Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:11, реферат
В рационе питания человека входит множество разнообразных продуктов: это хлеб и хлебобулочные изделия, молочные продукты и кондитерские изделия, жиры, овощи, картофель, плоды, ягоды, грибы, рыба и продукты моря, консервы, концентраты, напитки и многое другое. Однако у нас принято мясо и мясопродукты ставить на одно из первых мест в питании.
Введение
В
рационе питания человека входит
множество разнообразных
В своем историческом развитии человек стал человеком в значительной мере благодаря тому, что научился добывать огонь, познал труд и начал употреблять мясо. Мясо явилось тем пищевым продуктом, который способен был обеспечить нормальную жизнедеятельность организма.
Современные
представления о количественных
и качественных потребностях человека
в пищевых веществах отражены
в концепции сбалансированного
питания. Согласно этой концепции в
процессе нормальной деятельности человек
нуждается в необходимом
Значит, с одной стороны, пищевой продукт выполняет функцию «топлива», компенсирующего энергетические затраты на физическую, умственную и нервную работу, и с другой стороны – обеспечить нас веществами, необходимыми для биологического роста организма. Энергетические потребности человека известны. В зависимости от пола, роста, веса взрослого человека и характера деятельности калорийность его рациона колеблется, а в среднем составляет около 3000 килокалорий в сутки. И мясопродукты способны покрыть энерго затраты человека: калорийность 1-го килограмма мяса может быть эквивалентно 1000-3500 килокалориям. Такой большой диапазон калорийности обусловлен неоднородностью состава и строения мяса, различиями в энергетической ценности пищевых веществ, входящих в мясопродукты: при «сгорании» 1 грамма белка в организме человека выделяется 4 килокалории энергии, жира – 9 килокалорий, углеводов – 3,75 килокалории. Пищевые вещества в разных соотношениях содержатся практически во всех продуктах питания, поэтому любой вид пищи может служить нам источником энергии. Но дело в том, что пищевые вещества призваны не только компенсировать затраченную организмом энергию, но и служить строительным материалом для создания новых и замены старых, разрушенных, элементов клеток и тканей организма, и поэтому количество каждого из них должно соответствовать определенному уровню.
Степень
усвояемости говяжьего жира составляет
-80-94 %, бараньего -80-90 %, свиного – 96-98
%. Для хорошей усвояемости
Следует
еще раз подчеркнуть, что пищевая
ценность мяса определяется прежде всего
тем, что оно является носителем полноценного
животного бека и жира.
1.Перспективы развития и состояние перерабатывающей промышленности на 2011 год.
Сегодня мировой рынок мясной продукции по праву считается одним из наиболее перспективных и бурно развивающихся. Глобальное производство мяса приближается к 300 млн. тонн в год и продолжает увеличиваться. Оно складывается из: 70 млн. тонн говядины, 115 млн. тонн свинины, 15 млн. тонн баранины и козлятины и почти 100 млн. тонн мяса птицы. В соответствии с прогнозом ФАО, к 2018 г. Общий объем производимого мяса составит почти 330 млн. тонн в год.
Дать оценку глобального мясного рынка в денежном выражении затруднительно, т.к. он очень волатилен (на фоне“повышательного” мегатренда), но можно утверждать, что его объем превышает триллион долларов США. Рынок мяса сопоставим с мировым нефтяным рынком и значительно превосходит рынок вооружений.
Вышесказанное дает нам право рассматривать рынок мяса как стратегический и ключевой для России, на котором она в последние годы является одним из крупнейших участников, к сожалению, пока только в качестве импортера.
В последние годы в бурно развивающихся мировых гигантах (Индии и особенно в Китае) начались качественные изменения рационов питания. Существенно повысилось потребление животных белков и жиров. Очевидно, что эти тренды будут в дальнейшем только развиваться. По расчетам ФАО, для удовлетворения растущего потребления в ближайшие 40 лет производство продовольствия должно увеличиться на 70%. До этого момента рост цен, скорее всего, продолжится. “Производство продовольствия увеличится, но недостаточно для смягчения ситуации на рынке. Высокая волатильность цен сохранится в 2011 году и даже в2012 году”, – приводит выступление старшего экономиста ФАО Абдолрезы Аббассяна агентство Bloomberg.
