Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет технология. Развитие творческой личности школьника было и остаётся одной из важнейших задач обучения и воспитания. Для этого необходимо развивать индивидуальные способности детей, создавать благоприятные условия для их развития. В основе этого процесса лежит стремление к познанию неизведанного, нового о мире. При этом дети преодолевают сомнения, становятся уверенными в своих силах и эффективно осуществляют практическую деятельность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Общее понятие «дидактическая игра»………………………………………..5
Виды дидактических игр………………………………………………………7
Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников…………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по технологии.docx

— 39.83 Кб (Скачать)

Ценность игры-беседы заключается  в том, что она предъявляет  требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли  и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и  слышать вопросы учителя, вопросы  и ответы детей, умение сосредоточивать  внимание на содержании разговора, дополнять  сказанное, высказывать суждение. Все  это характеризует активный поиск  решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать  в беседе, что характеризует уровень  воспитанности. Основным средством  игры-беседы является слово, словесный  образ, вступительный рассказ о  чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр  не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими  видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

 

 

  1. Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.

Игра - один из тех видов  детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с  предметами, способам и средствам  общения. В игре ребёнок развивается  как личность, у него формируется  те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной  и трудовой деятельности, его отношения  с людьми.

В игре впервые формируется  и проявляется потребность ребенка  воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое  общее значение игры.

Дидактическая игра - это  активная деятельность по имитационному  моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие  игры от другой деятельности заключается  в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.  Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи.

Существенный признак  дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые  действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности  проявить свои способности, применить  имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила  помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей  и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом  игры, придаёт игре законченность. Она  выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны  между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Традиция широкого использования  дидактических игр в целях  воспитания и обучения детей, сложившаяся  в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.

В советской педагогике система  дидактических игр была создана  в 60-е гг. Её авторами являются известные  психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последнее время ученые называют такие игры развивающими, а не дидактическими, как принято в традиционной педагогике.

Дидактическое направление  использования игры характерно и  для современной английской педагогики. В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм.

К. Д. Ушинский указал зависимость  содержания детских игр от социального  окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и  поведение человека в обществе. Так, дитя, привыкшее командовать или  подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К. Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.

Таким образом, игра используется в воспитании детей по двум направлениям: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях. Игра необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

Много игр с готовым  содержанием и правилами создается  в настоящее время педагогами. Игры с правилами предназначены  для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с  готовым содержанием и правилами  на дидактические, подвижные и музыкальные.

Для всех игр с готовым  содержанием и правилами характерны следующие особенности: наличие  игрового замысла или игровой  задачи, которые реализуются (решаются) через игровые действия. Игровой  замысел (или задача) и игровые  действия составляют содержание игры; действия, и отношения играющих регулируются правилами; наличие правил, и готовое  содержание позволяют детям самостоятельно организовывать и проводить игру.

Среди дидактических игр  различают игры в собственном  смысле слова и игры-занятия, игры–упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или  игровой задачи. Существенным элементом  дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким  образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

В дидактической игре формируется  умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит  успех игры. В результате игры оказывают  влияние на формирование произвольного  поведения, организованности.

По характеру используемого  материала дидактические игры условно  делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры – это  игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают  цвета, величины, формы.

Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений  об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и  операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию  и др.). Настольно - печатные игры разделены  на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и  складные кубики.

Словесные игры. В эту  группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное  и белое» и др. Игры развивают  внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Таким образом, в дидактической  игре ребенок имеет возможность  конструировать свое поведение и  действия. Дидактическую игру условно  разделяют на несколько стадий. Для  каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно  действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к  игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание  о понравившейся игре. На второй стадии ребенок учится выполнять  игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются  основы таких важных качеств, как  честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. На третьей  стадии ребенок, уже знакомый с правилами  игры, проявляет творчество, занят  поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться  в обстановке. Ребенок, усвоивший  игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником. Каждому  этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль дефектолога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Таким образом, дидактическая  игра – доступный, полезный, эффектный  метод воспитания самостоятельности  мышления у детей. Она не требует  специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя  самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут  способствовать развитию самостоятельности  мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой  методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В процессе работы над темой  исследования на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.

Проанализировав  исследования, я выявила, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

В ходе проделанной мной работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые  действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей  пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая  игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой  обучаемые глубже и ярче постигают  явления окружающей действительности и познают мир.

 

Список литературы:

  1. . Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии. - 1997.
  2. Газман О. С. Каникулы: игра, воспитание. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Завельский Ю. В. Как подготовить современный урок: в помощь начинающему учителю. Завуч. – 2000.
  4. Маркова А. П. Формирование мотивации учения. -  М.: Просвещение, 1990.
  5. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей. - Минск, 1989.
  6. Тхоржевский Д. А. Методика трудового обучения:  Учебное пособие, - М., Просвещение, 2007.

 


Информация о работе Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников