Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:18, реферат
Задачей настоящей работы ставится рассмотрение сущности, особенностей российского налогового законодательства, а также определение его роли в регулировании фискальных отношений.
Также, в первой главе работы рассматриваются общетеоретические вопросы налогового законодательства. Изученность данных вопросов у российских авторов достаточно велика, в то время как развитие законодательства о налогах не рассматривает практически никто, за исключением А.В. Брызгалина.
Введение
Глава 1. Сущность и особенности налогового законодательства в Российской Федерации
1.1 Понятия налога и налогового законодательства
1.2 Сущность и особенности налогового законодательства в Российской Федерации
Глава 2. Роль налогового законодательства в регулировании фискальных отношений
Заключение
Библиография
- федеральное законодательство о налогах и сборах (состоящее из Налогового кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов о налогах и сборах);
- региональное законодательство о налогах и сборах (состоящее из законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации).
Федеральное законодательство о налогах и сборах, или, как оно именуется в Налоговом кодексе, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из:
• Налогового кодекса Российской Федерации;
• принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
К федеральным законам о налогах и сборах, принятым в соответствии с Налоговым кодексом, относятся:
• федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации, действующие в настоящее время в части, не противоречащей Налоговому кодексу;
• федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Так, к федеральным законам, принятым до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации, относятся Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (от 21 марта 1991 г.), положения ряда статей Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27 декабря 1991 г.) и ряд других.
Региональное законодательство о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом. К таким региональным законам относятся законы субъектов Российской Федерации, вводящие на территории этих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги и сборы.
Нормативные акты органов местного самоуправления принимаются представительными органами власти. Также в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации к таким местным актам относятся акты представительных органов местного самоуправления (законодательных собраний, советов представителей и т.п.), вводящие на территории соответствующих муниципальных образований установленные федеральным законодательством местные налоги и сборы.
Ключевое место в системе налогового законодательства на сегодняшнем этапе реформ занимает Налоговый кодекс Российской Федерации. В нем определены принципы построения, структура и общий механизм функционирования налоговой системы, установлены федеральные, региональные и местные налоги и сборы, порядок их исчисления и взимания, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов и другие общие положения.
Следует учитывать, что поскольку после принятия Конституции Российской Федерации подзаконные акты не включаются в объем понятия «законодательство», Налоговый кодекс Российской Федерации также не включает подзаконные нормативные акты в состав законодательства о налогах и сборах, указывая на то, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти по вопросам, связанным с налогообложением, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Одной из особенностей налогового законодательства Российской Федерации является то, что нормы, так или иначе регулирующие общественные отношения, могут содержаться не только в специальных налоговых законах, но и в других, не являющихся таковыми, законах, содержащих нормы финансового права. Так, например, в ст. 54 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. «О Федеральном бюджете на 1997 год» было указано, что впредь, до внесения соответствующих изменений в Закон «О дорожных фондах в Российской Федерации» устанавливаются новые ставки налога на пользователей автомобильных дорог и некоторые другие элементы этих платежей. И хотя вопросы взимания налогов вообще и налогов в дорожные фонды, в частности, бюджетным правом не регулируются, данная норма в 1997 году действовала.
Если
исходить из содержания термина «налоговое
законодательство»
Глава
2. Роль налогового законодательства
в упорядочении фискальных
отношений
Для того, чтобы определить и оценить роль налогового законодательства в регулировании и упорядочении фискальных отношений государства, в первую очередь следует рассмотреть основные аспекты возникновения и реализации фискальных отношений.
Фискальные отношения - это составляющая системы финансовых отношений, в рамках которой такие финансовые категории, как налоги и государственные расходы рассматриваются с точки зрения их способности регулировать процесс воспроизводства. Возникают такие отношения между экономическими агентами и государством в ходе государственного регулирования экономики. Основой для существования фискальных отношений являются государственные финансы.
