Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:44, контрольная работа
Целью данной работы является изучение характеристик монтажа на радио, раскрытие особенностей его использования. Монтаж как инструмент работы на радио.
Нами была предпринята попытка решить следующие задачи:
Дать характеристику монтажу как стилеобразующему выразительному средству радиожурналистики.
Рассмотреть использование монтажа на современном радио.
Введение
Монтаж как стилеобразующее выразительное средство является неотъемлемой частью радиожурналистики. Монтаж, как и любой творческий процесс, отличается известной степенью самостоятельности. Радиовещание оперирует временным материалом и поэтому естественно использует прием «распоряжения» им – монтаж.
В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с творческими составляющими монтажа, изучением его видов, анализом монтажных соединений на радио, с примерами на «Радио NS».
Решение данной проблемы
имеет теоретическое и
Актуальность тематики – очевидна.
Главной задачей, стоящей перед звукорежиссерами и специалистами по монтажу на радио – является содержательное донесение до аудитории сути определенного произведения их творчества.
Роль и значение монтажа
как основного способа
Поэтому, считаем, что изучение особенностей и специфики монтажа в высшей степени актуально, требует дополнительного и пристального рассмотрения со стороны всех тех, кто так или иначе задействован в радиовещании.
Научная новизна: нами впервые глубоко проанализированы особенности монтажа и его применение на местных радиостанциях.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что собранный нами материал может использоваться как на занятиях по специальности «Журналистика», так и в практической деятельности радиожурналистов.
Целью данной работы является изучение характеристик монтажа на радио, раскрытие особенностей его использования. Монтаж как инструмент работы на радио.
Нами была предпринята попытка решить следующие задачи:
Объект исследования – монтаж как научный раздел, изучаемый рядом смежных журналистских дисциплин: технологией радиовещания, журналистским творчеством, драматургией, технологией телевидения.
Предмет исследования – совокупность видов и приемов, посредством которых реализуется содержание процесса монтажа на радио.
Методы исследования: описание теории, анализ применения монтажа на радио, посещение радиостанций «Радио NS».
Цели и задачи исследования определили структуру курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Первая глава посвящена общим вопросам и содержит краткий обзор теории и истории монтажа. А вторая глава показывает применение монтажа на современном радио.
1 Монтаж на радио
Монтаж на радио занимает главное место. Он относится к группе стилеобразующих средств, в которую также входят голосовой грим, звуковая мизансцена и ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.). Эта группа мобильна, так как находится в полной зависимости от воли субъективных творческих потребностей автора радиосообщения.
В «Справочнике журналиста Казахстана» дается определение монтажа – подбор и объединение отдельных элементов чего-либо в целое для создания единого, законченного произведения. Радиовещание использует монтаж как способ компоновки в необходимой последовательности отдельных передач, а также как соединение в каждый отдельный момент звучания речи, шумов и музыки [1, 107].
А. А. Шерель отмечал, что, как технологическое средство, монтаж появился на радио в условиях предварительной записи передач. Но это не значит, что в живом вещании монтаж как выразительное средство не использовался. Это была своеобразная форма композиции, в которой отдельные части соединялись друг с другом не на пленке, а прямо в эфире [2, 161].
Существовала очень четко разработанная режиссерская партитура, где было указано, на какой минуте журналист начнет интервьюировать своего гостя, на какой секунде вступит сидящий в этой же студии оркестр, и в какой момент для пущей убедительности шумовики запустят имитатор полярного ветра... Все это репетировалось, иногда даже с участием главного героя, подлинного полярника, и шло в эфир, создавая весьма эффектную звуковую картину очередного подвига советского человека и демонстрируя достижения отечественного радиовещания. Но это была, скорее, имитация монтажа, а принципиально новый период развития радиожурналистики начался с массовым внедрением звукозаписи.
В учебном пособии «
Регулярно оперативная звукозапись стала использоваться при подготовке передач с 1936 года – с момента внедрения аппарата механической записи звука конструкции инженера Шорина. (Кинопленка, склеенная в кольцо, перемещалась мимо резца, соединенного с рупором, – разновидность грамзаписи. С каждым оборотом пленочного кольца резец смещался ниже, пока не была использована вся ширина пленки. Воспроизведение – обратным образом. Монтаж был невозможен.) Вскоре открылись первые курсы звукооператоров, на которых занималось около 50 человек из всех местных радиокомитетов страны.
В 1940 году появились репортажные шоринофоны. Это были еще несовершенные аппараты, но они намного расширили возможность применения механической записи на радио. В конце 30-х годов началось использование звукозаписи для фиксации на пленке театральных спектаклей [2, 164].
По словам Наталии Утиловой, монтаж - это особая система смысловых, аудиовизуальных и ритмических соотношений отдельных кадров, их формальное и смысловое сочетание и сопоставление.
