Управление налоговой системой государства - основные понятия и цели

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотреть управление налоговой системы Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», изучение механизма управления налоговой системой РФ, выявление цели и задач управления налоговой системой, а также рассмотрение современного состояния налоговой системы России.

Содержание

Содержание

Введение...................................................................................................................4
1 Экономико-правовые основы налоговой системы............................................7
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства.................................7
1.2 Понятие и основные характеристики налоговых систем............................10
1.3 Правовые основы становления и развития налоговой системы.................12
2 Управление налоговой системой Российской Федерации.............................15
2.1 Механизм управления налоговой системой России....................................15
2.2 Цель и задачи управления налоговой системой...........................................21
2.3 Принципы организации налоговой системы................................................28
3 Современная налоговая система Российской Федерации..............................32
3.1 Проблемы реформирования налоговой системы.........................................32
3.2 Основные направления совершенствования налоговой системы России..34
Заключение.............................................................................................................40
Список использованных источников...................................................................42

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТИНО.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

     Задачи  налогового администрирования предопределяются налоговой политикой. Налоговое  администрирование как часть управления налоговой системой ставит самостоятельные, более конкретные задачи.

     Сегодня налоговыми отношениями занимается налоговое администрирование как постоянный процесс управления налогообложением. Поскольку общество в зависимости от уровня своего экономического развития и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную налоговую концепцию и оформляет ее законодательными и нормативными актами, то налоговое администрирование начинается с изменением законодательных форм.

     В последнее время говорят о  добросовестном налогоплательщике, имея в виду налоговые отношения. Следовательно, это означает, что можно говорить и о добросовестном налоговом инспекторе. Но мы понимаем, что коррупционная составляющая повышается и административное давление в новых налоговых законопроектах увеличивается. Призыв к добросовестности звучит некорректно в условиях, когда налог взимается в форме отчуждения и безвозмездно.

     Стабильность  налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы  компетенции центра и регионов при  принятии мер в области налоговой политики. Поэтому улучшение налогового администрирования будет происходить по нескольким направлениям, прежде всего это улучшение работы самих налоговых органов. Следует создать оптимальные структуры налоговых органов, специализированные налоговые инспекции, а также необходимо, чтобы налоговые органы качественно изменили взаимоотношения с налогоплательщиками. Для этого нужно более рационально организовать работу налоговых инспекций, свести к минимуму временные затраты налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовке и сдаче налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве. Как следствие, должен начаться процесс снижения издержек налогоплательщиков и государства на обеспечение функционирования налоговой системы.

     Сложившаяся система налогового администрирования, направленная на учет и жесткий контроль налогоплательщиков, уже не соответствует современным требованиям. Так, новая редакция статей Налогового кодекса Российской Федерации о налоговых проверках сохраняет возможность фактически превращать камеральные проверки в выездные, не устанавливает четкого механизма взаимодействия налогоплательщика и налогового органа в ходе контрольных мероприятий, допуская возможность злоупотреблений со стороны налоговиков. Поэтому главной составляющей налогового администрирования выступает налоговый контроль. Он должен быть настолько эффективен, чтобы противодействовать незаконному уклонению от налогообложения.

     Так же налоговое администрирование, прежде всего, должно быть эффективно. Это значит, что и для государства, и для налогоплательщиков взыскание и уплата налогов не должны быть затратными (обременительными).

     Для повышения конкурентоспособности  налоговой системы крайне важно, чтобы налоговое администрирование строилось исключительно на нормах закона.

     Сегодня большое значение имеет прописывание процедур проведения налоговых проверок непосредственно в Налоговом кодексе. Недопустимо, что налоговое администрирование фактически превращается в отдельный вид бизнеса, причем фактически теневой. Тем более опасно, когда в средства массовой информации попадают сведения о результатах проведенных проверок, которые даже еще не предъявлены налогоплательщику, а соответственно не оспорены и не проверены.

     Качество  налогового администрирования прежде всего отражается на характере взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Признавая необходимость развития услуг в области налогового консультирования, для построения отношений партнерства необходима разработка и законодательное утверждение процедуры согласования спорных или отсутствующих в действующем законодательстве положений. В самом общем виде данная процедура может состоять в следующем.

     1 Налогоплательщик посылает запрос  в налоговый орган на предварительное  разъяснение положений законодательства по налогам и сборам.

     2. Полученное разъяснение имеет определенную законом (НК РФ) юридическую силу.

     3. Учитывая содержание разъяснения, налогоплательщик либо строго следует ему и рассчитывает на правовую защиту при налоговых проверках, либо имеет право в судебном порядке оспорить его до наступления события (проведения операции или проверки налогового органа).

     Сейчас  Налоговый кодекс допускает официальные разъяснения финансовых и иных уполномоченных государственных органов, но эта процедура четко не прописана. В результате это положение либо не работает, либо способствует коррупции.