Установившийся мегатренд мировой продовольственной конъюнктуры определяет государственную политику приоритетов, к которым, безусловно, относится производство мяса и продуктов его переработки. Последнее время существенно возросла специализация стран в производстве и переработке отдельных видов мяса и частей туши. Это дает нам потенциальную возможность участвовать в разделении труда на мировом мясном рынке. Крупные российские производители мяса, вписываясь в “мясные” ТНК или даже создавая собственные ТНК, по примеру JBS-Friboi-Swift, могут играть важную роль на этом важнейшем мировом рынке.
Внутренние рынки, сохраняя присущие им региональные особенности, изменяются под влиянием сетевых ритейлеров,
продвигающих унифицированный западный тип потребления и специфические“сетевые” виды привычных товаров.
Процесс присоединения
России к ВТО, при всей его противоречивости,
также будет приводить к
Российский рынок мяса, вместе со всем АПК, пережил все негативные и позитивные события последнего времени. Напомним, что с 1991 по 2005 гг.поголовье крупного рогатого скота в стране сократилось с 54,7 до 21,6 млн. голов, свиней – с 35,4 до 13,8 млн. голов. Производство мяса скота и птицы на убой в живом весе снизилось с 14,5 до 7,6 млн. тонн.
Главной отправной точкой ускоренного масштабного развития отечественной мясной отрасли стал приоритетный национальный проект “Развитие АПК” на 2006-2007 гг. В результате совместных усилий государства и аграриев ситуация стала выправляться на глазах. В настоящее время рынок мяса приближается к 9 млн. тонн. В России он – самый крупный из продовольственных. За ним идет зерновой, а затем молочный.
Следующий важный этап наступил в начале 2010 года, когда Дмитрий Медведев подписал “Доктрину продовольственной безопасности”. Согласно ее положениям, удельный вес отечественного мяса и мясопродуктов в общем объеме продаж на рынке должен составлять 85%. В настоящее время за счет собственного производства мясом на внутреннем рынке мы обеспечены на 70%. Министерство сельского хозяйства ставит задачу довести эти цифры к 2012 году до 82%.
Россия, при
правильном подходе к делу
и продолжении конструктивного
диалога между крестьянами и
государством, вполне способна не
только обеспечить
В настоящее
время в нашей стране действуют
четыре целевые программы Минсельхоза
– по мясному и молочному
Понимая сам факт, что рынок является огромным и бурно растущим, нам предстоит ответить, какие возможности для инноваций в нем содержатся и насколько мы вообще в состоянии на нем конкурировать.
Рассмотрим всего два аспекта этой проблемы: упаковку и убой с первичной разделкой.
Как и на любом рынке FMCG, мы просто обязаны увидеть маркетинговые возможности для развития. России в этом смысле проще, так как во многом мы исторически повторяем путь передовых стран Запада (по крайней мере, в потреблении). Развитие цивилизации и урбанизация привели к тому, что все большее количество жителей городов, много работающих, вечно спешащих и соответственно, очень ценящих свое время, начали употреблять все больше замороженных, а в последнее время – охлажденных продуктов быстрого приготовления (ready to cook, heat & eat). Потребительская аудитория полуфабрикатов в РФ составляет 36 млн. человек. Примерно 49% семей регулярно покупают их.
Показатели развитых (и платежеспособных) стран превышают 1 млрд. и 95%,соответственно.
