Транспортное налогообложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

Транспортный налог — региональный налог по Закону об основах налоговой системы и по НК РФ, взимаемый на основании гл. 28 НК РФ. Глава 28 НК РФ введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации».
Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Содержание

Введение
1. Элементы налогообложения транспортным налог
1.1. Налогоплательщики
1.2. Объект налогообложения
1.3. Налоговые льготы
1.4. Налоговая база
1.5. Налоговый период. Ставки налога
2. Налоговый учет, порядок исчисления и уплаты налога
2.1. Порядок исчисления и уплаты налога
2.2. Порядок и сроки уплаты налога
2.3. Налоговый учет транспортного налога в целях налогообложения прибыли предприятия
Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Транспортное налогообложение.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Указанные сведения представляются органами, осуществляющими  государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным приказом МНС РФ от 10 ноября 2002 г. N БГ-3-04/641 "Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств".

Сумма налога исчисляется  в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В случае регистрации  транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

При этом месяц  регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного  средства с регистрации принимается  за полный месяц. В случае регистрации  и снятия с регистрации транспортного  средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Исчисление  налога при помощи коэффициента осуществляется в следующих случаях:[8]

- при регистрации  (снятия с учета) транспортного средства;

- при замене  двигателя, если меняется его  мощность;

- при угоне  (краже) транспортного средства;

- при прекращении  действия доверенности, если налогоплательщиком  являлось лицо по доверенности;

- в случае  смерти физического лица, на которого зарегистрировано транспортное средство. 

 

2.2. Порядок  и сроки уплаты налога

 

В соответствии со ст.363 Налогового кодекса РФ уплата налога производится налогоплательщиками  по месту нахождения транспортных средств  в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Местонахождение транспортных средств определяется по месту их регистрации.

Как уже было рассмотрено в главе I настоящего издания, под порядком уплаты налога понимается способ уплаты налога: по окончании  налогового периода (единовременно или в несколько этапов) или с использованием авансовых платежей.

Следовательно, при определении порядка уплаты налога и сроков уплаты необходимо руководствоваться соответствующим  законом субъекта РФ.

Например, в  Свердловской области в соответствии с Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 г. N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" установлено:

"уплата транспортного  налога производится налогоплательщиками  разовой уплатой всей суммы налога по итогам налогового периода в следующие сроки:

Налогоплательщики-организации - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом;

Налогоплательщики - физические лица - не позднее 1 июля года, следующего за отчетным налоговым периодом".

Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту  нахождения транспортных средств налоговую  декларацию в срок, также установленный  законами субъектов РФ. Форма налоговой  декларации также утверждается законом субъекта РФ.

В случае если форма  налоговой декларации не утверждена законом субъекта РФ, то налогоплательщик - юридическое лицо обязано представить  в налоговый орган по месту  уплаты налога налоговую декларацию по форме, утвержденной приказом МНС РФ от 18 марта 2003 г. N БГ-3-21/125 в соответствии с п.3 ст.80 Налогового кодекса РФ.

Например, в  Свердловской области в соответствии с Законом Свердловской области  от 29 ноября 2002 г. N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного  налога на территории Свердловской области" установлено, что налогоплательщики-организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию до 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода. Указанное положение означает, что налоговое уведомление по уплате транспортного налога за 2003 год должно быть вручено налогоплательщику - физическому лицу не позднее 1 июня 2003 г. Поскольку налоговый период еще не закончился, то налог исчисляется на основании данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего года.

По окончании  налогового периода (при изменении  суммы налога, подлежащей уплате) физическому  лицу вручается новое налоговое  уведомление с указанием окончательной  суммы налога, подлежащей уплате по истечении налогового периода. 

 

2.3. Налоговый  учет  транспортного налога в целях налогообложения прибыли предприятия

Согласно подп.1 п.1 ст.264 НК РФ в прочие расходы, учитываемые  при налогообложении прибыли, включаются суммы налогов и сборов, начисленные  в установленном законодательством  РФ о налогах и сборах порядке. В соответствии со ст.17 Налогового кодекса РФ в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают порядок исчисления налога. Таким образом, в составе расходов могут быть учтены налоги и обязательные платежи, для которых законодательными актами предусмотрено данное положение (за исключением прямо предусмотренных в ст.270 НК РФ).[10]

Соответственно, транспортный налог, в общем случае, также включается в состав прочих расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. При этом не имеет значения, на каких счетах бухгалтерского учета по правилам бухгалтерского учета начисление данных налогов и сборов отражается.

Однако следует  учитывать и то обстоятельство, что в состав налогооблагаемых расходов налоги и иные обязательные платежи можно включать только в случае, если предприятие является надлежащим плательщиком этих налогов.

Например, у  предприятия документы по государственной  регистрации транспортных средств находятся в стадии оформления, однако оно все же уплачивает транспортный налог. В этом случае, как пояснялось выше, согласно главе 28 "Транспортный налог" НК РФ основанием для взимания транспортного налога является документ, удостоверяющий, что транспортное средство зарегистрировано на данное предприятие. Транспортный налог исчисляется, начиная с месяца государственной регистрации.

Следовательно, в период до получения документа, удостоверяющего государственную  регистрацию, предприятие не должно было уплачивать транспортный налог  и не может относить на расходы  суммы начисленного (уплаченного) налога.

