Монтаж на радио, раскрытие особенностей его использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:44, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение характеристик монтажа на радио, раскрытие особенностей его использования. Монтаж как инструмент работы на радио.
Нами была предпринята попытка решить следующие задачи:
Дать характеристику монтажу как стилеобразующему выразительному средству радиожурналистики.
Рассмотреть использование монтажа на современном радио.

Работа содержит 1 файл

курсовая - копия.docx

— 51.13 Кб (Скачать)

В информационном радиосообщении встречается монтаж в его самых  простейших, но и самых значительных формах: отборе фактов и их изложении, а также расположении в структуре  программы, ее верстке. В радиорассказе, радиокомпозиции монтаж используется как одно из главных средств создания звукового образа. Монтаж подчинен функции жанра, его нацеленности на решение конкретной задачи и в свою очередь предопределяет архитектонику жанра, внутренние связи и тем самым реализацию этих самых задач. Такова диалектика творческого процесса, в котором замысел «ведет» весь процесс, а готовое произведение раскрывает своим содержанием путь движения и его результат [7, 29-31].

Аппаратная монтажная  – помещение с оборудованием  для звукового монтажа радиопередач. Может входить как часть в  аппаратно-студийный блок; в радиодомах располагается автономно. [2, 460]

В практике современного вещания  завершающая часть работы над  радиосообщением часто проходит в аппаратной и представляет собой  процесс творческого осмысления и обработки звукозаписей, произведенных  на этапах, предшествующих окончательному монтажу. Отсюда драматургическая роль, которую неизбежно выполняет  монтаж, особенно в передачах, где  предварительная сценарная разработка представляет собой в основном конспект содержания. Чаще всего это при  подготовке информационно-публицистических радиосообщений. При этом заранее  задуманная журналистом форма часто  меняется под воздействием требований, которые выдвигает логика монтажа  и звуковая совместимость отдельных  эпизодов – форма и функция  взаимообусловливают друг друга, и  в таком изменении первоначального  журналистского замысла проявляется  диалектичность, присущая процессу осмысления действительности.

Монтаж как способ художественной организации фактического материала  используется и в прямом эфире  – в передачах, которые посвящены  массовым торжествам по тому или иному  поводу, или напротив, событиям трагического характера, затрагивающим интересы широких слоев населения [2, 165].

На радио звуковая монтажная  фраза всегда равнозначна завершенному сценарному эпизоду. Составляющие ее звуковые элементы могут самостоятельно нести  сюжетную нагрузку, но не способны каждый в отдельности сформировать у  слушателя полное представление  о событии, завершенном в своем  драматургическом развитии; такую функцию  они способны выполнить лишь в  сочетании друг с другом. Будучи же завершенной, звуковая монтажная  фраза вызывает у слушателя комплекс ассоциаций, позволяющих ему представить  зрительно событие, о котором  идет речь. [2, 167]

Основных монтажных систем две: монтаж комфортный или акцентный.

 Комфортный монтаж  имитирует течение жизни, исповедуя  постоянство времени, места и  действия. Его законы строятся  так, чтобы слушатель не замечал  "склеек" и постоянно понимал, где он находится и что происходит. Он выдает эфирное время и пространство за реальные.

В противоположность первому, акцентный монтаж рваный, скачкообразный,  подчеркивающий стыки и переносящий  слушателя из одного места в другое,  сталкивающий людей, фразы, ритмы, формы, мысли.

 Обе монтажные системы  строятся либо на следовании, либо на нарушении общих принципов  монтажа [9, 56].

Принцип монтажа как способа  создания условного времени и  пространства заимствован радио  у театра и кинематографа.

Монтаж – главное выразительное  техническое средство телевидения. Понятие монтажа в простейшем виде означает соединение путем видеозаписи  в определенной последовательности и по определенной системе фрагментов в единое целое.  Это понятие  применяется и на радио [11, 20].

Аналогом радийной звуковой монтажной фразы в кинематографе  следует считать такую структурную  единицу как эпизод.

В отличие от телемонтажа, где монтажная фраза состоит  из монтажных элементов и в  завершенном виде представляет их чередование, на радио звуковая монтажная фраза  всегда равнозначна завершенному сценарному эпизоду. Составляющие ее звуковые элементы могут самостоятельно нести сюжетную нагрузку, но не способны каждый в отдельности  сформировать у слушателя полное представление о событии: такую  функцию они способны выполнить  лишь в сочетании друг с другом. Будучи же завершенной, звуковая монтажная  фраза вызывает у слушателя комплекс ассоциаций, позволяющих ему представить  зрительно событие, о котором  идет речь, смена ассоциаций тем  самым означает для него переход  к новому эпизоду действия. Таким  образом, монтаж выполняет информативную  функцию, способствуя созданию «скрытых смыслов» в радиовещании, и порождает  дополнительные эмоции.

