Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:06, реферат
Типы роторов. Ротор есть тело, удерживающееся при вращении своими несущими. поверхностями в опорах. Несущими являются поверхности цапф или поверхности, их заменяющие. Прямая, соединяющая центры тяжести контуров поперечных сечений середин несущих поверхностей, называется осью ротора.
Фирма Рейтлингер (ФРГ) рекомендует выбирать допустимый удельный дисбаланс с учетом назначения машины и частоты вращения п (об/мин) ротора.
Для
общего машиностроения, где не предъявляется
особых требований к уровню вибраций,
усталостная прочность
[eст]=2·108 n-2.
Для высокоскоростных роторов с целью обеспечения заданной долговечности Т шариковых подшипников принимается
[ест] = 22,8 · 109С (G )-1,
где С — коэффициент работоспособности подшипника; G—вес ротора, кг,
Для машин
и приборов, с которыми человек
соприкасается во время работы, в
том числе для бытовых
Таблица 4. Допустимые удельные дисбалансы по Беккеру
| Класс | n, об/мин | [k], % | [eст], мкм | Класс | n, об/мин | [k], % | [eст], мкм |
| 0 | Св. 10 000 | - | До 0,2 | 4 | 1500-3000 | 5 | 20-5 |
| 1 | 7500-10 000 | 2,5 | 0,4-0,2 | 5 | 750-1500 | 6,5 | 100-25 |
| 2 | 5000-7500 | 3 | 1-0,45 | 6 | До 1000 | - | 250-50 |
| 3 | 3000-5000 | 4 | 4-1,4 |
Для металлообрабатывающих станков
[eст]=3·106А/(Gn2) при п < 1000 об/мин и п > 10 000 об/мин;
[eст]=106А/(Gn2) при 1000 ≤ n ≤ 10 000 об/мин.
Коэффициент
А зависит от n, типа станка и нахождения
деталей вблизи (A1) или вдали
(A2) от обрабатываемой детали.
Для особо точных шлифовальных станков
при п < 5000 об/мин A1
= 15, А2 = 30. Для точных сверлильных,
токарных и фрезерных станков A1
= 30, А2 = 50. Для прочих машин
A1 = 50, А2 =
100. Для шпинделей внутришлифовальных
станков A1 = 100 — 200.
Рис.
3. Допустимые дисбалансы жестких роторов
электромашин
Г. Беккер [256] делит роторы на классы (табл. 4) в зависимости от п, принимая для каждого класса допустимые значения коэффициента неуравновешенности k и удельного дисбаланса [eст],
Допустимые дисбалансы электрических машин. .РД 16.483— 88 устанавливает три класса точности балансировки (0, 1, 2) для каждой из трех групп электрических машин: микромашины с массой ротора до 0,1 кг, малые машины с массой от 0,1 до 3 кг и средние машины с массой от 3 до 1000 кг. Допустимые удельные дисбалансы заданы на рис. 3. Нулевому классу точности соответствуют прямые:
0 — для микро- и малых роторов и 1 — для средних роторов; первому классу — прямые; 1 для микро-и малых роторов и 3 — для средних роторов; второму классу — прямые 2, 3 и 4 для микро-, малых и средних роторов соответственно. Для роторов с п < 750 об/мин допустимый удельный дисбаланс
[eст]=750[e0]/n
где [е0] — допустимый дисбаланс для данного ротора при п = 750 об/мин.
По классу 2 балансируют электромашины общего назначения. Балансировка по классу 1 рекомендуется для электромашин с повышенными требованиями по уровню вибраций (для точных станков и приводов полиграфических машин, некоторых бытовых электродвигателей, микромашин, электромашин с подшипниками классов 5 и 6 по ГОСT 520—89*, а также машин в малошумном исполнении). По классу 0 балансируют электромашины с-особо жесткими требованиями по уровню вибрации и надежности (машины, работающие на подшипниках классов 2 и 4).
Допустимая неуравновешенность шлифовальных кругов. ГОСТ 3060—86 для шлифовальных кругов устанавливает четыре класса допустимой неуравновешенности, мерой которой служит масса в граммах по периферии круга, возвращающая центр масс на ось вращения. Допустимые неуравновешенные массы приняты в зависимости от массы круга. По нормам для классов 1, 2, 3 и 4 соотношение неуравновешенных масс составляет приблизительно 1 : 1,57: 2,47 ; 4,94.
Для алмазных шлифовальных кругов ГОСТ 16181—82 устанавливает предельные значения допустимого удельного дисбаланса 40, 32, 25 и 20 мкм при массе круга до 1 кг, 1—3 кг, 3—10 кг и 10—50 кг соответственно. Для плоских алмазных кругов, применяемых в оптико-механической промышленности ГОСТ 17007—80 предусматривает [ест] = 30 мкм.
Рис. 4. Вибрационные состояния Рис. 5. Поля классов точности балансировки
агрегата по Т. Ратбону по ГОСТ 22061—76
Допустимые амплитуды колебаний подшипников. Допустимая неуравновешенность ротора может определяться не только допустимым дисбалансом, но и наибольшей амплитудой колебаний подшипников, что характерно для балансировки крупного энергетического оборудования.
Диаграмма на рис. 4 составлена Т. Ц. Ратбоном на основе измерений на крупных энергетических агрегатах. Зона а соответствует очень неспокойной работе машины и необходимости срочного ремонта; b — неспокойной работе и ремонту в ближайшее время; с — немного неспокойной работе и планированию ремонта; d — допустимым колебаниям; е — хорошему состоянию; f — отличному состоянию. Прямая / на рис. 4 соответствует вибрациям с ускорениями, равными 0,05g, прямая //— вибрациям, которые становятся опасными для строений.
