Сущность и особенности налогового законодательства в РФ и его значение в упорядочении фискальных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:18, реферат

Описание работы

Задачей настоящей работы ставится рассмотрение сущности, особенностей российского налогового законодательства, а также определение его роли в регулировании фискальных отношений.
Также, в первой главе работы рассматриваются общетеоретические вопросы налогового законодательства. Изученность данных вопросов у российских авторов достаточно велика, в то время как развитие законодательства о налогах не рассматривает практически никто, за исключением А.В. Брызгалина.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и особенности налогового законодательства в Российской Федерации
1.1 Понятия налога и налогового законодательства
1.2 Сущность и особенности налогового законодательства в Российской Федерации
Глава 2. Роль налогового законодательства в регулировании фискальных отношений
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Сущность и особенности налогового законодательства.docx

— 31.80 Кб (Скачать)

    - федеральное законодательство о налогах и сборах (состоящее из Налогового кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов о налогах и сборах);

    - региональное законодательство о налогах и сборах (состоящее из законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации).

        Федеральное законодательство о налогах и сборах, или, как оно именуется в Налоговом кодексе, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из:

    • Налогового кодекса Российской Федерации;

    • принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

        К федеральным законам о налогах и сборах, принятым в соответствии с Налоговым кодексом, относятся:

    • федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации, действующие в настоящее время в части, не противоречащей Налоговому кодексу;

    • федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

        Так, к федеральным законам, принятым до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации, относятся Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (от 21 марта 1991 г.), положения ряда статей Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27 декабря 1991 г.) и ряд других.

        Региональное  законодательство о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом. К таким региональным законам относятся законы субъектов Российской Федерации, вводящие на территории этих субъектов установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги и сборы.

        Нормативные акты органов местного самоуправления принимаются представительными органами власти. Также в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации к таким местным актам относятся акты представительных органов местного самоуправления (законодательных собраний, советов представителей и т.п.), вводящие на территории соответствующих муниципальных образований установленные федеральным законодательством местные налоги и сборы.

        Ключевое место в системе налогового законодательства на сегодняшнем этапе реформ занимает Налоговый кодекс Российской Федерации. В нем определены принципы построения, структура и общий механизм функционирования налоговой системы, установлены федеральные, региональные и местные налоги и сборы, порядок их исчисления и взимания, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов и другие общие положения.

        Следует учитывать, что поскольку после  принятия Конституции Российской Федерации подзаконные акты не включаются в объем понятия «законодательство», Налоговый кодекс Российской Федерации также не включает подзаконные нормативные акты в состав законодательства о налогах и сборах, указывая на то, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти по вопросам, связанным с налогообложением, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

        Одной из особенностей налогового законодательства Российской Федерации является то, что нормы, так или иначе регулирующие общественные отношения, могут содержаться не только в специальных налоговых законах, но и в других, не являющихся таковыми, законах, содержащих нормы финансового права. Так, например, в ст. 54 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. «О Федеральном бюджете на 1997 год» было указано, что впредь, до внесения соответствующих изменений в Закон «О дорожных фондах в Российской Федерации» устанавливаются новые ставки налога на пользователей автомобильных дорог и некоторые другие элементы этих платежей. И хотя вопросы взимания налогов вообще и налогов в дорожные фонды, в частности, бюджетным правом не регулируются, данная норма в 1997 году действовала.

        Если  исходить из содержания термина «налоговое законодательство» существующего  в большинстве зарубежных стран, то следовало бы данным термином охватывать только федеральные законы, законы законодательных органов субъектов  федерации и соответствующие  акты органов местного самоуправления. В России дело обстоит иначе, так  как нередко подзаконные нормативные  акты, наряду с законами, имеют большое  значение в правовом регулировании  вопросов налогообложения и должны включаться в систему налогового законодательства. Это также можно отнести к особенностям современного налогового законодательства в РФ. 

 

    Глава 2. Роль налогового законодательства в упорядочении фискальных отношений 

        Для того, чтобы определить и оценить  роль налогового законодательства в  регулировании и упорядочении фискальных отношений государства, в первую очередь следует рассмотреть основные аспекты возникновения и реализации фискальных отношений.

        Фискальные  отношения - это составляющая системы  финансовых отношений, в рамках которой  такие финансовые категории, как  налоги и государственные расходы  рассматриваются с точки зрения их способности регулировать процесс  воспроизводства. Возникают такие  отношения между экономическими агентами и государством в ходе государственного регулирования экономики. Основой  для существования фискальных отношений  являются государственные финансы.

        Фискальная  политика – это финансовая политика государства, это система, включающая в себя общественные публичные отношения,  связанные с направлениями получения  доходов государства, целями и статьями расходов.

