56 = 980 Н/мм2;

sизг = 750 Н/мм2   [5, с. 194];

N - номинальная передаваемая мощность рассчитываемой шестерни, кВт;

n – минимальное число оборотов шестерни, при котором передается яполная мощность мин -1;

y – коэффициент формы зуба (при z = 20…60   у = 0,243…0,268);

z – число зубьев шестерни;

i – передаточное число (принимается i ³ 1, т.е. для замедляющих передач берется величина, обратная передаточному отношению);

y = b/m = (6…10) – большие значения при большей жёсткости вала;

y0 = 0,7…1,6 – при симметричном (не консольном) расположении шестерни; Принимаем  y0 = 1,2;

k = 1,3 – коэффициент нагрузки (учитывает деформацию осей).

 

Расчет ведем по наиболее тяжело нагруженным парам колес, для которых передаточное число наибольшее, а частота вращения наименьшая.

 

Для валов  IV – V – колеса z17 и z18 с ;  NIV = 10,9 кВт; 

nIV = 159 мин-1 ;  z = 20.

 

мм;

 мм;

Для валов  III – IV – колеса z13 и z14 с ;  NIII = 11,06 кВт; 

nIII = 398 мин-1 ;  z = 27.

мм;

 мм;

Для валов  II – III – колеса z5 и z6 с ;  NII = 11,23 кВт; 

nII = 1000,5 мин-1 ;  z = 29.

 мм;

 мм;

 

Для валов  I – II – колеса z1 и z2 с ;  NI = 11,4 кВт; 

nI = 1425 мин-1 ;  z = 33.

 мм;

 мм.

 

Полученные значения округляем до стандартных, в мм:

;   ;   ;  

Степень точности колес  определяется в зависимости от назначения

(с. 373, табл.22 [6]). Для силовых кинематических цепей (коробок скоростей) с линейной скоростью  V≤10 м/с принимается 7-я степень точности.

 

9.6  Расчет геометрических параметров зубчатых колес

 

Расчёт ведём по формулам (с.175, табл.3 [5]):

-  делительный диаметр: d = mz

-  диаметр вершин  зубьев: da = d + 2m

-  диаметр впадин  зубьев: df = d – 2,5m

-  межосевое расстояние: aw = 0,5(d1+d2)

-  ширина зубчатых  венцов колес  [4, с. 151]: b = ym = 6m.

Тогда соответственно для  модулей:  m = 2 мм:   b = 6∙2 = 12 мм;

  m = 3 мм:   b = 6∙3 = 18 мм;

  m = 5 мм:   b = 6∙5 = 30 мм;

 

Результаты расчётов сводим в таблицу 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 - Расчёт геометрических параметров зубчатых колёс

колеса

z

i

m, мм

d, мм

da, мм

df, мм

b, мм

aw, мм

1

2

33

47

i0

 

 

 

2,0

66

94

70

98

61

89

12

80

3

4

51

51

i1

102

102

106

106

97

97

 

 

12

 

 

102

5

6

29

73

i2

58

146

62

150

53

141

7

8

42

53

i3

 

 

 

3,0

126

159

132

165

118,5

151,5

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

142,5

 

9

10

37

58

i4

111

174

117

180

103,5

166,5

11

12

32

63

i5

96

189

102

195

88,5

181,5

13

14

27

68

i6

81

204

87

210

73,5

196,5

15

16

62

39

i7

 

5,0

310

195

320

205

297,5

182,5

 

 

30

 

 

252,5

17

18

20

81

i8

100

405

110

415

87,5

392,5


 

 

 

9.7 Предварительный расчет диаметров валов

 

Определяем диаметры валов из условия  прочности на кручение при пониженных допускаемых напряжениях по формуле:

,

где    Т – крутящий момент, Нмм;

[t] – допускаемое условное напряжение при кручении,

[t] = 10…15Н/мм2  -  для промежуточных валов;

[t] = 20…25Н/мм2  -  для входного и выходного валов;

 

Для промежуточных валов:

мм,  Принимаем  dII = 36 мм;

мм,  Принимаем  dII = 48 мм;

мм,  Принимаем  dIV = 65 мм;

Для входного и выходного валов:

мм,  Принимаем  dI = 32 мм – по диаметру муфты;

мм,  Принимаем  dV = 82 мм – по диаметру шлицев – шлицы средней серии 10х72х82 мм  [5, с. 82].

 

9.8  Проверочный расчет шлицевого соединения шпинделя

 

Принято шлицевое соединение со следующими размерами  [5, с. 82]):

d = 72 мм;  D = 82 мм;  b = 12 мм;  f = 0,5 мм;  z = 10 шт. 

Материал рабочих поверхностей – сталь 40Х с твердостью сердцевины  НВ = 270…300, поверхностной закалкой  ТВЧ  HRC = 50.

Передаваемый крутящий момент  М = 2620 Нм.

Частота вращения шпинделя  n = 39 мин-1.

