Сущность и причины уклонения от налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является решение задачи формирования представлений о феномене уклонения от налогов как формы экономического преступления. Для этого были поставлены следующие задачи:

1) изучить основные цели, задачи и функции налогообложения;

2) рассмотреть основные виды уклонений от уплаты налогов;

3) выявить последствия уклонения от налогов и предложить меры по снижению масштабов уклонения от налогов

4) проанализировать уклонение от налогообложения в России.

от налогов);

Содержание

Введение…………………………………………………………..………………3

1. Сущность налогообложения………………………………………………….5
Цели и задачи налогообложения……………………………………..5
Социально-экономические последствия уклонения от налогов…....9

2. Уклонение от налогов как форма экономической преступности…………13

2.1 Виды уклонения от налогообложения………………………………13

2.2 Анализ уклонения от налогообложения в России………………….18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованных источников…………………………………………...23

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 48.93 Кб (Скачать)

Неуплата  налогов значительно сокращает  доходную часть бюджета и, следовательно, возможности государства в решении  социально-экономических вопросов, финансировании здравоохранения, образования, науки, правоохранительной системы и т. д. Так, расходы бюджетов Российской Федерации на социально-культурные. Недостаточное финансирование таких значимых сфер жизни индивида и общества, одной из причин которого является уклонение от уплаты налогов, в свою очередь, приводит к стагнации процессов развития важнейших сфер жизнедеятельности индивидов, социальных групп, общества в целом.

      Необходимо  отметить, что количественная оценка проблемы уклонения от уплаты налогов  достаточно затруднительна, поскольку  нарушения налогового законодательства обладают высокой латентностью и поэтому официальные статистические данные зачастую не соответствуют действительности.

      В этом отношении не менее важными и показательными являются неколичественные характеристики проблемы, выражающиеся в разнообразии форм ухода от налогов.

      Масштабы  распространения уклонения от уплаты налогов позволяют говорить об общественной опасности проблемы: она оказывает негативное влияние на экономику, подрывает эффективность правительственных решений, расшатывает доверие населения

  Второй аспект проблемы уклонения от уплаты налогов, который мы обозначили как экономико-административный, характеризует косвенные издержки общества, связанные с тем, что наряду с экономическими мерами государственные, региональные и муниципальные органы власти используют административно-правовые способы борьбы с нарушителями налогового законодательства.

      Используемые  меры, однако, характеризуются существенными  недостатками и требуют существенного  изменения и совершенствования. К подобным недостаткам относятся  несогласованность во взаимодействии между органами налогового контроля и другими контролирующими и правоохранительными органами, а также между органами предварительного следствия и арбитражных судов.

      Кроме того, можно говорить и о несовершенстве самих форм и методов налогового контроля: сегодня типичными являются факты наложения излишних штрафных санкций налоговыми органами, незаконное привлечение к административной ответственности, безнаказанность нарушителей налогового законодательства. Во многих случаях документальные проверки проводятся неквалифицированно, поверхностно, их результаты оформляются некачественно, а возражения налогоплательщиков рассматриваются недостаточно внимательно и объективно.

      Третий  аспект проблемы уклонения от уплаты налогов - исторический - предполагает характеристику стадий ее развития. В отечественной литературе чаще всего выделяется два этапа становления налоговой системы: до принятия Налогового Кодекса Российской Федерации и после него. На первом этапе налоговое поведение участников социально-экономических отношений характеризовалось практически полной свободой, то есть отсутствием существенных («непреодолимых») законодательных ограничений. Одной из наиболее важных причин этого исследователи полагают политизацию налогообложения в советское время. Представления о налоге как средстве эксплуатации трудящихся, декларации о снижении роли налогов в социалистическом обществе и возможной отмене подоходного налога с населения и т. п. не могли обеспечить осознание значимости налогообложения советскими гражданами.

      Собственно  социальный аспект проблемы уклонения  от уплаты налогов связан прежде всего с пониманием налоговых отношений как социальных. Он складывается из следующих тенденций.

