Земельный налог: особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности ФЛ. Анализ суще

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Земельный налог — форма платы за пользование землей. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за год. Земельный налог относится к местным налогам, основные элементы которых и общие принципы взимания устанавливаются налоговым законодательством Российской Федерации, а отдельные элементы налогообложения, конкретные особенности исчисления и уплаты — нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-4
Характеристика земельного налога
Субъект, объект и предмет налогообложения…………….5-6
Налоговая база………………………………………………6-8
Налоговый период и налоговая ставка…………………….8-9
Льготы по взиманию земельного налога………………….10-12
Порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по налогу……………………………………………………..12-14
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платеже по налогу…………………………………………………………..15
2. Особенности исчисления земельного налога на 2008 год….…….16-21
3. Роль земельного налога в доходах территориальных бюджетов…22-26
4. Расчет земельного налога: проблемы и решения практикум………27-36
Заключение……………………………………………………………...37-38
Список использованной литературы…………………………..……..39-40

Работа содержит 1 файл

Налогообложение физических лиц.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

     Во-вторых, до сих пор не регламентируются сроки регистрации имущества. В результате целый ряд имущественных объектов в течение многих лет не попадают в налоговую базу, и с них не уплачивается налог.

   В – третьих, согласно Налоговом кодексу  РФ налог на имущество обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, а также на движимое имущество уплачивается по местонахождению организации и соответственно не попадает в бюджет субъекта Федерации.

   Есть  еще одна особенность установления региональных и местных налогов, которая ограничивает возможности регионов при формировании своих бюджетов. Позиция Госдумы заключается в том, что по региональным и местным налогам в Налоговом кодексе РФ следует устанавливать заниженный предел налоговых ставок, чтобы местные власти не могли их завышать в ущерб развитию экономики и доходной базы региона.

   Серьезные проблемы существуют и при сборе  федеральных налогов, поступающих  в региональные бюджеты и формирующих  основную часть их доходов.

   Все изменения законодательства по федеральным налогам принимаются без участия регионов. В частности сложно предсказать поведение бизнеса в связи с последними изменениями гл. 25 Налогового кодекса РФ, размещающими отнесение на затраты 10 % амортизационной премии по вновь вводимым объектам основных средств и снятие ограничений по переносу убытков  на будущие периоды. Эти изменения могут существенно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций, а соответственно и доходы региональных бюджетов.

   Таким образом, мы видим, что земельный налог играет очень малую роль при формировании доходов территориальных бюджетов. Так как земельный налог относится к группе местных налогов и сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации. Подавляющая часть доходов регионального бюджета формируется за счет федеральных налогов, таких как: налога на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина.

(11, С. 2-3) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Расчет земельного налога: проблемы и решения практикум

Все показатели, необходимые для расчета налоговой  базы по земельному налогу, организации  получают от органов государственной власти. Так, кадастровая стоимость земельного участка утверждается Роснедвижимостью, а ставки налога в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования - органами местного самоуправления. Несмотря на простоту исчисления налоговой базы по земельному налогу, на практике нередко возникают различные споры, связанные, как правило, со сложностями в толковании того или иного положения земельного и налогового законодательства.

Объектом обложения  земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ).

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным  участком является часть земной поверхности с границами, определенными в соответствии с федеральными законами.

Учитывая данные нормы, Верховный Суд РФ в определении  от 12.07.2006 N 5-Г06-57 сделал вывод: объектом обложения земельным налогом  может быть лишь сформированный земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет. Такого же мнения придерживаются Пленум Высшего арбитражного суда РФ (п. 2 постановления от 23.07.2009 N 54) и Минфин России (письмо от 23.04.2009 N 03-05-05-02/23).

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (ст. 390 НК РФ). Согласно ст. 66 ЗК РФ для ее определения проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

На основании  п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных  участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

Если кадастровая  стоимость отсутствует

Однако на практике иногда кадастровая оценка земельного участка отсутствует. Возникает  закономерный вопрос: должен ли уплачиваться земельный налог, и если да, то как  он будет исчисляться?

Минфин России в письме от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75 выделил три возможные ситуации:

  • результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года;
  • результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но порядок доведения кадастровой стоимости до сведения налогоплательщиков органами местного самоуправления не определен;
  • кадастровая стоимость земельного участка определена, но до сведения организации в установленном порядке не доведена.

В постановлении  ФАС Западно-Сибирского округа от 01.06.2009 N Ф04-2783/ 2009(6067-А46-40) по делу N А46-19775/ 2008В  приведены возможные случаи не информированности  налогоплательщика о кадастровой  стоимости земельного участка. В рассматриваемой в определении ситуации результаты кадастровой оценки земельных участков были утверждены постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36". Суд указал: опубликование нормативного акта является достаточным условием доведения его до сведения налогоплательщиков, т.к. понятие "опубликование" включает "доведение до сведения" исходя из содержания указанных действий. По мнению суда, "то обстоятельство, что доведение до сведения должно быть осуществлено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не имеет значения, поскольку при опубликовании нормативного правового акта отсутствует необходимость доводить его до сведения каким-либо дополнительным путем". Таким образом, ФАС Западно-Сибирского округа косвенно подтверждает отсутствие необходимости определять порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, в т.ч. в случае закрепления результатов кадастровой оценки земельных участков в нормативном правовом акте.

