Иновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 22:04, контрольная работа

Описание работы

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, «единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления». Под инновацией обычно понимается:

Содержание

Введение.
1. Инновационная политика в РФ.
1.1 Состояние инновационной деятельности
1.2 Направления инновационной политики.
1.3 Методы реализации инновационной политики.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

иновационная политика.docx

— 33.96 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение.

1. Инновационная политика в РФ.

1.1 Состояние инновационной деятельности

1.2 Направления инновационной политики.

1.3 Методы реализации инновационной политики.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил  американский экономист Джеймс Брайт, «единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления».  Под инновацией обычно понимается:

вложение средств в  экономику, обеспечивающее смену поколений  техники и технологии;

непосредственно новая техника, технология, являющаяся достижением  научно-технического прогресса.

Существует множество  форм управления инновациями на самых  разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного  в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной  и той же цели: стимулированию инновационной  активности и развитию научно-технического потенциала. Место и роль инновационной  политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей  степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его  реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических  стран. Основная масса инновационных  процессов реализуется здесь  частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная  цель, а как средство лучшего решения  производственных и коммерческих задач  компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация  изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат «чистой  науки», полученный университетским  ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний. Приступая к разработке и осуществлению  этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного  капитала. Существеннейшая специфика  такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко  повышенной угрозой их потери: инновации  носят рисковый характер. Вероятность  успеха воплощения новой идеи в новом  продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит  до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал.

 

 

Инновационная политика в РФ.

 

 

Государственная инновационная  политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления  инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между  сферой «чистой» (академической) науки  и задачами производства. Однако, в  РФ она является составной частью государственной социально-экономической  политики, определяя стратегию и  механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов. Главными проблемами в настоящее время являются: повышение  эффективности использования научных  разработок и внедрение результатов  исследований в производство.

Сегодня источником внедрения  инноваций в России служат в основном передовые западные технологии. Однако и развитие изобретательства, появление  крупных изобретений также служит определяющим фактором инновационных  процессов в экономике.

 

 

Состояние инновационной  деятельности.

 

 

 Меры воздействия государства  в области инноваций можно  подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание «кейнсианского» подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.

Быстрое сокращение производственного  потенциала привело к коренным изменениям в структуре производственных мощностей. Инновационная активность снижается  под воздействием низкого платежеспособного  спроса на научно-техническую продукцию, как со стороны государства, так  и негосударственного сектора экономики. В этих условиях предприятия в  первую очередь сокращают производство наукоемкой продукции, заменяя ее на более простую и дешевую.

Инновационная деятельность в России переживает трудные времена. До начала реформ роль нормативно-финансового  регулятора инноваций выполняла  государственная планово-распределительная  система. Крупномасштабные инновации  осуществлялись государством, внедрение  новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Специфика ситуации заключается  в том, что в стране имеются  фундаментальные и технологические  заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные  кадры. В то же время очень слаба  ориентация предприятий на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности.

Основные трудности связаны  с нехваткой средств у промышленных предприятий, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств. Макроэкономическая стабилизация является необходимым, но недостаточным  условием для выхода экономики России из кризиса. Формирование инновационной  политики позволяет создать такую  систему, которая с высокой эффективностью использует интеллектуальный и научно-технический  потенциал страны.

В последние годы в России резко снизилась инновационная  активность промышленности. Количественно  она выражается показателем удельного  веса предприятий, осуществляющих разработку и использование нововведений: в 1992 году - 16,3%, в 1993 году - 17,3%, в 1994 году - 19,5%, в 1995 году - 5,6%, в 1996 году - около 5,0%. В ближайшее время также не прогнозируется существенного роста  инновационной активности промышленных организаций.

Особенно низким уровнем  инновационной активности отличаются отрасли, ориентированные на потребности  внутреннего рынка: легкая и пищевая  промышленность, промышленность строительных материалов. В условиях низкой конкурентоспособности  отечественных потребительских  товаров, сопровождаемой импортной  интервенцией, спад объемов производства в этих отраслях продолжает расти. Перелом  тенденции возможен только на основе активизации инновационной деятельности.

Состав инновационно-активных организаций остается постоянным: около 70% организаций, намечающих технологические нововведения, осуществляли их и в предшествующие годы. В целом по промышленности лишь 5% предприятий самостоятельно занимаются исследованиями. Состояние научно-технической инфраструктуры является неудовлетворительным. Свыше 40% научных организаций в области машиностроения не имеют своей экспериментальной базы.