Т.к. размеры шлицевого соединения приняты, то необходимо определить рабочую длину шлицев вдоль оси шпинделя из расчета на смятие [7, с. 93]:

,                                                      (4)

где  [σсм] = 15 Н/мм2 – табл. 4..4, с. 98 [7] – допускаемое напряжение смятия на боковых поверхностях зубьев шлицев при средних условиях эксплуатации (с закалкой ТВЧ);

М – наибольший крутящий момент (М = 2620000 Н∙мм)

ψ = 0,8 – коэффициент, учитывающий  неравномерность распределения нагрузки по зубьям;

z = 10 – число зубьев;

h – рабочая высота контактирующих зубьев в радиальном направлении;

rср – средний радиус (расстояние от оси вращения шпинделя да середины высоты зуба  h). Для прямобочного шлицевого соединения:

мм;  мм.

Из формулы  (4)  длина шлицевого соединения:

 мм, 

Принимаем длину шлицев конструктивно (с учетом хода пиноли 80 мм)   l = 142 + 80 = 222 мм.

 

9.9  Подбор муфты

 

Для передачи крутящего  момента от электродвигателя к входному валу коробки скоростей принимается упругая втулочно-пальцевая муфта, которая передает крутящий момент со смягчением ударов посредством упругих резиновых втулок, надетых на пальцы.

Расчетный момент, передаваемый муфтой [7, с. 518]:

,

где    М – момент на первом валу  (МI = 76,4 Нм);

k – коэффициент режима (табл. 16.1, с. 497 [7]). Для станков

k = 1,5…2,5.

 Нм.

По табл. 16.11, с. 512 [7] исходя из расчетного момента, диаметра вала электродвигателя (dдв = 38 мм) и входного вала коробки (dI = 32 мм) принимаем типоразмер муфты: муфта  МУВП – 32 – 38  МН 2096-64  со следующими конструктивными размерами и параметрами:

Мкр = 240 Нм;  nmax = 4000 мин-1;

D = 140 мм – наибольший диаметр муфты;

L = 165 мм – длина муфты (укороченный размер);

D0 = 105 мм – диаметр центров пальцев;

Z = 6 – число пальцев;

dдв = 38 мм.

Проверка пальцев на изгиб [7, с. 484]:

(Н/мм2),

где   Мр – расчетный момент;

ln – длина пальца (ln = 33 мм);

D0 = 105 мм;

Z = 6;

Dп = 14 мм – диаметр пальца;

u] = 80…90 Н/мм2 – допускаемое напряжение на изгиб для пальцев [7, с. 484].

 

.

Условие прочности резиновой втулки на смятие [7, с. 485]

,

где    lв = 28 мм – длина втулки;

см] = 1,8…2,0 Н/мм2 – допускаемое напряжение на смятие для резины.

 

, т.е. муфта пригодна.

 

9.10 Выбор конструкции шпинделя

 

Конструктивная форма  шпинделя определяется типом и назначением станка, требованиями к его точности, способом крепления инструмента и т.д.

Конфигурацию переднего  конца шпинделя выбирают в зависимости  от способа крепления инструмента  или заготовки  [8, с. 210], т.к. для  его крепления применяют стандартные приспособления, то передние концы шпинделей большинства станков стандартизованы. Так для фрезерных станков применяется ГОСТ 24644-81  [9, с. 149], по которому центрирование оправки инструмента осуществляются конусом  7:24, передача крутящего момента – торцовыми шпонками, затяжка инструмента – шомполом. Типоразмер конуса принимаем №50.

Тип опор шпинделя, определяющий форму посадочных мест, выбирают на основании требований к точности обработки и быстроходности, величины нагрузок, действующих на опоры. Наибольшее применение (более

95 %) в качестве опор  шпинделя применяют подшипники качения  [8, с. 211]. Схемы расположения опор и их конструктивные исполнения весьма разнообразны. Для шпинделей, воспринимающих значительную осевую нагрузку (сверлильные, фрезерные станки) находят применение упорные и радиальные подшипники.

В передней опоре по рекомендациям [8, с. 82], [9, с. 234] устанавливаем радиальный двухрядный роликоподшипник типа 3182000 и два упорных шарикоподшипника типа 8000. В задней – один радиальный роликоподшипник типа 2200. Такие опоры рекомендованы для шпиндельных узлов токарных и фрезерных станков средних размеров. Предлагаемая конструкция обладает необходимой радиальной и осевой жесткостью и точностью вращения.

В передней опоре между  упорными подшипниками создается предварительный натяг, регулировка которого осуществляется с помощью гайки, наворачиваемой на промежуточную втулку.

Радиальный предварительный  натяг роликоподшипника осуществляется с помощью деформации внутреннего кольца подшипника путем его осевого перемещения на конусе  1: 12  посредством промежуточной втулки гайкой, наворачиваемой на шпиндель. Ограничение осевого перемещения внутреннего кольца подшипника до требуемой величины осуществляется компенсационным кольцом, выполненным из двух частей, которые удерживаются пружинным кольцом. Плотный прижим наружного кольца роликоподшипника производится фланцем за счет компенсатора.

Информация о работе Название и назначение станка, для которого проектируется узел