Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:32, контрольная работа
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет технология. Развитие творческой личности школьника было и остаётся одной из важнейших задач обучения и воспитания. Для этого необходимо развивать индивидуальные способности детей, создавать благоприятные условия для их развития. В основе этого процесса лежит стремление к познанию неизведанного, нового о мире. При этом дети преодолевают сомнения, становятся уверенными в своих силах и эффективно осуществляют практическую деятельность.
Введение………………………………………………………………………...3
Общее понятие «дидактическая игра»………………………………………..5
Виды дидактических игр………………………………………………………7
Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников…………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………17
Ценность игры-беседы заключается
в том, что она предъявляет
требования к активизации эмоционально-
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
В игре впервые формируется
и проявляется потребность
Дидактическая игра - это
активная деятельность по имитационному
моделированию изучаемых
Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. Её авторами являются известные психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последнее время ученые называют такие игры развивающими, а не дидактическими, как принято в традиционной педагогике.
Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм.
К. Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К. Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.
Таким образом, игра используется
в воспитании детей по двум направлениям:
для всестороннего
Много игр с готовым
содержанием и правилами
Для всех игр с готовым
содержанием и правилами
Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры–упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.
В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.
Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). Настольно - печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Таким образом, в дидактической
игре ребенок имеет возможность
конструировать свое поведение и
действия. Дидактическую игру условно
разделяют на несколько стадий. Для
каждой характерны определенные проявления
детской активности. Знание этих стадий
необходимо воспитателю для правильной
оценки эффективности игры. Первая
стадия характеризуется появлением
у ребенка желания играть, активно
действовать. Возможны различные приемы
с целью вызвать интерес к
игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание
о понравившейся игре. На второй
стадии ребенок учится выполнять
игровую задачу, правила и действия
игры. В этот период закладываются
основы таких важных качеств, как
честность, целеустремленность, настойчивость,
способность преодолевать горечь неудачи,
умение радоваться не только своему успеху,
но и успеху товарищей. На третьей
стадии ребенок, уже знакомый с правилами
игры, проявляет творчество, занят
поиском самостоятельных
Таким образом, дидактическая
игра – доступный, полезный, эффектный
метод воспитания самостоятельности
мышления у детей. Она не требует
специального материала, определенных
условий, а требует лишь знания воспитателя
самой игры. При этом необходимо
учитывать, что предлагаемые игры будут
способствовать развитию самостоятельности
мышления лишь в том случае, если
они будут проводиться в
Заключение.
В процессе работы над темой исследования на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.
Проанализировав исследования, я выявила, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.
В ходе проделанной мной работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Дидактические игры особенно
необходимы в обучении и воспитании
детей младшего школьного возраста.
Благодаря играм удаётся
Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Список литературы: