Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 06:53, курс лекций
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде – стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит и коммерческого успеха.
Раздел I . Сертификация 5
Введение 5
1 Сущность и содержание сертификации 5
1.1 Основные термины и понятия 5
1.2 Основные цели принципы сертификации 7
1.3 Обязательная и добровольная сертификация 8
1.4 Участники сертификации 11
2 Правовые основы сертификации 13
2.1 Закон «О защите прав потребителей» 13
2.2 Закон «О сертификации продукции и услуг» 17
3 Организационно-методические принципы сертификации 19
3.1 Правила сертификации 19
3.2 Схемы сертификации продукции 20
3.3 Порядок проведения сертификации продукции 25
4 Особенности сертификации работ и услуг 30
4.1 Номенклатура сертифицируемых услуг (работ) и 30
порядок их сертификации
4.2 Схемы сертификации работ и услуг 32
5 Сертификация систем качества 35
5.1 Значение сертификации систем качества 35
5.2 Правила и порядок сертификации систем качества 36
Библиографический список 38
КУРС ЛЕКЦИЙ
Учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»
для специальностей 260502.51 «Технология
продукции общественного
Оглавление
Раздел I . Сертификация
Введение 5
1 Сущность и содержание сертификации 5
1.1 Основные термины и понятия 5
1.2 Основные цели принципы сертификации 7
1.3 Обязательная
и добровольная сертификация
1.4 Участники сертификации
2 Правовые основы сертификации
2.1 Закон «О
защите прав потребителей»
2.2 Закон «О
сертификации продукции и
3 Организационно-методические принципы сертификации 19
3.1 Правила сертификации 19
3.2 Схемы сертификации продукции 20
3.3 Порядок проведения
сертификации продукции
4 Особенности сертификации работ и услуг 30
4.1 Номенклатура сертифицируемых услуг (работ) и 30
порядок их сертификации
4.2 Схемы сертификации работ и услуг 32
5 Сертификация систем качества
5.1 Значение сертификации систем качества 35
5.2 Правила и порядок
Библиографический список 38
Сертификация
Введение
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде – стандартизация, метрология, сертификация, является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит и коммерческого успеха.
Сегодня поставщику не достаточно строго следовать требованиям стандартов надо подкреплять выпуск товаров и оказания услуги сертификатом безопасности или качества.
Наибольшее доверие у потребителей вызывает сертификат на систему качества. Он создаёт уверенность в стабильности качества, в достоверности и точности измеряемых показателей качества, свидетельствует о высокой культуре процессов производства продукции и предоставления услуг.
Настоящий конспект лекций является второй частью учебного пособия «Метрология, стандартизация и управление качеством». В нём освещен ряд вопросов по сертификации продукции, услуг и систем качества, не вошедших в первую часть учебного пособия.
1 Сущность и содержание сертификации
Сертификации в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться в том, что продукт «сделан верно», надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно получит достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.
Термин «соответствие», указывает, что это процедура, даёт уверенность в том, что продукция (процесс, услуга) соответствуют заданным требованиям.
К объектам сертификации относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.
В сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее – продукция) участвуют первая, вторая, третья стороны.
Третья сторона – лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.
Участвующие стороны представляют собой, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).
Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Сертификация продукции (далее – сертификация) – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.
Систему сертификации составляют: центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за её деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам; правила и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация; процедура (схемы) сертификации; порядок инспекционного контроля. Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. Если система сертификации занимается доказательством соответствия определённого вида продукции (процесса, услуг) – это система сертификации однородной продукции, которая в своей практике применяет стандарты, правила и процедуру, относящиеся именно к данной продукции.
Сертификат соответствия (далее сертификат) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Декларация о соответствии – документ в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям.
Таким образом, подтверждение соответствия проводится посредством не только сертификата, но и декларации о соответствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.
Знак соответствия – за регистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами.
В соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» сертификация может иметь обязательный о добровольный характер.
Обязательная сертификация – подтверждение уполномоченным на то органом соответствия продукции обязательным требованиям, установленным законодательством.
Наиболее универсальными, т.е. применимыми к большинству товаров и услуг, являются требования: назначения, безопасности, экологичности, надёжности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности, эстетичности.
Обязательная сертификация
является формой государственного контроля
за безопасностью продукции. Её осуществление
связано с определёнными
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. На основании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Госстандарта России «Номенклатура продукции и услуг (работ) в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация».
При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.
Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации – Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. В России в 1999 г. действовало 16 систем обязательной сертификации. Самая представительная и известная – Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возлагаемая Госстандартом России. В рамках этой системы действуют системы сертификации однородной продукции (пищевой продукции и продовольственного сырья, игрушек, посуды, товаров лёгкой промышленности и др.) и однородных услуг (услуг общественного питания, туристских услуг и услуг гостиниц и др.).
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на добровольных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами по обязательной сертификации. Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирается, как правило, заявителем. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции. Системы добровольной сертификации чаще всего объединяют изготовителей и потребителей продукции заинтересованных в развитии торговли на основе долговременных партнёрских отношений.
В отличие от обязательной сертификации, объекты которой и подтверждение их соответствия связаны с законодательством, добровольная сертификация касается видов продукции (процессов, услуг), не включённых в обязательную номенклатуру и определяемых заявителем (либо в договорных отношениях). Правила и процедуры системы добровольной сертификации определяются органом по добровольной сертификации. Однако так же, как и в системах обязательной сертификации, они базируются на рекомендациях международных и региональных организаций в этой области. Решение о добровольной сертификации связано с проблемами конкурентоспособности товара, продвижением товаров на рынок (особенно зарубежный); предпочтениями покупателей, всё больше ориентирующихся в своём выборе на сертифицированные изделия. Как правило, развитие добровольной сертификации поддерживается государством. В настоящее время в России преобладает обязательная сертификация, за рубежом добровольная, заинтересованы в добровольной сертификации лишь российские эксперты. По мере ужесточения конкуренции на рынке будет возрастать потребность в добровольной сертификации.
Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Отличительные признаки обязательной и добровольной
сертификации
Характер сертификации |
Основные цели проведения |
Основание для проведения |
Объекты |
Сущность оценки соответствия |
Нормативная база |
Обязательная
Добровольная |
Обеспечение безопасности и экологичности товаров (работ и услуг)
Обеспечение конкурентоспособности |
Законодательные акты РФ
По инициативе юридических или физических лиц |
Перечни товаров (работ услуг), подлежащие обязательной сертификации, утверждённые постановлением Правительства Российской
Федерации Любые объекты |
Оценка соответствия обязательным требов-аниям, предусмотренным соответствующим законом, вводящим обязательную сертификацию
Оценка соответствия любым требованиям |
Государственные стандарты, санитарные нормы и правила и другие документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг)
Стандарты различных категорий, ТУ и другая |
Информация о работе Лекции по «Метрология, стандартизация и сертификация»