        Таким образом, исходя из определения фискальной политики и фискальных отношений, мы можем сделать вывод: налоговое  законодательство в упорядочении фискальных отношений выполняет роль регулятора,  способного контролировать процессы формирования и  мобилизации финансовых ресурсов государства. Также налоговое законодательство путем соответствующих предписаний составляет нормативно-правовую  базу для деятельности экономических агентов и государства в ходе реализации фискальных отношений.

        Недаром, одна из основных, (а  также исторически  она является и  наиболее древней) функций налогообложения – фискальная функция.

        Роль  налогового  законодательства  в  фискальных отношениях можно рассмотреть  на примере нормативно-правовых актов, содержащих предписания для осуществления  налогового контроля и применения налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов.  В данной ситуации, налоговое законодательство создает условия, необходимые для реализации фискальных отношений, контролируя процесс поступления налогов, а также ответственность за нарушение этого процесса.

        Проще говоря, налоговое законодательство является основным источником, регулирующим сбор налогов в пользу государства, а налоги в свою очередь,  наряду с государственными расходами являются главным предметом фискальных отношений. 
     

 

    Заключение 

        Рассмотрев основные принципы реализации российского налогового законодательства в настоящий момент времени, хотелось бы отметить следующее.

        Налоговое законодательство в РФ от начала налоговой  реформы  до настоящего момента времени  является ключевым источником налогового права, реализуя его через законы и подзаконные акты как на уровне местного самоуправления, так и на федеральном уровне.

    Безусловно,  сейчас, несмотря на длительный путь к рыночной экономике,  налоговое законодательство имеет ряд трудностей  и недостатков, имея для этого ряд объективных и субъективных причин. Это связано как с национальными, культурными и географическими особенностями России, так и с отсутствием опыта налогообложения и некомпетентностью многих государственных чиновников.

          Говоря о налоговом законодательстве, хочу заметить, настоящее налоговое  законодательство России должно совершенствоваться по следующим стратегическим направлениям:

    1. ее упрощение;
    2. сокращение числа налоговых льгот;
    3. отказ предпринимателей от теневой хозяйственной деятельности.

        Несмотря  на препятствия, в российском налоговом  законодательстве наблюдаются постепенные улучшения. Хочется верить, что создание прогрессивной налоговой системы позволит усовершенствовать и упросить процесс налогообложения и сформировать определенное позитивное отношение к уплате налогов со стороны населения.

        Также хотелось бы верить, что с привнесением изменений в налоговое законодательство РФ, в российском налогообложении будет достигнут баланс между интересами государства, общества и гражданина, что несомненно  будет являться большим шагом для развития налогового права в Российской Федерации. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Библиография 

    Налоговый кодекс РФ

    Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

    Налоги и налоговое  право. Учеб. пособие / Под ред. Брызгалина А.В. - М.: "Аналитика-пресс", 2003. - 600 с.

    Налоги, сборы, пошлины  России: Справочник / Д.Г. Черник, В.А. Павлов, Д.А. Селиверстов. - М.: Машиностроение, 2002. - 640 с.

    Налоги. Учеб. пособие / Под ред. Черника Д.Г., М.: Финансы  и статистика, 2005. - 687 с.

    Основы налогового права / Под ред. Пепеляева С. М.: Инвест. Фонд, 2004. - 270

    Петрова Г.В. Налоговое  право. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа Норма-ИНФРА-М, 2004. - С.271.

    Покачалова Е. Налоги, их понятия и роль. Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 2003. - 301 с.

    Химичева Н. Система  и источники финансового права. Учебник. - М.: Изд. БЕК, 2004. - 248 с.

    Налоги. Учеб. пособие / Под ред. Черника Д.Г., М.: Финансы  и статистика, 2003. - С.4

    Гуреев В. Налоговое  право. - М. Экономика. 2004. - С.97.

    Основы налогового права / Под ред. Пепеляева С.М.: Инвест. Фонд, 2004. - С.75.

    Петрова Г.В. Налоговое  право. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа Норма - ИНФРА-М, 2004. - С.5.

    Покачалова Е. Налоги, их понятия и роль. Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 2003. - С.225.

    Общая теория права  и государства. Учебник / Под ред. Лазарева В.В. М.: Юрист, 2003. - С.170.

    Аксенов И.О. Полномочия Правительства РФ в сфере налогообложения. "Законодательство". 2004, № 1. - С.27.

    Павлова Л.П., Ефремов  А.В. Налоговая реформа и создание эффективной налоговой системы  в России. // Налоговый вестник. - 2004, № 11. - С.6.

Информация о работе Сущность и особенности налогового законодательства в РФ и его значение в упорядочении фискальных отношений