Монтажное изложение материала, выразительность деления фрагментов, разнообразные приемы сочетания  фрагментов органически связаны  и подчинены идейным и творческим замыслам автора (журналиста). Умелое использование  имеющегося звукового ряда делает радиоматериал  более динамичным, придает многозначность художественным образам, отсюда возникает  правдивое отображение происходящих событий и характеров людей, участвующих  в событиях. При этом монтаж не только является средством соединения или  противопоставление одного фрагмента  другому, он помогает расставить нужные акценты и усиливает воздействие  звуковых образов характеров.

 

1.2 Виды монтажа  на радио

 

Монтаж "выдумала" литература. И случилось  это много тысяч  лет назад. Не было тогда ни  кино, ни радио, ни телевидения, ни видео, ни  компьютеров... Слово за слово - получилась  фраза. За первой фразой последовала  вторая,  и начался рассказ. Литература "изобрела" различные приемы  рассказа: последовательный, параллельный,  акустический  и др. Эти приемы заимствовало радио и кино, и они стали называться приемами  монтажа.

В процессе работы над передачей  автор обращается, прежде всего, именно к тем стилеобразующим средствам, которые способны стать организующим началом эмоциональной среды  данного конкретного радиосообщения. А наибольшие возможности в этом смысле предоставляет акустический монтаж. Это технический процесс, позволяющий соединять на пленке отдельные звуковые элементы или  звуковые фрагменты радиосообщения в целостную композицию. Также  это система взаимосвязей содержания и звуковой структуры – система, выполняющая функцию драматургической конструкции [2,164].

Под акустическим монтажом мы понимаем также систему взаимосвязей содержания и звуковой структуры  – систему, выполняющую функцию  драматургической конструкции. В теории монтажа существует такое понятие, как «метод столкновения». Он также присутствует в акустическом монтаже: столкновение разнохарактерных элементов имеет своей цель. Создание драматургической композиции, где функцию непосредственной организации материала выполняет ритм.

При последовательном акустическом монтаже особое значение приобретает  смысловой и звуковой контрапункт, ассоциативным ходом возбуждающий фантазию, чувства и разум слушателя.

Параллельный монтаж –  объединение событий различных  по времени и месту происходит главным образом в зависимости  от желаний автора; звуковые фрагменты  сами по себе не имеют директивности  власти с точки зрения последовательности их включения в ткань сообщения

Параллельный акустический монтаж не требует четко выстроенной  звуковой монтажной фразы. В отличие  от него последовательный монтаж как  раз и заключается в построении четко развивающегося смыслового и  эмоционально завершенного звукового  фрагмента, сохраняющего самостоятельность  и внутреннюю присущую ему логику и вне контекста всего радиосообщения [2, 166-167].

Параллельным монтажом называется такое чередование сюжетно незаконченных  действий, которые происходят в разных местах, но в одно и то же время. Однако этот тип монтажа также предполагает возможность мысленного соединения в сознании зрителя двух (или нескольких) действий вопреки временной и пространственной «разорванности» течения событий. Параллельный монтаж подчеркивает драматургическую напряженность конфликтов, может концентрировать ил растягивать действие во времени, усиливать воздействие при помощи двух темпоритмов, двух образных решений и т.д.

Метод акустического коллажа (соединение разнофактурных звуковых элементов) – один из самых современных  и мощных средств логического  и эмоционального воздействия на слушателя. Коллаж пришел в радиожурналистику из театра и кинематографии, где он означал «причудливое переплетение лозунгов, цитат, портретов, газетных вырезок, фотографий, рабочих моментов съемки…. с целью синтетического осмысления действительности». [2, 171]

Отражение всех указанных  компонентов в звуке вне визуального  ряда могло бы привести к звуковому  хаосу и фонетической бессмыслице, если бы речь шла о фактографическом отражении материальных явлений, а  не о создании обобщенного социально-философского представления о целом комплексе  явлений, нашедших отражение в конкретном событии. Эта новая единая реальность, возникшая в результате акустического коллажа, является целостным выражением философских, эстетических и этических воззрений коммуникатора.