      Существующие  деформации в соотношениях налоговой  нагрузки и затрат на социальную сферу  нарушают каноны социальной справедливости в распределении и перераспределении созданных в обществе благ.

      В основе уклонения от уплаты налогов  лежит взаимодействие различных социальных групп: физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, налоговых инспекторов, представителей различных политических партий, органов государственной власти, общественных объединений и т. д.

      Важным  фактором уклонения от уплаты налогов  является специфическое отношение  общества и государства, выраженное в дисбалансе ожидания и действия.

      Наконец, масштабы и распространенность уклонения  от уплаты налогов способствуют формированию индивидуальной или групповой идентичности, не соответствующей декларируемым в государстве интересам и целям деятельности различных социальных групп.

      Таким образом, объективные основания  проблемы уклонения от уплаты налогов как социальной проблемы современного российского общества включают в себя финансово-экономический, экономико-административный, исторический и собственно социальный аспекты. Исходя из рассмотренных характеристик можно сделать вывод, что уклонение от уплаты налогов в современном российском обществе препятствует нормальному ходу расширенного воспроизводства, созданию условий для стабильного социального развития.

      Следовательно, по объективным характеристикам  его можно рассматривать как  социальную проблему.

      Субъективное  основание проблемы складывается из практик конструирования «проблемы» в средствах массовой информации, в политических дискуссиях, а также в научной среде. В современной российской науке и социально-экономической практике налоговые нарушения характеризуются через категориальный аппарат экономической и юридической наук, причиной чему является уже упоминаемая здесь непосредственная связь налогов с финансовой и законодательной системами государства. Сегодня именно в рамках данных научных дисциплин формируются задачи налогообложения, совершенствуются принципы и законодательное оформление налоговой системы, а также разрабатываются механизмы преодоления проблемы ухода от налогов, что, в свою очередь,

влияет  на практику управленческой деятельности области регулирования налоговых  отношений.

 

2. Уклонение от налогообложения как форма экономической преступности.

2.1  Виды уклонения от налогообложения. 

      Уклонение от налогов - это форма минимизации налоговых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следовательно, не уплачивает налог.

      В зависимости от законности действий предприятий и граждан, способы обхода налогов можно разделить на две группы: правомерные и неправомерные. К правомерным действиям относятся стратегии официального освобождения от налоговых платежей. К неправомерным -нелегальная деятельность и сокрытие легальной деятельности.

      Уклонение от налогов предполагает построение специфических моделей, в которых создаются многообразные схемы уклонения и ухода от налогообложения. Они опираются на три основные стратегии.

      Первая  стратегия связана с нелегальной хозяйственной деятельностью. Она реализуется в случае отказа от легализации деятельности (от регистрации предприятия, использования его расчетного счета) или сокрытия части производящих мощностей на легализованных предприятиях. Результаты этой деятельности, естественно, не поддаются налоговому учету.

      Вторая  стратегия - освобождение от налоговых платежей - воплощается в трех различных схемах. Использование льготных режимов налогообложения предусматривает либо освобождение от налоговых платежей (предприятия зарегистрированы в оффшорных зонах), либо предоставление официальных льгот (например, предприятия, где заняты инвалиды).

      Использование налоговых льгот предполагает возможность  создания простых схем уклонения  от налогов. Примером такой схемы является возможность пользования льготой по налогу на прибыль, предоставляемой некоторыми субъектами Российской Федерации, лицам при перечислении средств на благотворительные цели. Суть льготы заключается в уменьшении суммы налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, на величину фактически произведенных затрат в случае перечисления этой суммы, например, на поддержку детских спортивных сооружений, лечение инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию.

      После перечисления спонсорских средств, засчитываемых как часть налога на прибыль, часть средств (от 15 до70%) возвращается инвестору в виде наличных денежных средств. Для этого организация, которой перечисляются средства, завышает затраты, произведенные на благотворительную целевую деятельность.