Согласно п.1 ст.252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода и подпадающей под действие главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Соответственно, расходы, связанные с деятельностью, не подпадающей под действие главы 25 НК РФ, не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Таким образом, расходы в виде суммы транспортного  налога по транспортным средствам, используемым, к примеру, в деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не могут быть учтены при налогообложении прибыли организации.

Согласно п.2 ст.274 НК РФ налогоплательщик налога на прибыль обязан вести раздельный учет доходов и расходов по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

В большей степени  это относится, в частности, к  осуществлению деятельности, связанной  с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. Особенности определения налоговой базы по такой деятельности установлены в ст.275.1. НК РФ.

Таким образом, в случае, если транспортный налог  начисляется по транспортному средству, используемому, к примеру, в социально-культурной сфере предприятия, то в целях налогообложения прибыли он не может быть отнесен непосредственно к прочим расходам организации по подп.1 п.1 ст.264 НК РФ, так как должен быть учтен отдельно и будет включаться в расчет налогооблагаемой прибыли в порядке, предусмотренном ст.275.1. НК РФ.

На практике у предприятий часто возникает  ситуация, когда одно и то же транспортное средство используется для различных  видов деятельности. Соответственно, все расходы, связанные с использованием данного объекта, включая и сумму транспортного налога, не могут быть прямым путем отнесены к конкретному виду деятельности.

В этом случае главой 25 НК РФ предусмотрен следующий порядок.

Согласно п.1 ст.272, а также п.9 ст.274 Налогового кодекса РФ при применении метода начислений расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности в случае невозможности их разделения прямым счетом, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (принцип пропорционального отнесения неопределенных по виду деятельности расходов).[11]

При этом необходимо учитывать, что речь идет о тех расходах, которые можно считать относящимися с равными основаниями к нескольким конкретным видам деятельности. Соответственно и распределение в соответствующей доле данных расходов должно производиться только между этими видами деятельности. Если предприятие помимо них осуществляет еще какую-либо деятельность, к которой указанные выше расходы не могут быть отнесены ни прямым, ни косвенным путем, то и их распределение в качестве затрат по этой дополнительной деятельности будет необоснованным.

В первую очередь, данное обстоятельство влияет на порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль в том случае, если на одном предприятии осуществляются виды деятельности, подпадающие под общий порядок налогообложения по главе 25 Налогового кодекса РФ, под специальный порядок налогообложения по главе 25 Налогового кодекса РФ (например, ст.275.1 НК РФ) и не подпадающие под налогообложение прибыли в порядке применения главы 25 Налогового кодекса РФ (например, игорный бизнес, единый налог на вмененный доход). В зависимости от обоснованности распределения между такими видами деятельности каких-либо общих расходов (в том числе и транспортного налога по тем транспортным средствам, которые используются одновременно в нескольких видах деятельности) будет зависеть исчисление налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций.

Следует отметить еще один нюанс, связанный с исчислением  налога на прибыль относительно использования  транспортных средств.

Согласно п.2 ст.256 НК РФ некоторые виды амортизируемого  имущества в целях налогообложения прибыли организаций не подлежат амортизации. Например, имущество, приобретенное или созданное с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Тем не менее, транспортный налог по таким объектам должен быть исчислен в общем порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

В данной работе были рассмотрены основополагающие понятия налогообложения транспортным налогом. Были даны понятия налогоплательщика (субъекта налогообложения), объекта налогообложения, налоговые льготы, налогооблагаемая база, налоговый период и приведены примеры налоговых ставок.

Также в данной работе приводятся ссылки на конкретные статьи налогового кодекса и других нормативных документов, для наглядности и обоснованности приведенного материала. Изученные принципы налогообложения позволяют сформировать общую картину процедуры налогообложения.

Концептуальную  основу структуры процесса налогообложения  можно выразить следующим образом: лица признаваемые налогоплательщиками исчисляют налогооблагаемую базу с учетом объекта налогообложения и установленных законом льгот и исчисляют налог в соответствии с установленной ставкой налога.

 

В данной работе описаны сроки, а также порядок исчисления и уплаты транспортного налога, рассмотрены принципы налогового учета транспортного налога для целей гл. 25 НК РФ.

Данное описание процесса учета налога в целях  исчисления налога на прибыль предприятия  показывает связь транспортного  налога с другими налогами, применяемыми в Российской Федерации и его  место в системе налогов и  сборов. Следует особенно подчеркнуть значимость данного вида налогов, поскольку на сегодняшний день он является практически единственным налогом ставки, для которого устанавливаются в натуральном выражении в зависимости от объекта налогообложения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1.     Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 635с.

2.     Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2003 – 600с.

3.     Кударь Г.В.Себестоимость для целей налогообложения в 2002 г. – М.: Бератор – Пресс,  2002г.

4.     Кузнецов О. В. конспективный сборник налогов РФ. – М.: ИНФРА-М, 2002-120с.

5.     Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2001

6.     Налоговый кодекс РФ ( по состоянию на 15.10.2003г.)

7.     Закон «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.1991г. №2118-1.

8.     Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

9.     Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение к приказу МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59).

Информация о работе Транспортное налогообложение