Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 23:17, контрольная работа
Целью работы является решение задачи формирования представлений о феномене уклонения от налогов как формы экономического преступления. Для этого были поставлены следующие задачи:
1) изучить основные цели, задачи и функции налогообложения;
2) рассмотреть основные виды уклонений от уплаты налогов;
3) выявить последствия уклонения от налогов и предложить меры по снижению масштабов уклонения от налогов
4) проанализировать уклонение от налогообложения в России.
от налогов);
Введение…………………………………………………………..………………3
1. Сущность налогообложения………………………………………………….5
Цели и задачи налогообложения……………………………………..5
Социально-экономические последствия уклонения от налогов…....9
2. Уклонение от налогов как форма экономической преступности…………13
2.1 Виды уклонения от налогообложения………………………………13
2.2 Анализ уклонения от налогообложения в России………………….18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………...23
Кроме того, используются неэквивалентные обмены, при которых заключаются невыгодные контракты в пользу «сторонних» структур, заведомо и целенаправленно искажаются стоимостные пропорции. Для этого
активно применяются бартерные обмены и системы взаимозачетов, позволяющие продавать и покупать продукты и услуги по ценам выше или ниже их рыночной стоимости: используются системы пониженных транс-фертных цен, по которым реализуется продукция между предприятиями; выпускаются в обращение векселя с последующей игрой на разнице между их номинальной и рыночной ценой; обмениваются акции разной степени ликвидности; выдаются кредиты под заведомо завышенные проценты.
Например,
при предприятии создаются
На конец, при играх обмена могут использоваться преднамеренные санкции - наложение крупных штрафных санкций по договорам с заведомо невыполнимыми условиями; присвоение переданного в залог имущества в результате намеренного неисполнения контракта.
Большинство упомянутых схем базируется на следующих основных принципах:
-отделение предприятий, производящих добавленную стоимость, от реализации их продукции и от финансовых потоков посредством создания «сторонних» структур;
- разделение активов и пассивов производящих предприятий с последующим выводом активов в посреднические структуры и перекладыванием пассивов
на государство и кредиторов через практику неплатежей;
- использование официальной бухгалтерии на производящих предприятиях и двойной бухгалтерии в посреднических структурах с последующим уничтожением части документов.
Контуры управленческих структур могут иметь замкнутый и разомкнутый вид. В рамках замкнутого контура денежные потоки проходят по кругу и возвращаются на исходное предприятие, производящее добавленную стоимость. В этом случае деньги, уведенные из-под на-логообложения, превращаются в инвестиции. По оценкам экспертов, весомую долю зарубежных инвестиций в российскую экономику составляют именно отечественные ресурсы, ране е выведенные за рубеж и конвертиро-
ванные подобным образом.
В рамках разомкнутого контура ресурсы на производящие предприятия не возвращаются. Они укрываются на счетах фирм-посредников и вывозятся за рубеж, а далее либо вкладываются в другой бизнес, либо просто служат целям личного обогащения собственников.
В любой модели уход от налогов предполагает построение длинных цепочек фирм, затрудняющих возможность отслеживания финансовых потоков. При этом каждая операция в принципе легальна, но вся схема является незаконной.
Процесс уклонения от налогов имеет, как правило, ряд стадий. В определенном смысле «жизненный цикл» налогового правонарушения аналогичен «жизненному циклу» товара. На первом этапе налогоплательщик придумывает новую схему ухода от налогообложения. На втором - эта схема распространяется среди налогоплательщиков. Когда она становится известной налоговым органам, начинается третий этап, в ходе которого идет
поиск
противодействия данной схеме, выработка
форм и методов наиболее эффективного
выявления и пресечения налогового правонарушения.
Четвертый этап - активное и массовое противодействие
государственных органов нарушениям,
которые приводят к снижению их количества
и причиненного ущерба. На пятом этапе
равновесие между правонарушителями и
государственными органами устанавливается
на минимально возможном уровне.
2.2 Анализ
уклонения от налогообложения в России.
Уклонение от уплаты налогов стало нормой поведения многих хозяйствующих субъектов. В результате недостаточно финансируется общественный сектор хозяйства из-за сокращения поступления средств в государственный бюджет; нарушаются правила честной конкуренции; происходит получение выгод уклоняющимися от налогов; растет коррупция; капиталы, полученные в результате уклонения от налогов, уходят за рубеж.
Для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов важно выяснить, почему значительная часть налогоплательщиков делает выбор в его пользу, каковы причины уклонения от налогов.
По своей экономической
сущности налоги выступают в качестве
не столько принудительного
Во-первых, возникает проблема «безбилетника». Некоторые индивиды могут считать целесообразным уклоняться от уплаты налогов, надеясь на то, что их действия в составе большой группы налогоплательщиков останутся незамеченными и не повлияют на решение других об уплате налогов и, следовательно, не скажутся на количестве предоставляемых в распоряжение всех и каждого общественных благ.