      Освободиться  от части или от всех налоговых обязательств можно также в результате политического торга с полномочными представителями власти. При этом в качестве аргументов в борьбе за предоставление налоговых льгот ссылаются на особую роль предприятия для всей страны или конкретного региона (стратегический характер продукции, обеспечение занятости, реализация социальных программ).

Наконец, средством  избежать налоговых отчислений

являются  искусственные неплатежи или задержки платежей налогов. Они сопровождаются ссылками на «объективные обстоятельства» - нарушения обязательств со стороны деловых партнеров, отсутствие средств на расчетном счете. С этой точки зрения важная часть деловой стратегии состоит в том, чтобы деньги не задерживались на расчетном счете и находились в постоянном движении. В противном случае они могут быть списаны па покрытие задолженностей по налогам.

      Ссылка  на то, что на рублевых счетах предприятия нет денег (хотя на валютных счетах их было достаточно), еще недавно была излюбленным способом ухода от налогов. Сейчас налоговые органы получили право в та-

ком случае взыскивать в бесспорном порядке недоимки, а также пени за задержку их уплаты с текущих валютных счетов — по курсу, действующему на дату выставления инкассового поручения (распоряжения) на списание средств.

      Третья  стратегия является самой распространенной. Она базируется на схемах сокрытия результатов легальной деятельности.

      Коррупционные соглашения - самая «простая» из схем. Она предполагает прямой подкуп представителей налоговых служб или представителей вышестоящих органов государственной власти, которые могут оказать давление на фискальные органы.

      Институциональные фикции - это метод, основанный на организации псевдопредприятий («предприятия на бумаге» или «предприятия -однодневки», действующие в пределах трех месяцев) . Через них осуществляется обналичивание денежных средств, минуя уплату налогов. Затем они исчезают, не дожидаясь проверок со стороны налоговых органов и не сдавая бухгалтерского баланса.

      Подобным  исчезающим предприятиям выдаются кредиты, на их счета оформляется предоплата. В исчезающие банки, которые фактически прекратили свою деятельность, переводятся налоговые платежи. Во всех этих случаях вполне можно обойтись и без взяток, оплачивая лишь издержки создания и деятельности фиктивных экономических институтов.

      Игры  обмена позволяют уводить в тень часть финансовых потоков и имущества, балансируя на грани законных и незаконных действий. Так, при фиктивных операциях финансовые документы отражают несуществующее движение продуктов и услуг между предприятием и посредником или подставной фирмой. Например, переводятся деньги за продукцию, которую никто не собирался поставлять, заказываются мнимые маркетинговые услуги, осуществляется лжеэкспорт, позволяющий вернуть налог на добавленную стоимость, выплачиваются премии по договорам страхования «от насморка».

      Многие  руководители предприятий используют статус частного предпринимателя без  образования юридического лица для  существенного сокращения выплачиваемых  налогов путем получения льгот, предоставлен-

ных Федеральным законом для субъектов малого предпринимательства.  Другим примером уклонения от налогов при фиктивных операциях на грани законных и незаконных действий может быть ситуация, когда тури-стическая компания для обеспечения своей основной деятельности покупает несколько автобусов, однако оформляет их в частную собственность родственников учредителей фирмы, которые, в свою очередь, выписывают доверенность на управление автобусами нанятым водителям и при этом с туристической фирмой заключают договоры о сдаче в аренду данных транспортных средств. В итоге транспортные средства на баланс фирмы не ставятся и налоги не уплачиваются.

      Следует отметить, что больше всего нарушений  приходится не на сами схемы оптимизации (как правило, юридически они построены грамотно), а на сопроводительные условия данной схемы. Например, использование льгот, предоставляемых малым предприятиям, довольно часто сопровождается фальсификацией количества работников организации. Наличие фальсификации автоматически делает такую схему нелегитимной.

Информация о работе Сущность и причины уклонения от налогов