n="justify">
Принимая
во внимания интересы государства и
предпринимателей, определим теперь
те критерии, которые позволяют судить
об эффективности налоговой системы.
Они таковы:
- простота
(налог должен уметь рассчитать и уплатить
сам предприниматель) и незаметность (лучший
налог тот, которого не замечают);
- стабильность
и устойчивость (предприниматель не может
сам отслеживать изменения в законодательстве);
- синергизм – налоги
должны дополнять друг друга для достижения
продуктивного сосуществования;
- учет
не только фискального, но и прочих интересов
государства.10
Заключение
История
налогообложения насчитывает тысячелетия.
Но несмотря на это, во многих странах
система налогообложения является
несовершенной. В России, как известно,
самая низкая ставка налогообложения
в Европе с физических лиц (НДФЛ)
– 13 %. В некоторых странах она
доходит до 70 %. Однако налогообложение
предприятий зачастую «губит» их
деятельность. Причина этого не только
в несовершенстве системы налогообложения,
но и в некомпетентности, безответственности,
незаинтересованности и коррумпированности
ее кадров, отсутствие доступной и достоверной
информации о её работе, а также независимого
и постоянного контроля.
Итак,
мы выделили основные недостатки российской
налоговой системы:
- неясное определение
налоговой базы в законодательстве, множество
нормативных актов, поправок, разъяснений;
- множество
налогов, взимаемых с одной налоговой
базы, сложность распределения налоговых
поступлений по бюджетам различных уровней;
- отсутствие
прогрессивности в обложении прибыли,
доходов;
- нарушение
системы ценообразования путем исключения
отдельных субъектов или товаров из обложения
добавленной стоимости;
- множество
льгот и вычетов (в том числе индивидуальных),
облегчающих возможность уклонения от
налогов.
Дело
в том, что и сейчас по закону предприниматели
вынуждены платить несколько
обременительных видов налога, как
на свою прибыль, так и за наемных
работников.
Мнение
большинство представителей малого
бизнеса в России следующее: если выплачивать
все налоги в полном объеме, то малый бизнес становится
нерентабельным и убыточным. Тем более
это актуально для начинающих бизнесменов,
которые, выплачивая полностью все налоги,
не смогли бы справляться с высокой конкуренции,
характерной для малого бизнеса.
Однако
суть проблемы налогообложения лежит
несколько глубже, чем просто в большом
налоговом бремени предприятий. Российские
предприниматели зачастую подвергают
критике представителей государства,
чиновников всех уровней, налоговые и
другие ведомства, выражая свое недовольство
их работой, принимаемыми законодательными
актами. Часть представителей малого бизнеса
резко оценивают всю налоговую систему,
а именно механизмы взимания и распределения
(перераспределения) налогов. Налицо неявно
выраженная конфронтация малого бизнеса
и государства.
Таким
образом, государство пытается регулировать,
дорабатывать налоговое законодательство,
а предприниматели адаптируются,
минимизируют свои налоги, прибегая к
«серым» схемам, уходя в теневую
экономику.
Итак,
выделим основные проблемы налоговой
системы по отношению к малому
бизнесу:
- неразвитые
механизмы налогообложения и перераспределения
налогов;
- постоянно
изменяющееся налоговое законодательство
- сложность
и нечеткость принимаемых законов в области
налогообложения;
- большие размеры
взимаемых налогов;
- неразвитый
сервис организации работы налоговых
ведомств.
Что
касается положительных качеств
налогообложения малых предприятий,
то малый бизнес в отдельных видах деятельности
(инновационные технологии, наукоемкие
и высокотехнологичные отрасли) имеет
некоторые льготы по налогам. Но предприниматели
считают недостаточной государственную
поддержку малого бизнеса и требуют снизить
налоговое бремя для большинства молодых
предприятий (опыт работы которых не достиг
хотя бы трёх лет).
Политика
государства в связи с этим
должна быть направлена на создание налоговых
льгот, улучшение качества принимаемых
законов, удобство сервиса обслуживания
налоговых ведомств, подготовку квалифицированных
кадров. В совокупности с информационной
поддержкой малого бизнеса данные изменения
позволять значительной части предприятий
выйти из сектора теневой экономики,
наладить взаимоотношения и координировать
действия с исполнительной и законодательной
властью России.
Список
использованной литературы
- Налоговый
кодекс Российской Федерации; М.: ГроссМедиа,
2006.
- Налоговый
кодекс Российской Федерации часть вторая
от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ (в ред. От 8 ноября
2007 г. М.: ГроссМедиа, 2007.
- Федеральный
закон от 14.06.1995 N 88-фз (ред. От 22.08.2004) «О
государственной поддержке малого предпринимательства
в российской федерации»
(принят ГД ФС РФ 12.05.1995)
- Федеральный
закон «Об упрощенной
системе налогообложения, учета
и отчетности для субъектов
малого предпринимательства», подписанный
Президентом Российской Федерации 29 декабря
1995 г. N 222-ФЗ и опубликованный
в "Российской газете" 11 января 1996
г. N 5.
- Курс экономики:
учебник, под редакцией Б.А.Райзберга –
М.: ИНФРА-М, 1998 г., 720 с.
- Экономика
предприятия: Учебник/Под редакцией проф.
Н.А. Сафронова. -
М.: «Юристъ», 1998., 584 с.
- А.Д. Крутов, эксперт
Государственной Думы, руководитель Управления
по связям с общественностью партии "Развитие
предпринимательства" «Налогообложение малого
бизнеса. Проблемы и перспективы» Журнал
«Аудитор» № 11 2002г; опубликовано: 15 сентября
2005.
Источники
Интернет:
- http://bizguru.ru
большой портал о малом бизнесе
- http://cito-web.yspu.org
ЯГПУ, Центр информационных технологий
обучения. Глава 2. Финансовая политика.
Тема 6. Налоги и налоговая политика
- http://smallbusinesses.ru/content/15/
Центр информационной поддержки малого
бизнеса
- http://www.training-world.ru/
Бизнес-тренинги
- www.nalog.ru/ Федеральная
налоговая служба
- http://antireider.msk.ru/nalogi