Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:20, реферат
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. Если проанализировать ныне сформулированные цели начального образования нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка: «...Обеспечить начальный этап развития личности; выявить и обеспечить развитие способностей; формировать умение и желание учиться, приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности; обучиться чтению, письму, счету; овладеть элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни» (Временный государственный образовательный стандарт).
Использование загадок на уроках труда в начальных классах……………………………………………………………..3
Использование кроссвордов на уроках труда в начальных классах……………………………………………………..5
Использование ребусов на уроках труда в начальных классах……………………………………………………………..9
Использование пословиц на уроках труда в начальных классах………………………………………………………….10
Использование физ. минуток на уроках труда в начальных классах…………………………………………………...11
Список использованной литературы………………………………………………………………………………………………………13
Нефтекамский
педагогический колледж
Реферат по методике
трудового обучения на тему: Использование
загадок, кроссвордов, ребусов, пословиц,
физ. минуток на уроках труда в начальных
классах.
Выполнила: Муртазина Р.Ф.
студентка
31 группы.
Нефтекамск
2011 год.
Оглавление
Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет цель: расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные
качества ребенка.
Проблема развивающего обучения сегодня
настолько актуальна, что нет, пожалуй,
ни одного учителя, который не задумывался
бы над ней. Если проанализировать ныне
сформулированные цели начального образования
нетрудно заметить, что основной приоритет
отдается развитию личности ребенка:
«...Обеспечить начальный этап развития
личности; выявить и обеспечить развитие
способностей; формировать умение и желание
учиться, приобрести необходимые умения
и навыки учебной деятельности; обучиться
чтению, письму, счету; овладеть элементами
теоретического мышления, культурой речи
и поведения, основами личной гигиены
и здорового образа жизни» (Временный
государственный образовательный стандарт).
Способов зашифровки много, однако,
наибольший интерес у учащихся младших
классов вызывают игры, зашифрованные
с помощью загадок, требующих от ребенка
сообразительности, поэтической выдумки.
Загадки учат детей говорить ярко,
образно. Они обогащают память детей
подлинными жемчужинами родного языка.
Назначение загадки состоит в выработке
у учащихся внимания и акцентирования
его на изучаемом материале ( для
пополнения словарного запаса детей,
знакомства с лексическим значением слова,
развития слуховой, а позднее зрительной
памяти, выработки орфографической зоркости).
Расширяя кругозор детей, знакомя их с
окружающим миром, развивая и обогащая
речь, загадки имеют неоценимое значение
в формировании способности к творчеству:
логического мышления (способность к анализу,
синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов
эвристического мышления (способность
выдвигать гипотезы, ассоциативность,
гибкость, критичность мышления).
Вот что писал по этому поводу К.Д.Ушинский:
«Загадку я помещал не с той целью,
чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя
это часто может случиться, так
как многие загадки просты; но для того,
чтобы доставить уму ребенка
полезное упражнение; приладить загадку,
дать повод к интересной и полной
классной беседе, которая закрепится в
уме ребенка именно потому, что
живописная и интересная для него загадка
заляжет прочно в его памяти, увлекая
за собой все объяснения, к ней привязанные».
Процесс отгадывания, по мнению современных
педагогов, является своеобразной гимнастикой,
мобилизующей и тренирующей умственные
силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает
и дисциплинирует ум, приучая
детей к четкой логике, к рассуждению и
доказательству. Отгадывание загадок
можно рассматривать как процесс творческий,
а саму загадку как творческую задачу.
Они от меня без оглядки умчались бы
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что — скажу вам, не хвастая, -
Я стальная
и злая, и очень зубастая. (Пила)
Деревянная ручища,
Да железный обушок,
Да каленый гребешок.
Он у плотника в почете,
Каждый
день с ним на работе. (Топор)
Посередине
гвоздик. (Ножницы)
Что сошьёт
— не надевает. (Иголка)
Ведёрко
вверх дном. (Наперсток)
Придёт
домой — растянется. (Топор)
Его
ищут, а он молчит. (Гриб)
В белых рубашонках,
В зеленых
полушалках. (Березки)
Круглая,
как шар, вкусная, как мед. (Вишня)
Она, как
бусы алые усеет берега. (Клюква.)
Неприметна,
некрасива, называется ... (Крапива)
Сколько черненьких домков,
Столько
беленьких жильцов. (Подсолнух)
Ела, ела,
дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила)
Где носом
качнёт, там вода потечёт. (Лейка)
Медом угощают.
(Цветы)
В ней
лежит росинка и сверкает солнце.
(Ромашка)
Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра - кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний ( важное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала кроссворды. Работать с ними можно с первого класса. Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, следует объяснить учащимся, как их нужно решать. Лучше всего сделать это сначала совместно со школьниками, а затем постепенно предоставлять ребятам большую самостоятельность. Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Можно предварительно начертить кроссворд и написать текстовое пояснение на доске. Более целесообразным представляется показ его проекции через эпидиаскоп или кодоскоп. Можно наложить на кроссворд просвечивающий лист бумаги и таким образом вписать ответ без предварительного вычерчивания. Можно использовать кроссворды в виде кармашков, лицевая часть которых представляет собой трафарет с прорезями вместо букв, а на изнаночной стороне напечатаны задания для решения. Внутри кармашка вложен чистый листок с фамилией ученика. Такой кармашек позволяет многократно использовать одну и ту же сетку-решетку кроссворда для индивидуальной работы. Тематические кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися.
1. Вид аппликации
по способу изготовления
2. Назовите один из видов натуральных растительных волокон.
3. Вид крашеной бумаги.
4. Назовите материал для аппликации.
5. Природный
материал неорганического
6. Как называется
словарный метод обучения, включающий
объяснение и показ выполнения задания.
Для активизации
познавательной деятельности применяются
различные ребусы. Занимательный материал
не только развлекает детей, даёт возможность
им отдохнуть, переключиться, но и заставляет
их задуматься, развивает инициативу,
направляет на поиски нетрадиционных
способов решения, стимулирует развитие
нестандартного мышления. Применение
различных приёмов проведения урока, использование
элементов игр, соревнований делают учебный
процесс более интересным, дети чаще проявляют
активность, сообразительность. И добиваются
порой самых высоких для себя результатов.
Большой популярностью пользуются ребусы,
которые можно отнести к рисункам-загадкам.
Ребусы состоят из набора рисунков и знаков.
Есть целый набор правил составления и
разгадывания ребусов. С помощью ребусов
у учеников повышается мотивация к изучению
предметов. Разнообразные виды работ дают
возможность выполнить задание даже самым
слабым учащимся. Каждый из них может работать
в своем темпе. Слабые учащиеся становятся
активными и уверенными в своих силах.
Решение и составление ребусов при проведении
уроков технологии очень активизирует
учащихся. Ребусы оживляют учебную деятельность,
повышают интерес к занятиям, способствуют
лучшему пониманию материала. Для того,
чтобы учение проходило не на уровне запоминания,
а на уровне активного сознания, учитель
должен не только как можно доступнее
объяснить материал ученику, но и активней
включать его в мыслительную деятельность,
в процессе которой будет происходить
познание, то есть формироваться познавательные
силы личности: ощущение, восприятие, память,
мышление, воображение, внимание. Создание
игровой атмосферы на уроке развивает
познавательный интерес и активность
учащихся, снижает усталость, позволяет
удерживать внимание.