     Министерством финансов РФ было разработано и сейчас активно воплощается в жизнь предложение о создании специальных аудиторских подразделений в налоговых органах. Эти структуры будут выполнять две функции: осуществлять работу с возражениями и жалобами налогоплательщиков и предварительное рассмотрение актов проведенных налоговых проверок. Таким образом, эти подразделения будут выполнять роль своеобразных фильтров, осуществляющих первичную оценку и проверку обоснованности выдвинутых налоговых претензий. Достаточной объективности вряд ли удастся добиться только благодаря тому, что формирование таких подразделений будет входить в компетенцию вышестоящих налоговых органов. Причиной тому, в том числе, являются трудности обеспечения объективности вследствие «корпоративной солидарности».

     В совершенствовании налогового администрирования  заявлено несколько приоритетных направлений. Для начала следует существенно снизить налоговую нагрузку, далее обеспечить четкую регламентацию полномочий и действий налоговых органов и придерживаться ее. Особая задача налогового администрирования — обеспечить стабильность и предсказуемость российской налоговой системы. Налоговое администрирование должно не ужесточать, а постоянно улучшать систему налогообложения в России.

     Создание  справедливой налоговой системы  государства — это многоэтапный процесс, основанный на четко сформулированных целях и приоритетах в рамках пользующейся поддержкой общества последовательной государственной налоговой политики.

     Таким образом, эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальной налоговой системы, которая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Такая политика должна на длительную перспективу ориентировать налоговую систему на оптимальную налоговую нагрузку. Без улучшения налогового администрирования и контроля трудно рассчитывать на то, что будет развиваться конкуренция в стране.

     Проблемы  налогового администрирования необходимо решать при взаимодействии и диалоге исполнительных органов, институтов и организаций (прежде всего саморегулируемых) гражданского общества и научного сообщества. 

     2.2 Цель и задачи  управления налоговой  системой  

     Управление  налогообложением - комплексное понятие, включающее налоги как объект управления и налоги как инструмент. Исходя из этого, с одной стороны, это целенаправленная деятельность работников финансового и налогового аппаратов по управлению процессами формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов, образуемых главным образом за счет налогов, и контролю за этими процессами, а с другой - управление органами системы Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и т.д.

     Управление  налогообложением направлено на решение  общенациональных задач на макроуровне  и специфических задач - на микроуровне.

     К общенациональным задачам управления следует отнести:

  • образование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;
  • установление наиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;
  • составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов с использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации для принятия решений.

     Специфическими  задачами управления можно считать:

  • определение участия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджета;
  • разработку научно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателей налогооблагаемой базы;
  • осуществление контроля за налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, а также проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов [7].

     Общее управление налогами в России возложено  на высшие органы государственной власти - Президент РФ, Государственная  Дума РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство  РФ. Именно они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. В соответствии с Конституцией РФ Федеральное собрание РФ, как законодательный орган, рассматривает Законы о налогах, сборах и обязательных платежах.

     Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов иных обязательных платежей.

     В единую систему органов оперативного управления налогами входят Министерство финансов РФ и его органы на местах, Федеральная налоговая служба и  налоговые инспекции на местах, Федеральная  таможенная служба и таможни на местах.

     Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере федеральных органов исполнительной власти.

     Финансовые органы на местах занимаются конкретными вопросами налогообложения, а именно:

  • совместно с налоговыми инспекциями осуществляют ревизии юридических лиц;
  • принимают меры к укреплению налоговой дисциплины;
  • осуществляют контроль за нижестоящими финансовыми органами по выполнению ими своих налоговых обязательств;
  • составляют доходную часть своих бюджетов, получая при этом сведения от налоговых инспекций;
  • представляют налогоплательщиками отсрочки и рассрочки платежей по налогам с уведомлением о принятых решениях налоговых органов;
  • решают вопрос совместно с налоговыми органами о неприменении финансовых санкций к налогоплательщикам в случае задержки ими уплаты налогов;
  • получают сведения от налоговых органов о поступлении налоговых доходов в бюджет, а также другую информацию для регулирования бюджетного процесса.

     Федеральная налоговая служба является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

     Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • осуществляет контроль а надзор за: соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;
  • выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на: производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции; производство, хранение, поставку спиртосодержащей непищевой продукции; производство табачных изделий;
  • осуществляет: государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей в крестьянских (фермерских) хозяйств; установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих проборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;
  • регистрирует в установленном порядке: договоры коммерческой концессии; контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • ведет в установленном порядке: учет всех налогоплательщиков; государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство; сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство; реестр лицензий на производство табачных изделий; реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений; единый государственный реестр лотерей, и др.
  • бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
  • осуществляет в установленном законодательством РФ порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
  • принимает в установленном законодательством РФ порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
  • устанавливает (утверждает): форму налогового уведомления; форму требования об уплате налога; форму заявления о постановке на учет в налоговом органе; форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; форму и требования к составлению акта налоговой проверки; форму справки о полученных физическими лицами доходах и др.
  • осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических и физических лиц, фермерских хозяйств в установленной сфере деятельности;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  • обеспечивает мобилизационную подготовку центрального аппарата и территориальных органов налоговой службы;
  • организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных органов налоговой службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности налоговой службы;
  • взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  • проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федеральной налоговой службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

Информация о работе Управление налоговой системой государства - основные понятия и цели