Дефицит средств является главным, но не единственным фактором спада инновационной активности. Существуют проблемы правового и  организационного порядка в охране и передаче интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции. Особый режим для нововведений, страхование  рисков, венчурные[1] фонды, инновационная  инфраструктура - вот условия, без  которых нельзя обеспечить инновационный  прорыв в экономическом развитии.

На начало 1998 года в России насчитывалось около 900 тыс. малых  организаций, на которых занято около 7 млн. человек. Удельный вес малых  организаций, осуществляющих инновационную  деятельность, составляет около 6%. Тем  не менее, малые инновационные организации - это важный фактор государственной  инновационной политики.

Американская модель отличается наиболее полной автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется путем выделения  особой области, в последнее время  это военная технология, куда государство  вкладывает средства и тем самым  обеспечивает ее технологический приоритет. Так, в 2000-2005 гг. в США планировалось  выделение 1500 млрд. долл. на развитие военно-промышленного  комплекса. Результаты и побочные продукты военных инноваций становятся важным источником инноваций гражданских. Схожую модель использует и Англия. За последние 5-7 лет доля расходов на военные исследования в общих  затратах на НИОКР возросла здесь  с 20-25 до 50%.

Направления инновационной  политики.

 

 

 

 Инновационная политика- призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров. Особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Активизация инновационной  деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации, а с другой стороны - интеграции заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении  инвестиций, создании условий для  внедрения достижений науки и  техники в экономику страны. Сложившийся  уровень спроса на продукцию отраслей промышленности определяет как перспективу  их развития, так и структурные  изменения основных производственных фондов.

Отрасли, вышедшие со своей  продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), нуждаются  в повышении эффективности производственного  потенциала. Другие отрасли, производящие конкурентоспособную на мировом  рынке продукцию (машиностроение и  оборонный комплекс), нуждаются в  государственной поддержке, чтобы  выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов).

Инновационная политика в  отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки  и объему ресурсов, необходимых для  модернизации производственных мощностей. К основным направлениям государственной  инновационной политики сегодня  относят:

разработку нормативно-правового  обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности и  введения ее в хозяйственный оборот;

комплексную поддержку инновационной  деятельности, развитие производства, повышения конкурентоспособности  и экспорта наукоемкой продукции;

развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему  информационного обеспечения, экспертизу, сертификацию и продвижение разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Отставание имеет в своей  основе не низкий потенциал отечественных  исследований и разработок, а слабую мотивацию товаропроизводителей к  внедрению новшеств как способа  конкурентной борьбы;

развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для высокотехнологичных  организаций и оказания им на начальном  этапе государственной поддержки;

введение конкурсного  отбора инновационных проектов и  программ. Реализация небольших и  быстро окупаемых инновационных  проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволяет  поддержать перспективные производства, увеличить приток частных инвестиций;

реализацию приоритетных направлений инновационной политики через выбор небольшого числа  базовых технологий, оказывающих  влияние на эффективность производства и рост конкурентоспособности продукции;

использование технологий двойного назначения, применяемых как для  производства вооружений и военной  техники, так и для продукции  гражданского назначения.

Государственная инновационная  политика в базовых отраслях экономики  в первую очередь направлена на ускоренное освоение отечественных и зарубежных технологических достижений и воспроизводство  природных ресурсов (минерального сырья, питьевых и промышленных вод, флоры  и фауны и др.).

Так, в топливно-сырьевом комплексе инновационная политика ориентирована на внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности:

в нефтегазовом комплексе - на повышение эффективности геологоразведочных работ, увеличение извлекаемости на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, углубление переработки газа и конденсата с получением моторного топлива и целевых химических продуктов;

в нефтеперерабатывающей промышленности - на увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития глубокой переработки нефти, внедрение катализаторов нового поколения, высокооктановых и кислородосодержащих добавок;

в угольной промышленности - на улучшение свойств угля на основе новых технологий глубокой переработки, обогащения и брикетирования, решение проблем приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водо-угольной суспензии, совершенствование открытого способа разработки месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций драглайнов, а также внедрение автоматизированных комплексов и микропроцессорных контрольных сетей.

в электроэнергетике инновационная политика сконцентрирована на использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе, применении новейших технологий сжигания топлива для электростанций на твердом топливе, развитии малой и нетрадиционной энергетики, решении проблем захоронения радиоактивных отходов АЭС, получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортного топлива и повышении эффективности передачи электроэнергии на большие расстояния.

Информация о работе Иновационная политика