Иновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 22:04, контрольная работа

Описание работы

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, «единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления». Под инновацией обычно понимается:

Содержание

Введение.
1. Инновационная политика в РФ.
1.1 Состояние инновационной деятельности
1.2 Направления инновационной политики.
1.3 Методы реализации инновационной политики.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

иновационная политика.docx

— 33.96 Кб (Скачать)

в транспортном комплексе инновационная политика ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.

в металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсои энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.

Технологическими ориентирами  в химической и нефтехимической промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем.

В машиностроительном комплексе инновации ориентированы на технологическое перевооружение производств за счет автоматизации проектирования и изготовления продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов, автоматизации сборочных процессов, развития методов диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации.

Уточняются и формируются  приоритеты инновационной политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др. Особое значение получили экологические  приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.

Для реализации инновационной  политики совершенствуется система  возвратного финансирования инновационных  проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В  условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования растет актуальность привлечения  средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных  кредитно-финансовых организаций).

 

 

Методы реализации инновационной политики.

 

 

 

 Главными методами реализации инновационной  политики являются:

формирование институциональных  и законодательных условий для  внедрения инноваций. В законодательном  плане предусматриваются меры по разработке правовых актов - федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной  политике в РФ, постановления Правительства  РФ о неотложных мерах по развитию рынка интеллектуальной собственности  и вовлечению в хозяйственный  оборот результатов научно-технической  деятельности и др.;

государственная поддержка  и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в высокотехнологичное  производство, а также организаций  различных форм собственности (в  период освоения ими инноваций) за счет введения налоговых льгот, государственных  гарантий и кредитов;

совершенствование налоговой  системы с целью создания условий  для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. Речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и изменении налоговой политики с целью увеличения амортизационных фондов предприятий в качестве источника инвестиций в инновации;

создание совместных с  иностранными партнерами предприятий  по выпуску и реализации наукоемкой продукции, продвижение отечественных  инноваций за рубежом, совершенствование  выставочно-ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией  по инновационным проектам;

обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки  оборудования для реализации инновационных  проектов под гарантии государства  и лицензий на высокоэффективные  технологии для освоения новейшей продукции;

консолидация усилий органов  государственной власти и частных  инвесторов, направленных на организацию  взаимодействия со странами - ЕС, СНГ  и др. государствами;

развитие лизинга[2] наукоемкого  уникального оборудования;

выделение прямых государственных  инвестиций для реализации инновационных  программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но непривлекательных для  частных инвесторов.

Важную роль в комплексе  предлагаемых мер играют институциональные  преобразования (приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация  в инновационной сфере, малое  предпринимательство и др.), способствующие активизации инновационной деятельности. В этих целях предусматривается  создание региональных инновационных  центров, обеспечивающих координацию  и поддержку участников инновационной  деятельности.

Учитывая сокращение научно-исследовательских  и проектно-конструкторских организаций, в той или иной форме происходит создание региональных банков данных по инновациям для предоставления малым  организациям, занимающимся инновационной  деятельностью, а также высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях. Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от создания научно-технических  разработок и заканчивая их освоением, требует расширения в регионах сети технопарков, бизнес инкубаторов, инновационно-технических центров. Создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека.

Для проведения активной инновационной  политики требуется принятие неординарных мер, включающих совершенствование  системы государственных инвестиций, кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования. Политика государственных инвестиций в инновации  должна быть направлена на оптимизацию  государственных расходов, уровень  которых не может быть меньше определенной доли валового внутреннего продукта. Меры повышения эффективности бюджетных  расходов на инновационную деятельность включают:

финансирование на безвозвратной  основе инновационных проектов, имеющих  общенациональный характер и влияющих на повышение экономической безопасности страны;

конкурсное размещение бюджетных  средств для реализации инновационных проектов, представляемых организациями любой формы собственности;

совершенствование механизма  образования и использования  внебюджетных источников для реализации инновационных проектов.

