Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа
Полноценное питание детей - необходимое условие обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов и способности к обучению во все периоды взросления.
Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение отклонений в развитии и росте.
Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми веществами, особенно витаминами, минеральными солями и микроэлементами, является одним из основных моментов предупреждения инфекционных заболеваний.
Состояние иммунитета определяется не только количественной стороной питания, сколько его качеством и биологической ценностью. Кроме того, рациональное питание повышает устойчивость детского организма к воздействию вредных экологических факторов.
Питание оказывает определяющее воздействие и на развитие центральной нервной системы ребенка, его интеллект, состояние работоспособности. В наше время - время больших перегрузок, ускорение темпов жизни, возможностей возникновения стрессовых ситуаций - следует помнить, что правильное питание в детстве во многом поможет преодолеть сложности жизни.
ВВЕДЕНИЕ
1. Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста (3 -7 лет)
2. Потребности детей в основных пищевых веществах и энергии
3. Принципы рационального питания детей 3-7 лет, посещающие детские дошкольные учреждения (ДОУ).
4. Режим питания детей.
5. Объемы пищи, рекомендуемые дошкольникам.
6. Основные принципы составления меню
7. Использование специй в детском питании
8. Добавки в детском питании
9. Ассортимент блюд в детском питании
Заключение
Приложения
Список использованных источников
При недостатке витамина В6 у детей нарушается процессы торможения в центральной нервной системе, развиваются судорожные состояния, не поддающиеся лечению обычными противосудорожными препаратами.
Витамин В6 содержится преимущественно в мясных продуктах, особенно в печени и почках, а также в хлебе из муки грубого помола, гречке, ячмене, просе, однако из зерновых продуктов он усваивается хуже, чем из продуктов животного происхождения.
Дефицит витамина В12 приводит к малокровию и дегенеративным изменениям нервной ткани.
Витамин В12 широко распространен в продуктах животного происхождения и обычно в достаточном количестве содержится в пище.
Фолиевая кислота участвует в процессах, подготавливающий биосинтез, удвоение нуклеиновых кислот, обеспечивающих деление клеток и рост тканей. Этот витамин содержится в листьях зеленых растений: шпината, лука, салата и другой зелени. Также содержится в почках и мясе.
Рационально составленное меню в детских дошкольных учреждениях представляет собой такой подбор блюд суточного рациона, который удовлетворяет потребности детей в основных пищевых веществах с учетом возраста, условий воспитания и состояния здоровья, а также климатогеографических и национальных особенностей питания.
Дети, находящиеся в ДОУ 9-10 часов, получают трехразовое питание, обеспечивающее 75-80% суточного рациона. При этом завтрак составляет 25% суточной калорийности, обед-в5-40%, полдник 15-20%. Ужин дети должны получать дома.
Дети, находящиеся в ДОУ 12 часов должны получать четырехразовое питание. В этом случае калорийность полдника не превышает 10-12%, а калорийность ужина 20-25% суточной нормы.
Основными принципами организации рационального питания детей в ДОУ является обеспечение достаточного поступления всех пищевых веществ, необходимых для нормального роста и развития детского организма, и соблюдение санитарных правил приготовления пищи, гигиенических основ и эстетики питания.
Во избежание возникновения токсикоинфекций и пищевых отравлений, необходимо соблюдать правила личной гигиены и оснастить пищеблок в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами и нормами.
Рационально разработанное меню предполагает определенное сочетание продуктов и правильное соотношение основных пищевых ингредиентов. В ДОУ примерное меню рекомендуется составлять на 10-12 дней, что позволяет более точно распределить продукты с учетом их калорийности и химического состава, облегчает своевременную доставку продуктов в учреждение. На основании примерного десятидневного меню составляется рабочее ежедневное меню.