Для двухполюсных
паротурбинных
Классы точности балансировки. Система классов точности балансировки для жестких роторов машин и технологического оборудования (ГОСТ 22061—76) установлена в соответствии с международным стандартом ИСО 1940—73. ГОСТ предусматривает 13 классов точности — с нулевого по двенадцатый. Каждый класс определяет наименьшие и наибольшие значения произведения удельного дисбаланса ест на наибольшую эксплуатационную угловую скорость ш , составляющие геометрическую прогрессию со знаменателем 2,5. Расположение полей классов точности показано на рис. 5, В области левее прямой Н — Н, где eст·ω2 max, < g роторы в опорах создают динамические нагрузки от дисбалансов меньшие,, чем статические нагрузки от веса ротора.
В табл. 5 приведены рекомендации ИСО 1940—73 по предварительному назначению класса точности проектируемых изделий. Окончательно класс точности устанавливают после экспериментальных исследований опытного образца или опытной серии.
Таблица 5. Классы точности балансировки жестких роторов
| Класс точности | eст·ω2 max, мм·рад/с | Типы роторов (рекомендации ИСО 1940 – 73) | |
| наименьшее | наибольшее | ||
| 0 | 0,064 | 0,16 | Применяется факультативно |
| 1 | 0,16 | 0,40 | Шпиндели, шлифовальные круги и роторы электродвигателей презиционных шлифовальных станков, гироскопы |
| 2 | 0,40 | 1,00 | Приводы шлифовальных станков, магнитофонов и проигрывателей, малые электродвигатели специального назначения |
| 3 | 1,00 | 2,50 | Газовые и паровые турбины, турбогенераторы с жесткими роторами, турбокомпрессоры, приводы станков, средние и крупные электродвигатели специального назначения |
| 4 | 2,50 | 6,30 | Маховики, крыльчатки центробежных насосов, роторы обычных электродвигателей и авиационных газотурбинных двигателей в сборе, части станков и машин общего назначения н технологического оборудования, главные редукторы турбин торговых судов, барабаны центрифуг, вентиляторы |
| 5 | 6,30 | 16,0 | Части дробилок, сельскохозяйственных машин, двигателей автомобилей и локомотивов, коленчатые валы двигателя с шестью цилиндрами и более, гребные валы и карданные валы |
| 6 | 16,0 | 40,0 | Колеса легковых автомобилей, ободы колес, бандажи, колесные пар,. приводные валы, тормозные барабаны и коленчатые валы для автомобиля и локомотива и установленного на виброизоляторах высокооборотного четырехтактного двигателя с шестью цилиндрами и более |
| 7 | 40,0 | 100 | Коленчатый вал дизеля с шестью цилиндрами и более, двигатели в сборе для автомобилей и локомотивов |
| 8 | 100 | 250 | Коленчатый вал жестко установленного высокооборотного четырехцилиндрового двигателя |
| 9 | 250 | 630 | Коленчатый вал жестко установленного мощного двигателя и виброизолированного судового дизеля |
| 10 | 630 | 1600 | Коленчатый вал жестко установленного двухтактного двигателя большой мощности |
| 11 | 1600 | 4000 | Коленчатый вал низкооборотного судового дизеля с нечетным числом цилиндров без виброизоляции |
| 12 | 4000 | 10000 | Применяется факультативно |
Учет полигармонического состава вибраций. При оценке интенсивности вибраций машин по размахам вибросмещений опор, предельные значения которых заданы в зависимости от частоты вращения, предполагают, что вибрация синусоидальная с частотой, равной частоте вращения ротора. Для оценки полигармонической вибрации удобно пользоваться эффективным значением виброскорости
где Т — период; v — мгновенное значение виброскорости, Для вибраций с конечным числом гармоник
где Ai, ωi — соответственно амплитуды и частоты составляющих гармоник.
Использовать VЭ, для оценки эффективно при наличии высокочастотных составляющих. Значения VЭ не зависят от фазовых сдвигов гармоник, мало изменяются от случайных помех в виде толчков и ударов и измеряются непосредственно. Эффективные значения позволяют сравнивать синусоидальную и сложногармоническую вибрации и однозначно оценивать их через эквивалентное значение виброскорости.
Эти преимущества
позволили рекомендовать в
Нормируемым параметром вибрации является наибольшее из эффективных значений виброскорости VЭ max, измеренных в соответствии с ГОСТ 12379—75 для диапазона частот от рабочей до 2000 Гц.
Для оценки вибрации собранных электромашин установлено восемь классов от 0,28 до 7,0, составленных по шкале нормо-чисел с равным коэффициентом увеличения 1,6. Индексы классов соответствуют максимально допустимой для данного класса виброскорости, например, класс 0,28 соответствует VЭ max = 0,28 мм/с.
Класс вибрации выбирают с учетом назначения машины, эксплуатационных требований и результатов испытаний опытных образцов. Например, для машин вида М10 в зависимости от высоты расположения оси вращения h (в мм) и от назначения рекомендуются классы, приведенные в табл, 6.
Таблица 6. Рекомендуемые классы вибрации (VЭ max, мм/с)
| Тип машины | Высота h, мм | |||
| -До 80 | 80—132 | 132—225 | Св. 225 | |
| Общепромышленного
назначения
С повышенными требованиями С особо жесткими требованиями |
1,1
0,7 0,45 |
1,8
1,1 0,7 |
2,8
1,8 1,1 |
4,5
2,8 1,8 |