Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 13:35, курсовая работа
Цель работы: изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств - важное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.
Введение…………………………………………….……………………...…….3
1. Сущность основных средств…………………...…………………....……5
1.1 Основные нормативные документы…..……..…………………..……5
1.2 Понятие основных средств…………….……………..………………..7
1.3 Классификация основных средств…………………...……………....10
1.4 Оценка основных средств…………………………..….……………..11
2. Учёт основных средств…………………………………..…..…………...14
2.1 Учёт наличия и движения основных средств…………..…………...14
2.2 Учёт амортизации основных средств…………………..……………25
2.3 Учёт затрат на ремонт (восстановление) основных средств…….....31
2.4Особенности учёта основных средств у арендодателя (лизингодателя)…………………………………………………………..………34
2.5 Инвентаризация и переоценка основных средств…………………..37
2.6 Выбытие основных средств………………………………………….43
3. Налог на имущество………………………………………………………47
Заключение…………………………………………………………………….51
Список используемой литературы……………………….……….………53
Инвентарным объектом средств является объект, которому присвоен инвентарный номер. Объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. В каче-стве объекта может выступать обособленный комплекс конструк-тивно сочлененных предметов, представляющих собой единое це-лое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Инвентарный номер сохраняется за объектом на весь период его нахождения в организации и не присваивается другим объек-там в течение пяти лет после его выбытия. В бухгалтерии на каж-дый объект или на группу однотипных объектов открывается ин-вентарная карточка, содержащая информацию о наименовании, стоимости и технико-эксплуатационных характеристиках объекта, дате принятия к учету и пр.
1.3 Классификация
основных средств
Можно выделить шесть
оснований для классификации:
- по натурально-вещественному
составу и выполняемым
- по отраслевой
принадлежности различают:
- по степени использования
в деятельности организации
- по имеющимся правам на объекты основных средств они подразделяются на следующие группы:
а) основные средства, при-надлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);
б) основные средства, находящиеся у органи-зации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;
в) основные средства, полученные организацией в аренду.
- по характеру
участия в производственном
- по назначению
основные средства
1.4 Оценка основных средств
Необходимое условие правильного учета основных средств -- единый принцип их оценки.
Оценка основных средств представляет собой денежное выражение стоимости, в которой они находят отражение в бухгалтерском учёте.
Различают три оценки основных средств: первоначальную, восстановительную и остаточную.
Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию на данном предприятии. По первоначальной стоимости объект учитывается в течение периода нахождения на предприятии.
Первоначальная стоимость определяется:
· По объектам, приобретённым за плату, - по сумме фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, за исключением НДС и других возмещаемых налогов;
· Для объектов, поступивших безвозмездно, - по текущей рыночной стоимости на дату их принятия к учёту;
· Для объектов, вносимых учредителями в счёт их вкладов в уставный капитал, - по денежной оценке, согласованной учредителями;
· Для объектов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, - по стоимости переданного или подлежащего передаче имущества исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно определяется стоимость аналогичных товаров (ценностей).Таким образом, способ оценки основного средства зависит от варианта поступления объекта на предприятие. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях их достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, а также в результате переоценки.
Принципы оценки основных средств одинаковы для всех предприятий независимо от форм собственности. Однако первоначальная стоимость основных средств может быть изменена при переоценке основных средств, достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.
Восстановительная стоимость (полная восстановительная стоимость) - стоимость аналогичных объектов основных средств в действующих условиях воспроизводства, т.е. стоимость всех затрат на приобретение (строительство) основных средств, включая затраты на транспортировку, установку и т.п. по действующим рыночным ценам и тарифам на определённую дату. С течением времени первоначальная стоимость отклоняется от восстановительной в силу различных причин: высокого уровня инфляции, удешевления производства, состояния рынка и пр. В том случае, когда величина отклонения становится существенной, первоначальная стоимость переоценивается и доводится до уровня восстановительной, что соответствует теории статистического баланса.
Остаточная стоимость основных средств - это первоначальная стоимость за вычетом суммы начисленной амортизации. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе. Аналогично полной восстановительной стоимости используется понятие остаточной восстановительной стоимости.
В учете особое значение придаётся формированию первоначальной стоимости основных средств, другими словами - капитализации расходов, принимаемых в учете как основные средства. При этом чем больше первоначальная стоимость амортизируемого объекта, тем больше величина прибыли.
Для исчисления первоначальной стоимости основных средств во всех случаях их поступления предназначен счёт 08 «Вложения во внеоборотные активы». По дебету этого счёта собираются затраты на приобретение, изготовление и сооружение основных средств, стоимость основных средств, оприходованных по другим вариантам поступления, а также расходы, связанные с подготовкой их к эксплуатации. В зависимости от вида основных средств и способа их поступления первоначальная стоимость объектов основных средств отражается на различных субсчетах.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств после ввода их в эксплуатацию, принятия к учёту на основе акта приёмки-передачи и других документов списывается с кредита счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счёта 01 «Основные средства» или счёта 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
2. Учёт основных средств
2.1 Учёт наличия и движения основных средств
Документальное оформление движения основных средств
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типо-выми формами первичной учетной документации.
Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвен-таризации, внутреннее перемещение.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначае-мая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на не-сколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.
В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.
После оформления акт приемки-передачи основных средств пере-дают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т.п.).
На основании этих документов бухгалтерия производит соответ-ствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.
Акт утверждает руководитель организации. При передаче основ-ных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для организации, сдающей, и организации, принимающей основные средства).
Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования. В акте указывают наименование обо-рудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается все-ми членами приемной комиссии. В случае невозможности произвес-ти качественную приемку оборудования при его поступлении на склад акт о приемке оборудования является предварительным, составлен-ным по наружному осмотру.
Передачу оборудования
монтажным организациям оформляют
актом приемки-передачи оборудования
в монтаж с указанием в нем
монтажной организации, наименования
и стоимости переданного обо-
На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испы-тания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах обо-рудования. В нем указывают по каждому наименованию оборудова-ния выявленные дефекты и мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.
Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модер-низации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтиро-ванных, реконструированных и модернизированных объектов. В акте указывают изменение в технической характеристике и перво-начальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модерни-зацией (стоимость выполненных работ -- по договору и фактичес-кую). Акт подписывают работник цеха (отдела), уполномоченный на приемку основных средств, и представитель цеха (предприятия), про-изводящего реконструкцию и модернизацию, после чего акт сдают в бухгалтерию организации, которая производит соответствующие за-писи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя орга-низация, акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру обеим сторонам).
Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (про-изводства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-пе-редачи основных средств. Акт-накладную выписывает в двух экзем-плярах работник цеха (отдела) сдатчика. Первый экземпляр с распис-кой получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи в ин-вентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.
Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранс-портных, оформляют актом на списание основных средств, а спи-сание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприце-па -- актом на списание автотранспортных средств.
В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.п.), полученных от лик-видации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.
Аналитический учет основных средств
Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные кар-точки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наиме-нование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее переме-щение и причину выбытия.
Информация о работе Учет основных средств. Налог на имущество