При составлении меню следует в первую очередь позаботиться о достаточном содержании в нем белкового компонента - главного строительного материала для растущего организма. Основным источником белков является мясо, рыба, молоко и молочные продукты, содержащие полноценные белки животного происхождения. Из растительных продуктов наиболее богаты белком бобовые, а также некоторые крупы (гречневая, овсяная, пшенная) и ржаной и пшеничный хлеб. Эти продукты обязательно должны включаться в рацион питания детей в соответствии с суточными нормами.
Жировой компонент должен состоять преимущественно из жиров животного происхождения, лучше всего в виде сливочного масла, сметаны, частично в виде жира, содержащегося в молоке, кисломолочных продуктах, также жирах в мясных продуктах. Столь же обязательны растительные жиры так как они являются богатыми источниками полиненасыщенных жирных кислот и жирорастворимых витаминов. Общее количество растительных жиров должно составлять не менее 15-20% от общей суточной потребности в жире.
Растущему организму необходимы и углеводы. Наиболее богаты углеводами сахар, варенье, повидло, различные кондитерские изделия. Однако это рафинированные углеводы и общее количество их не должно превышать 0,25-0,20% суточной потребности в углеводах. Основными источниками углеводов должны быть крупа, хлеб, макаронные изделия и, самое главное, овощи и фрукты. Последние особенно желательны, так как содержат крайне необходимые ребенку витамины, минеральные соли, а также пектин, пищевые волокна и клетчатку, которые благотворно влияют на процессы пищеварения. В овощах и фруктах содержатся также ароматические вещества, эфирные масла, органические кислоты, усиливающие выработку пищеварительных соков и возбуждающие аппетит. Такие продукты особенно показаны ослабленным и часто болеющим детям.
В целях профилактики йододефицита необходимо использовать в питании только йодированную соль.
Перечисленные пищевые ингредиенты: белки, жиры, углеводы - должны входить в суточный рацион питания в определенном соотношении-1:1:4. При этом белки должны составлять приблизительно 14%, жиры- 31%, углеводы-55% общей калорийности суточного рациона. [10]
Дисбаланс ряда основных пищевых веществ,
в том числе витаминов и минералов, является
одним из факторов задержки физического
развития детей и формирования у них некоторых
алиментарных заболеваний (патология
щитовидной железы, нарушение зрения).
Распространение инфекционных заболеваний,
возможно, связано со сниженным иммунитетом.
Все это свидетельствует о необходимости
скорректировать рацион и расширить ассортимент
функциональных продуктов, используемых
в питании детей.
3. Принципы рационального питания детей 3-7 лет, посещающие детские дошкольные учреждения (ДОУ).
Сегодня современное общество стало более внимательным при выборе и оценке детского питания. В результате несбалансированности рационов питания свыше 70% детей к окончанию школы страдают желудочно-кишечными заболеваниями, аллергией, анемией, ожирением и другими хроническими заболеваниями. Одна из важных причин сложившейся ситуации - это неправильная организация системы питания детей в дошкольных, школьных учреждениях и даже дома, основанная на использовании продуктов общего назначения, не отвечающей требованиям к продуктам детского питания. На сегодняшний день сокращается число учащихся, питающихся в школьной столовой, и одновременно возрастает число детей, имеющих перерыв в приеме пищи более 6 часов. Дети все чаще употребляют в пищу так называемые «фаст-фуды», которые содержат соленые, жирные и острые блюда - вредные для детского организма. Не всегда красиво упакованные товары являются продуктами здорового питания: избыточное содержание углеводов, ароматизаторов, искусственных красителей могут привести к серьезным аллергическим реакциям. Таким образом, предметом агрессивной рекламы в СМИ, которые и формируют стереотипы питания у детей, являются продукты, далеко не безвредные для здоровья подрастающего поколения.
Питание должно обеспечивать растущий
организм детей энергией и основными пищевыми
веществами. При организации питания следует
соблюдать возрастные физиологические
нормы суточной потребности.
4. Режим питания детей.
Важное условие организации рационального питания - выполнение режима. Оптимален пятикратный прием пищи с интервалами в 3,5-4 ч. При этом калорийность суточного рациона должна распределяться так: завтрак - 25% калорий, второй завтрак - 10%, обед - 35-40%, полдник - 10%, ужин - 20-25%.