Несколько составляющих этого понятия:
- монтаж как технический прием;
- монтаж как художественная форма творческого мышления;
- монтажное восприятие
экранного произведения в
Монтаж, по мнению Утиловой, выполняет две основные функций:
1. чисто техническую – подчиненную технологическому процессу, завершающему производство радиопродукции (окончательная сборка, соединение отдельных звуков и эпизодов в отдельное целое);
2. эстетическую, т.е. монтаж – наивысшее проявление синтеза всех выразительных средств радио, способ художественного мышления и образного воплощения темы [3, 71].
Монтаж (фр. montage) видео- или аудиоматериала (в кинематографе, на телевидении, на радио, на звукозаписывающих студиях) — процесс переработки или реструктурирования изначального материала, в результате чего получается иной целевой материал [4, 131].
Монтаж - это, прежде всего выражение идеологических и эстетических
позиций автора, метод его художественного мышления, творческого осмысления действительности.
В репортаже, фиксированном
на пленку, существует возможность
выключить слушателя из реального
течения времени монтажной
Чтобы донести до слушателей замысел и идею передачи, автору необходимо самому владеть навыками компьютерной программы «Звуковой редактор». Звукоредактор, или волновой редактор — программа, включающая в себя набор инструментов, которые позволяют редактировать звуковые файлы на компьютере. Редактор позволяет работать со звуком в зависимости от набора инструментов и его возможностей. Наиболее известные: Sound Forge, Adobe Audition, Cubase, WaveLab, Audacity, Wavosaur, GoldWave, MhWaveEdit и др. Без профессионального звукового редактора трудно представить себе современную студию звукозаписи и монтажа. Программа Sound Forge долгое время являлась флагманским продуктом компании Sonic Foundry, а в мае 2003 года успешно перекочевала под другую торговую марку - Sony Pictures Digital. Sound Forge 6.0 позволяет работать с основными современными аудио/видео форматами файлов. При этом программа имеет ряд внутренних специфических форматов (PCA, W64), совместимых с другими программами от данного разработчика, наиболее близкой из которых является Vegas.
Сегодня каждый радиожурналист должен владеть навыками компьютерного монтажа. Это позволит делать передачи более оперативно и позволит журналисту быть независимым от студии звукозаписи, режиссера и оператора. Освоив программу звукового редактора, автор может дома или в любом другом месте записывать свою передачу и передавать ее в эфир. Если журналист не работает в прямом эфире, то такая форма создания рубрик или передач позволяет не приходить в редакцию, не иметь рабочего места и т.д., что весьма актуально для Интернета радиостанций, не имеющих собственного помещения. [10]
Радиовещание оперирует временным материалом и поэтому естественно использует прием «распоряжения» им – монтаж.
Слово «монтаж» в переводе с французского имеет два значения. Чисто техническое – «сборка и установка сооружений, конструкций, оборудования машин из других устройств, из готовых частей по определенному плану, проекту, чертежам». И второе – «подбор и соединение отдельных частей чего-либо для создания единства, законченного произведения» [5, 322].
В нашем случае рассмотрим второе значение слова и добавим, монтаж – не только сам по себе является творческим процессом в журналистике. Он обуславливает характер всего процесса, определяет и создание структурных форм, так как человек, работающий над фильмом, спектаклем, очерком, представляет себе назначение всех отдельных элементов будущего произведения и их места в его композиции. Это представление, конечно же, приближенное и может меняться в процессе работы, но оно существует в голове автора в первоначальном виде.
Составление плана радиорассказа,
радиокомпозиции, перечень вопросов для
будущего интервью, беседы – тоже уже
первоначальная форма монтажа, влияющая
на ход дальнейшей работы – отбор
материала и мысленная
Именно монтаж лежит в основе создания звукового образа, который, по определению А. А. Шереля, представляет собой «совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде представление о материальном объекте, явлении, характере человека» [6, 212].
Формы назначения и использования монтажа по В. В. Смирнову:
- сокращение текста;
- композиционное перемещение
фрагментов документальных
- уплотнение времени;
- использование звуковых выразительных средств в виде фона, декорации согласно замыслу автора и характеру материала;
- создание различных временных и пространственных планов, характеристика через них времени и места действия, показа событий с разных точек звуковой записи;
- использование контраста
разных выразительных средств,
как приема сталкивания
- использование ассоциативного,
последовательного,
- создание целостной композиции радиовещания. [7, 30-31].
Технические приемы осуществления монтажа также разнообразны. В числе первого и наиболее простого следует назвать монтаж встык, когда формообразующие элементы звуковые выразительные средства друг за другом без пауз.
При монтаже используются в разных вариантах сила звучания (повышение, понижение, контраст), пауза, наложение одного выразительного средства на другое (слово на музыку, шумы в различных вариантах их сочетаемости, продолжительность звучания того или иного средства).
Набор различных способов
монтажа позволяет добиться в
каждом конкретном случае наибольшей
выразительности и правдивости
звукового изображения. Поэтому
при выборе варианта монтажа необходимо
руководствоваться его
В каждом из жанров монтаж сочетает формообразующие элементы сообразно его задаче, сложности структуры, объема и характера материала. Спектр применения монтажа определяется особенностями и возможностями жанров: функционально-предметными, стилистическими, акустическими.
Информация о работе Монтаж на радио, раскрытие особенностей его использования