Часто российские аналитики, наблюдая за колебаниями этого, пока еще небольшого рынка, не до конца понимают его стратегическую привлекательность, а вот, к примеру, наши друзья из Украины (“Мироновский хлебопродукт”) построили современное предприятие по производству и упаковке полуфабрикатов под брендом “Легко”, на 70-80% нацеленное на страны ЕС. Необходимо понимать, что это серьезный долгосрочный тренд. Во всем мире наиболее активно развивается сегмент готовых блюд: в 2009 году он вырос на 21,7% по сравнению с 2004 годом, а его объем составил $54,3 млрд.
У наших производителей и переработчиков мяса появилась возможность перехода от производства колбасы к выпуску мясо содержащих продуктов питания полного цикла (основные блюда, закуски и т.д.), соответствующих современным требованиям удобства и полезности. Все, от кулинарных цехов в супермаркетах до крупных специализированных производителей, пытались участвовать в этом процессе. Кулинарные цеха, как правило, специализировались на охлажденных полуфабрикатах, а крупные производители – на замороженных. Это было связано с тем, что условия забоя и первичной разделки на наших предприятиях, а также упаковка продукции до недавнего времени находились на “пещерном” уровне. Множественные контакты продукции с людскими руками, не правильная внутрицеховая логистика приводили к высокому уровню бак обсемененности, а архаичная упаковка тем более не давала возможности хранить изделие более 3-4дней. Это полностью исключало централизованное производство охлажденной продукции и ее дистрибуции через сетевой ритейл.
Технология упаковки в модифицированной газовой среде (МГС) с применением высоко барьерных упаковочных материалов позволяет существенно продлить срок хранения мяса. Надо понимать, что упаковка в МГС подразумевает собой лишь создание газовой оболочки вокруг продукта, которая препятствует размножению бактерий, но не убивает их, т.к. основывается на применении безвредных природных газов – кислорода, углекислого газа и азота. Замедляя скорость роста бактерий на поверхности продукта, мы увеличиваем срок его годности по сравнению с хранением того же мяса в стандартных условиях атмосферного воздуха. Чистота производства, качество начального сырья и температура также являются важнейшими факторами, определяющими срок годности продукции.
В настоящее время производители, использующие современную упаковку МГС, получают сроки хранения охлажденных полуфабрикатов от 7 до 15 дней, что делает возможной логистику через распределительные центры сетевых ритейлеров. Проводятся испытания упаковки, позволяющей хранить цельнокусковые полуфабрикаты до 20суток, а индустриальные куски – до 30.
Еще один прекрасный пример современной упаковки – многократно закрывающаяся. Сейчас эту тему активно развивает “Пит Продукт” (Atria Group).“Международный концерн Atria Group plc. – лидер инноваций на рынках Финляндии и Швеции – каждый год успешно выводит на рынки новые продуктовые концепции. Наше конкурентное преимущество в том, что мы лучше других производителей знаем вкусы и предпочтения потребителей. Запуск упаковки нового поколения –отличный пример тщательного исследования рынка. Мы ожидаем увеличения емкости петербургского рынка продуктов в нарезке в два раза, – сообщает генеральный директор компании “Атриа Россия” Юха Руохола. – В Финляндии мы добились лидерства, благодаря вводу многократно закрывающейся упаковки. 5 лет назад ее запуск привел к росту категории продуктов для холодной нарезки на 8%,при этом объем продаж Atria Group plc. вырос на 21%. Таким образом, значительно увеличив долю рынка, концерн стал производителем номер один в этой категории продуктов”.
Сегодняшний идейный и технологический лидер отрасли - компания “Мираторг”на своем сверхсовременном убойном производстве установила пять конвейерных линий для упаковки индустриальных кусков в вакуум и три линии для изготовления потребительской упаковки МГС. Современное оборудование МГС Flowpack стоит на предприятиях “Дымовское колбасное производство”, “Царицыно”, Микояновском и Кронштадтском мясокомбинатах.
Ранее мы отмечали, что при бактериально загрязненном исходном сырье не поможет никакая упаковка. Таким образом, далее мы логически переходим к теме убоя и первичной разделке скота.