Разнообразие способов изложения  отдельных элементов коллажа  не имеет пределов, ибо речь идет не о готовой математической формуле, а о творческом постижении внутренних духовных и художественных ресурсов фактического материала, запечатленного в звуке.

 

2 Применение монтажа  на современном радио

 

    1. Виды монтажа на «Радио NS»

Монтаж можно понимать в широком смысле: все программы  радио и вся радиопрограмма дня  монтируется из отдельных элементов. Самым показательным может служить композиция программы новостей. Обычно в таком случае под операцией «сборки» понимается общий монтаж, где в значительной степени учитываются внешние связи компонентов целого. И монтаж как средство создания отдельных радиопроизведений – сочетание внутренних связей.

В каждом выпуске новостей на «Радио NS - Петропавловск» помимо прогноза погоды и курса доллара освещаются самые актуальные новости жизни региона и города. Т.е. ежедневно, слушатели оперативно получают информацию о 4-5 событиях, произошедших в Северо-Казахстанской области или городе Петропавловске. Каждый выпуск в эфире повторяется 6 раз, три раза на казахском языке и столько же на русском. Проанализировав выпуски новостей «Радио NS - Петропавловск» мы выяснили, что в них используется последовательный монтаж, и частично акустический. Этот вид монтажа самый простой и наиболее распространенный. При использовании последовательного монтажа звуковые эпизоды, показывающие последовательное развитие событий, выстраивают друг за другом в хронологическом порядке.

Приведем несколько примеров. Так в выпуске новостей за  9 ноября 2011 года рассматривались темы о социальной поддержке пожилых людей и инвалидов, воровке, изобретателе и акций. Также в эфире была одна новость спорта, чемпионат дворовых команд по мини-футболу, курс валют и прогноз погоды. Между курсом валют и прогнозом погоды вставляется реклама – спонсор блока новостей. На протяжении речи диктора идет тихая фоновая музыка. Между новостями секундная пауза.

Исходя из наших наблюдении выяснилось, что также используется акустический монтаж. Речь чистится от шумов, больших пауз, вздохов и т.д. Создается ровный звук с помощью компрессий.

Компрессия – процесс сжатия динамического диапазона. Динамический диапазон - это разница между наиболее громким и наиболее тихим звуком [12, 20].

Здравствуйте, я ваша тетя! Полицейские Петропавловска разыскивают  женщину, которая вынесла из квартиры золотые изделия на сумму более  двухсот тысяч тенге. 11-летняя школьница  находилась в этот день дома одна. Преступница, представившись подругой матери, вошла  в дом и когда девочка ушла в другую комнату, обчистила квартиру. Полицейские проводят необходимые  мероприятия по установлению личности подозреваемой и просят родителей  провести профилактические беседы с  детьми.

В Северо-Казахстанской области  в ходе проведения месячника по социальной поддержке пожилых людей и  инвалидов материальную помощь получили восемьдесят две тысячи человек. Так, денежными средствами помощь оказана более тридцати тысячам пенсионеров и инвалидов. Для девятнадцати тысяч человек закуплены продукты питания, многим семьям оказана поддержка в приобретении топлива на зимний период, около шести с половиной тысяч подворий обеспечены кормами для подсобного хозяйства.

Пенсионер из Петропавловска изобрел вечный велосипед. Изобретатель продумал все так, что в итоге  бардачок с гаечными ключами пришлось снять за ненадобностью. Колеса у  этого «чуда-машины» устойчивые, цель держится намертво. У кандидата  технических наук, изобретателя неломающегося  велосипеда Валентина Бондарева  в планах создание двух трехколесных велосипедов для инвалидов и  для дачников. Последний легко  сможет перевезти мешок картошки, саженцы и инвентарь.

Североказахстанские полицейские  продолжат внедрение программы  профилактики правонарушений и преступлений «Соседский присмотр». По примеру областного центра активно использовать этот метод борьбы с правонарушениями принялись и районы области. В городе Тайынша – административном центре одного из самых отдалённых районов области прошла акция, посвященная презентации программы «Соседский присмотр». Аналогичное мероприятие прошло также в районном центре Кызылжарского района – поселке Бишкуль. Примечательно, что в обоих райцентрах повсеместно размещены информационные билборды с символикой и основными тезисами программы. Внедрение и широкая пропаганда программы «Соседский присмотр» планируется во всех районах области.

Информация о работе Монтаж на радио, раскрытие особенностей его использования