Пища, которую получает ребёнок, должна быть сытной, ощущение сытости обеспечивается определённым объёмом и весом пищи, который должен быть в среднем 1-2 килограммов.
Должен быть определённый режим питания, при соблюдении этого режима вырабатываются условные пищевые рефлексы, повышается аппетит, выделяются пищеварительные соки, то есть обеспечивается нормальная работа пищеварительной системы, режим питания, то есть Количество приёмов пищи и время еды меняется с возрастом, для дошкольников рекомендуется четырёх - пятиразовое питание (три основных приёма пищи: завтрак, обед и ужин и 1-2 дополнительных - лёгкий полдник или второй завтрак), в промежутках между ними не следует давать детям булочки, сласти и прочее, привычка «кусочничать» самым пагубным образом сказывается на аппетите и работе пищеварительной системы.
Чёткое выполнение режима питания, приём
пищи в определённое время обеспечивает
более эффективное использование пищи,
укрепляет нервную систему и повышает
защитные силы организма ребёнка.
5. Объемы пищи, рекомендуемые дошкольникам
Питание должно обеспечивать растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами. При организации питания следует соблюдать возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах (таблица)
Нормы физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии (в день)
Возраст детей | Энергетическая ценность (в ккал) | |
Белки(в граммах) | Жиры (в граммах) | Углеводы(в граммах) | |||
Всего в т.ч. | всего | |||||||
животные | всего | |||||||
0 - 3 мес. | 115 | 2,2 | 2,2 | 6,5 (0,7) | 13 | |||
4 - 6 мес. | 115 | 2,6 | 2,5 | 6,0 (0,7) | 13 | |||
7 - 12 мес. | 110 | 2,9 | 2,3 | 5,5 (0,7) | 13 | |||
до 3 лет | 1540 | 53 | 37 | 53 | 212 | |||
3 - 7 лет | 1970 | 68 | 44 | 68 | 272 |
Организация
рационального питания детей
предусматривает строгое
Распределение
общей калорийности
суточного рациона
питания детей
в зависимости
от их времени пребывания
в ДОУ представлено
в таблице
Для
детей с круглоcуточным |
Для детей с дневным пребыванием в ДОУ -10 час | Для детей с ночным пребыванием в ДОУ - 12,5 час | |
завтрак - 25% обед - 35 % полдник - 15% ужин - 25 % | завтрак - 25% обед - 35% полдник - 15% | завтрак - 25% обед -35 % полдник - 20-25% ужин - 25% | |
В суточном рационе допускается отклонение калорийности на +/- 5%.
В ДОУ с круглосуточным пребыванием за 1 час до ночного сна рекомендуется выдавать детям стакан молока или кисломолочного продукта.
Для групп кратковременного пребывания детей в ДОУ (3 - 4 часа) организуют одноразовое питание (второй завтрак, обед или полдник), в зависимости от времени работы группы (первая или вторая половина дня), при этом рацион питания должен обеспечивать не менее 15 - 25% суточной потребности в пищевых веществах и энергии.
В каждом учреждении следует иметь примерное 10-дневное или 2-недельное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания. Примерное меню должно быть согласовано с учреждениями госсанэпиднадзора.
Такие продукты, как хлеб, крупы, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи, включают в меню ежедневно, а остальные продукты (творог, сыр, яйцо) 2 - 3 раза в неделю. В течение декады ребенок должен получить количество продуктов в полном объеме в расчете по установленным нормам.
На основании
примерного 10-дневного меню составляется
меню-требование установленного образца,
с указанием выхода блюд разного
возраста. Рекомендуемые объемы порций
для детей разного возраста представлены
в таблице. При составлении меню
следует учитывать национальные
и территориальные особенности
питания населения и состояние
здоровья детей. При отсутствии каких-либо
продуктов разрешается