Прежде всего, это относится  к внебюджетным фондам поддержки  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ, через которые финансируется  отечественное и зарубежное патентование и поддержание международных  патентов, используемых в инновационных  проектах. Среди других мер планируется  развивать систему конкурсного  отбора проектов через Федеральный  фонд производственных инноваций, Фонд содействия развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития с финансированием  проектов на возвратной основе.

Важная роль в расширении круга инвесторов вкладывающих средства в инновации отводится страхованию  финансовых рисков. Планируется расширить  перечень страховых рисков с включением в него рисков, связанных с реализацией  инновационных проектов. Для снижения рисков частных инвесторов предусматривается  участие государства в венчурных  фондах и соответствующие государственные  гарантии.

Либерализация налогового и  амортизационного законодательства. Предприниматели  реализуют инновационные процессы с целью получения большей  прибыли. Склонность к предпринимательству  вообще, инновационному в частности, регулируется уровнем налогообложения  прибыли. Иллюстрируя эту мысль, венгерский экономист Б.Санто приводит следующую зависимость, учитываемую Министерством промышленности Швеции: «если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25%, то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капвложениями практически исчезает». Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли. В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время - 20%.  Подсчитано, что в целом амортизационные и налоговые льготы покрывают в среднем в США от 10 до 20% общей суммы затрат на НИОКР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Как известно, сегодня права  на результаты интеллектуальной деятельности можно за вознаграждение переуступить, можно продать лицензии на использование  запатентованных изобретений, товарных знаков, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау. Кроме этих стандартных  возможностей широко применяют и  другие. При наличии денежной оценки интеллектуальную собственность можно  вносить в уставный капитал, использовать в качестве залога, оплачивать дополнительно  размещаемые акции, ставить на баланс в качестве нематериальных активов. Расширение внешнеэкономических контактов  предприятий и организаций Омской области приводит к необходимости  сформировать специальную политику в области промышленной собственности. Финансовая несостоятельность предприятий  и изобретателей создало благоприятные  условия для приобретения у них  по очень низким ценам промышленной собственности (наиболее перспективных  конкурентоспособных технических  решений, выраженных в патентах на изобретения, авторских свидетельствах, полезных моделях и промышленных образцах), что является во всем мире весьма выгодным капиталовложением. А за примерами  не нужно далеко ходить (Япония).

Самое главное, что органы Государственной власти последние 5 лет проводят целенаправленную политику в области инноваций и высоких  технологий и результат, на мой взгляд, не заставит себя долго ждать. Хочется  надеяться на то, что Россия  займёт своё законное место по высоким технологиям в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

 

1. Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики. - Москва.: 1990

2. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика. - 1989

3. Современные Соединенные  Штаты Америки. - М.: Политиздат. -1988

4. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс. – 1990

5. Васильева И.Н. Экономические  основы менеджмента. Уч. пособ. для ВУЗов.- М. –1995

6. Васильева И.Н. Экономические  основы технологического развития: Учеб. пособие для вузов. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1995.

7. Коваленко Н.Я. Экономика  сельского хозяйства. С основами  аграрных рынков: Курс лекций. - М.: ААИ "Тандем"; Изд-во "Экмос", 1998.

8. Эффективность государственного  управления. / Под ред. С.А Батчикова., С.Ю.Глазьева - М.: Консалтбанкир, 1998.

9. Завлин П.Н. Инновационный менеджмент. Учеб. пособие для вузов. – М. Изд-во ЮНИТИ, 1998

10. Инновационный менеджмент. / Под ред. Ильенковой Г.В. – М. 1997

11. Калужский М.Л., Сараев А.Р. Экономика Западной Сибири. Омская область. – Омск, элек-ная версия. 1999.

12. В.П. Демидов. «Региональный  центр Омск инжиниринг». // Регион  плюс Информационно-аналитический  журнал.// №3-4(5-6) 1998.-117 с.

 


Информация о работе Иновационная политика