Во-вторых, по техническим причинам принятие решений в больших группах на основе единогласия невозможно. Что же касается правила большинства, то оно создает объективные предпосылки для налоговой дискриминации и побуждает пострадавших налогоплательщиков к уклонению от участия в финансировании общественных расходов по соображениям и социальной справедливости, и экономической эффективности.
В переходных экономиках положение усугубляется такими типичными для них явлениями, как неэффективность демократических институтов, слабая защита собственности и контрактов, коррупция, проведение фискальной политики в пользу узких групп интересов, неадекватное регулирование предпринимательской деятельности. Поэтому в данных условиях естественной реакцией налогоплательщиков выступает оппортунистический тип поведения, при котором они воспринимают налоги как наказание и минимизируют участие в финансировании общественных товаров.
Предприниматели руководствуются не абстрактными сравнениями пользы государства и потерь от налогообложения, а вполне конкретными соображениями о величине риска: насколько сумма налога выше, чем санкции за уклонение от него. Если последствия уклонения не слишком тяжелы, а вероятность обнаружения невелика, то большинство предпринимателей предпочтет уйти от налогов или минимизировать их, воспользовавшись слабыми местами и противоречиями в налоговом законодательстве или в технике взимания налогов (не случайно на книжном рынке пользуются повышенным спросом книги о том, как «законными» методами уменьшить налоговые выплаты).
Таким образом, уклонению от налогов способствуют недостатки в законодательстве, безнаказанность его нарушения и слабость контроля. А распространенные утверждения, будто основная причина заключается в слишком высоких налогах, не вполне обоснованны. Хотя действительно существует предельный уровень налогообложения, который может привести к свертыванию экономической деятельности. Но в России, по крайней мере в торговле, он еще не достигнут. К тому же не факт, что если сделать налог минимальным (скажем, не 25%, а только 5%), то недобросовестные налогоплательщики не постараются платить еще меньше.
Рассматривая
мотивы уклонения от налогов, необходимо
остановиться на различиях между
«новыми русскими» и
Директора бывших советских предприятий быстро освоили опыт неуплаты налогов. Но директора пользовались защитой и помощью государства, у них были иные мотивы для неуплаты налогов. Например, предприятия ВПК страдают от отсутствия средств из-за резкого сокращения государственных закупок, а во многих случаях от неумения и нежелания быстро перестроить производство на выпуск конкурентоспособной, нужной
рынку и населению продукции. Многие управляющие разворовывают активы своих предприятий и ожидать от них расширения производства и, следовательно, увеличения налоговой базы наивно, если они сами не станут
собственниками
руководимых ими
Особая ситуация с естественными монополиями, которые платят или не платят налоги по договоренности с государством. Объясняется это тем, что не только они должны государству, но и оно им должно (за поставки
тепла,
электроэнергии государственным учреждениям,
за транспортные услуги, оказываемые по
решению властей).
Заключение:
Таким образом, улонение от налогов - это форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог.
В зависимости от законности действий предприятий и граждан, способы обхода налогов можно разделить на две группы: правомерные и неправомерные. К правомерным действиям относятся стратегии официального освобождения от налоговых платежей. К неправомерным -нелегальная деятельность и сокрытие легальной деятельности.
Объективные основания проблемы уклонения от уплаты налогов как социальной проблемы современного российского общества включают в себя финансово-экономический, экономико-административный, исторический и собственно социальный аспекты. Исходя из рассмотренных характеристик можно сделать вывод, что уклонение от уплаты налогов в современном российском обществе препятствует нормальному ходу расширенного воспроизводства, созданию условий для стабильного социального развития.
Уклонению
от налогов способствуют недостатки в
законодательстве, безнаказанность его
нарушения и слабость контроля. А распространенные
утверждения, будто основная причина заключается
в слишком высоких налогах, не вполне обоснованны.
Список
использованных источников:
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект , 2010.
2. Бекряшев А.К. Теневая экономика: Учебное пособие. – Омск: Омская академия МВД России, 2004.
3. Геллер Н.В. Сущность уголовно-правовой характеристики уклонения от уплаты налогов и сборов с физических лиц. // Материалы ежегодной научно-практической конференции, часть 4 - ОмЮИ, 2008.
4. Гусева Т. Недействительные сделки налогоплательщика как способ уклонения от налогообложения. // Юридический журнал « Хозяйство и право» № 3, 2007.
5. Латов Ю. В. , Ковалев С. Н. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. д. п. н., д. ю. н., проф. В. Я. Кикотя; д. э. н. , проф. Г. М. Казиахмедова. — М.: Норма, 2006.
6. Сидоренко В.Г. Понятие криминалистической характеристики уклонения от уплаты налогов с организаций. // Сборник статей. Выпуск 2. Екатеринбург. Издательство Уральского юридического института МВД России, 2004.
7. Ульянов М.В. Налоговая оптимизация и уклонение от уплаты налогов с организации. // Правоохранительные органы: теория и практика, № 2. Журнал Уральского юридического института МВД России, 2008 г.
8.
Филин М. Правовое регулирование налоговых
льгот и меры по борьбе с уклонением от
уплаты налогов. // Правовой журнал «Человек
и закон» № 4, ООО «РУС-КОР», 2010 г.