По мнению Минфина  России, если кадастровая стоимость  земельного участка отсутствует, организация  обязана представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию (письма от 29.03.2006 N 03-06-02-04/43, от 1 5.06.2006 N 03-06-02-04/86). Если налог либо авансовые платежи по нему не уплачены в установленные сроки по не зависящим от налогоплательщика причинам (не утверждена, не доведена до его сведения кадастровая стоимость земельного участка), пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должны начисляться.

Вместе с тем  на практике существует и следующая  точка зрения: если кадастровая стоимость участка не установлена, для целей налогообложения нужно применять нормативную цену земли (постановления Президиума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54, от 09.12.2008 N 6113/08 по делу

N А76-З1125/2006-47-1226/31, ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2008 N А56-18358/2007; письма Минфина России от 13.08.2009 N 03-05-04-02/55, от 12.08.2009 N 03-05-05-02/48).

И ФАС Северо-Западного  округа, и Президиум ВАС РФ при  этом ссылаются на п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). В соответствии с данной нормой, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 ЗК РФ, применяется нормативная цена земли. Кадастровая стоимость земельного участка, как указано в п. 5 этой статьи Кодекса, устанавливается для целей налогообложения.

Таким образом, теперь, руководствуясь вышеизложенной точкой зрения судов, налоговые органы вправе доначислить земельный налог  с пенями. Однако ссылка на прежние разъяснения Минфина России может помочь избежать штрафа (письма Минфина России от 29.03.2006 N 03-06-02-04/43, от 15.06.2006 N 03-06-02-04/86), что, безусловно, является положительным моментом. Как правило, нормативная стоимость земельного участка существенно ниже и рыночной, и кадастровой стоимости соседних участков. Более того, Правительство РФ прямо установило: нормативная цена не должна превышать 75% рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения (постановление от 1 5.03.1997 N 319).

Кадастровая стоимость  земельного участка

Точка зрения об использовании для расчета налоговой  базы нормативной цены земли имеет  право на существование, поскольку, как указывает п. 2 ст. 390 НК РФ, кадастровая  стоимость земельного участка определяется в соответствии с порядком, установленным нормами земельного законодательства РФ. Соответственно, это ставит под сомнение возможность применения положения о приоритетном действии специального нормативного правового акта (в данном случае - НК РФ по отношению к ЗК РФ и Закону N 137-ФЗ), поскольку сам НК РФ содержит в приведенной выше норме отсылку к земельному законодательству. По мнению автора, законодателю необходимо дополнить п. 2 ст. 390 НК РФ четким закреплением положения о применении нормативной цены земли в случае отсутствия кадастровой стоимости, поскольку это устранит возможность двоякого толкования и последующих споров по данному вопросу.

На практике зачастую организации пытаются оспорить кадастровую стоимость земельного участка, ссылаясь на значительные различия между ней и рыночной стоимостью. Суды поддерживают организации, как правило, в случаях, когда органы государственной власти нарушают порядок проведения кадастровой оценки земельных участков (определение Верховного Суда РФ от 28.04.2010 N 32-Г10-5, постановление ФАС Центрального округа от 03.04.2009 по делу N А08-3552/2008-1) либо когда уполномоченные органы неправильно определяют вид целевого использования земельного участка (постановление ФАС Центрального округа от 30.07.2009 по делу N А64-115/09-22).

Более того, иногда, как считают суды, при расчете  кадастровой стоимости земельного участка органам государственной  власти необходимо использовать непосредственно  соответствующие отчеты оценщиков. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2009 по делу N А27-6989/2009 указано: "...Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что Управление и ФГУП "ФКЦ "Земля" не представили доказательств того, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.

Арбитражный суд  дал оценку отчету 000 НПФ "Инком Прайс" от 15.04.2009, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101056:205, площадью 23 425,85 кв. м составила 29 213 000 руб., что значительно ниже кадастровой стоимости".

Однако при обжаловании нормативных актов органов субъектов РФ, устанавливающих размер кадастровой стоимости земельных участков, суды чаще всего отказывают заявителям в удовлетворении их требований, поскольку в большинстве случаев истцы ссылаются на значительную разницу между рыночной и кадастровой стоимостью.

При этом в судебных актах указывается, что значительное превышение кадастровой стоимостью земельных участков заявителей их рыночной стоимости само по себе не может  свидетельствовать о недостоверности  результатов проведенной в отношении земель кадастровой оценки, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений этих стоимостей (определения ВС РФ от 19.05.2010 N 41-Г10-13, от 28.04.2010 N 83-Г10-2, от 28.04.2010 N 67-Г10-7, от 14.04.2010 N 67-Г10-5, от 14.04.2010 N 86-Г10-10).

Споры возникают  и по поводу толкования п. 3 ст. 66 ЗК РФ, согласно которому при определении  рыночной стоимости земельного участка  его кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной. Анализируя судебную практику применения указанной нормы, можно отметить следующее.

ФАС Волго-Вятского округа по заявлению индивидуального  предпринимателя о признании  незаконным отказа федерального государственного учреждения в определении кадастровой стоимости земельного участка в процентном отношении к его рыночной стоимости постановлением от 14.01.2008 по делу N А43-1391/2007-38-54 установил: в рассматриваемом случае рыночная стоимость не может быть применена для определения кадастровой стоимости, поскольку нормативные акты в развитие положений п. 3 ст. 66 ЗК РФ не приняты и в законодательстве Российской Федерации не определено процентное соотношение кадастровой и рыночной стоимости.

Информация о работе Земельный налог: особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности ФЛ. Анализ суще