Фискальная
политика – это финансовая политика
государства, это система, включающая
в себя общественные публичные отношения,
связанные с направлениями
Таким образом, исходя из определения фискальной политики и фискальных отношений, мы можем сделать вывод: налоговое законодательство в упорядочении фискальных отношений выполняет роль регулятора, способного контролировать процессы формирования и мобилизации финансовых ресурсов государства. Также налоговое законодательство путем соответствующих предписаний составляет нормативно-правовую базу для деятельности экономических агентов и государства в ходе реализации фискальных отношений.
Недаром,
одна из основных, (а также исторически
она является и наиболее древней)
функций налогообложения –
Роль налогового законодательства в фискальных отношениях можно рассмотреть на примере нормативно-правовых актов, содержащих предписания для осуществления налогового контроля и применения налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. В данной ситуации, налоговое законодательство создает условия, необходимые для реализации фискальных отношений, контролируя процесс поступления налогов, а также ответственность за нарушение этого процесса.
Проще
говоря, налоговое законодательство
является основным источником, регулирующим
сбор налогов в пользу государства, а налоги
в свою очередь, наряду с государственными
расходами являются главным предметом
фискальных отношений.
Заключение
Рассмотрев основные принципы реализации российского налогового законодательства в настоящий момент времени, хотелось бы отметить следующее.
Налоговое законодательство в РФ от начала налоговой реформы до настоящего момента времени является ключевым источником налогового права, реализуя его через законы и подзаконные акты как на уровне местного самоуправления, так и на федеральном уровне.
Безусловно, сейчас, несмотря на длительный путь к рыночной экономике, налоговое законодательство имеет ряд трудностей и недостатков, имея для этого ряд объективных и субъективных причин. Это связано как с национальными, культурными и географическими особенностями России, так и с отсутствием опыта налогообложения и некомпетентностью многих государственных чиновников.
Говоря о налоговом
Несмотря на препятствия, в российском налоговом законодательстве наблюдаются постепенные улучшения. Хочется верить, что создание прогрессивной налоговой системы позволит усовершенствовать и упросить процесс налогообложения и сформировать определенное позитивное отношение к уплате налогов со стороны населения.
Также
хотелось бы верить, что с привнесением
изменений в налоговое
Библиография
Налоговый кодекс РФ
Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
Налоги и налоговое право. Учеб. пособие / Под ред. Брызгалина А.В. - М.: "Аналитика-пресс", 2003. - 600 с.
Налоги, сборы, пошлины России: Справочник / Д.Г. Черник, В.А. Павлов, Д.А. Селиверстов. - М.: Машиностроение, 2002. - 640 с.
Налоги. Учеб. пособие / Под ред. Черника Д.Г., М.: Финансы и статистика, 2005. - 687 с.
Основы налогового права / Под ред. Пепеляева С. М.: Инвест. Фонд, 2004. - 270
Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа Норма-ИНФРА-М, 2004. - С.271.
Покачалова Е. Налоги, их понятия и роль. Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 2003. - 301 с.
Химичева Н. Система и источники финансового права. Учебник. - М.: Изд. БЕК, 2004. - 248 с.
Налоги. Учеб. пособие / Под ред. Черника Д.Г., М.: Финансы и статистика, 2003. - С.4
Гуреев В. Налоговое право. - М. Экономика. 2004. - С.97.
Основы налогового права / Под ред. Пепеляева С.М.: Инвест. Фонд, 2004. - С.75.
Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа Норма - ИНФРА-М, 2004. - С.5.
Покачалова Е. Налоги, их понятия и роль. Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 2003. - С.225.
Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. Лазарева В.В. М.: Юрист, 2003. - С.170.
Аксенов И.О. Полномочия Правительства РФ в сфере налогообложения. "Законодательство". 2004, № 1. - С.27.
Павлова Л.П., Ефремов А.В. Налоговая реформа и создание эффективной налоговой системы в России. // Налоговый вестник. - 2004, № 11. - С.6.