Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:18, реферат
Задачей настоящей работы ставится рассмотрение сущности, особенностей российского налогового законодательства, а также определение его роли в регулировании фискальных отношений.
Также, в первой главе работы рассматриваются общетеоретические вопросы налогового законодательства. Изученность данных вопросов у российских авторов достаточно велика, в то время как развитие законодательства о налогах не рассматривает практически никто, за исключением А.В. Брызгалина.
Введение
Глава 1. Сущность и особенности налогового законодательства в Российской Федерации
1.1 Понятия налога и налогового законодательства
1.2 Сущность и особенности налогового законодательства в Российской Федерации
Глава 2. Роль налогового законодательства в регулировании фискальных отношений
Заключение
Библиография
Калининградский торгово – экономический колледж – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при
Президенте
РФ
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
"Налоговое право"
Тема: "Сущность и особенности налогового законодательства
в РФ и его значение в упорядочении фискальных
отношений".
Калининград
2011
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и особенности налогового законодательства в Российской Федерации
1.1 Понятия налога и налогового законодательства
1.2 Сущность и особенности налогового законодательства в Российской Федерации
Глава
2. Роль налогового законодательства в регулировании фискальных
отношений
Заключение
Библиография
Введение
На современном этапе развития российской экономики становятся все более актуальными проблемы налогообложения. Новые реалии российского государственного строительства требуют серьезного осмысления сущности налогового права. Современное налоговое законодательство является одной из важнейших отраслей российского законодательства и направлено на правовое обеспечение формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Налоговая реформа является одной из важнейших сфер российских экономических преобразований. Причина этого проста - государственное управление в области налогов является прямым способом воздействия практически на все сферы экономической деятельности. Государственная власть использует налоги как в фискальных, так и в регулирующих целях. Обе эти сферы, безусловно, в равной степени важны в период переходной к рыночной экономике.
Взимание налогов, по сути, является перераспределением собственности в пользу государства для выполнения им собственных задач и функций. При этом власть императивным путем изымает частную собственность, поэтому необходима подробная регламентация такой деятельности и неукоснительное соблюдение налоговых норм. Единообразное исполнение норм налогового законодательства обеспечивает нормальное формирование государственных доходов.
Задачей настоящей работы ставится рассмотрение сущности, особенностей российского налогового законодательства, а также определение его роли в регулировании фискальных отношений.
Также, в первой главе работы рассматриваются общетеоретические вопросы налогового законодательства. Изученность данных вопросов у российских авторов достаточно велика, в то время как развитие законодательства о налогах не рассматривает практически никто, за исключением А.В. Брызгалина.
При
подготовке данной работы были использованы
теоретические труды А.В. Брызгалина, Л.
Вороновой, Н. Химичевой, Ю.А. Крохиной,
С.Н. Пепеляева, статьи других авторов,
затрагивающие рассматриваемую тему,
а также нормативно – правовые акты, регулирующие
налоговые отношения.
Глава 1.
Сущность и особенности
налогового законодательства
в России
1.1
Понятия налога
и налогового законодательства
Приступая к исследованию сущности и особенностей налогового законодательства, следует, прежде всего, обратить внимание на его теоретические аспекты. Реализация налогового законодательства на практике тесно связана с теоретическими оценками его реализации, так как трудно себе представить практику без теории и наоборот. Для изучения сущности и выделения особенностей налогового законодательства необходимо определиться в понятиях налогового права и налогового законодательства, а также дать определение понятия налога.
В
специальной юридической
Отношение к налогам в различные этапы развития человечества зачастую приобретало столь негативный оттенок по той причине, что государство регулировало и регулирует эту сферу жизнедеятельности административно - командными методами, самостоятельно определяя, какой налог, в каком размере и в какие сроки необходимо выплачивать, в случае неуплаты оставляет за собой право силового принуждения. В противоположность Фоме Аквинскому, считавшему налоги признаком неволи, один из основоположников теории налогообложения Адам Смит, говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, есть признак не рабства, а свободы.
Современные авторы также разнятся в определениях понятия "налог", и, видимо, проблема заключается в том, что налог как категория комплексная, имеет как экономическое, так и юридическое значение. Несмотря на явные различия во мнениях, большинство авторов, однако, выделяют следующие его составляющие:
1. обязательность и принудительность налога;
2. адресность
налога (внесение в бюджет или
в соответствующий
3. законность его установления.
Кроме
того, поскольку налог может
Таким образом, сравнивая у различных авторов понятие налога, можно определить налог как «обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или в указанный законодательством внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками (юридическими и физическими лицами) в порядке и на условиях, регламентируемых налоговым законодательством». Легальное определение налога, данное в п.1 ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации, содержит в себе также цель взимания налога - финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налог, в том смысле, в котором он был рассмотрен выше, включает в себя понятие сбора, обязательного взноса, взимаемого с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)1. Несмотря на то, что сбор, в отличие от налога, является возмездным платежом, но и он используется государством для формирования собственных доходов, а следовательно, имеет ту же правовую природу, что и налог. К этой же категории относится и государственная пошлина, которая является платой за оказание плательщику каких-либо услуг.
При более детальном рассмотрении налога, можно выделить следующие его признаки:
- законность установления и введения;
- обязательность
налоговых платежей и
- безвозмездность;
- отчуждение собственности при уплате;
- абстрактность налоговых платежей;
- внесение платежей в бюджет или во внебюджетный фонд;
- обезличивание платежей при поступлении в бюджет или во внебюджетный фонд.
Все
вышеуказанные теоретические
Налоговое право кратко можно определить как совокупность, систему финансово-правовых норм, составляющих часть института отрасли финансового права "государственные доходы" и регулирующих общественные отношения по налогообложению.
Давая же определение понятия налогового законодательства, необходимо отметить, что большинство авторов не рассматривают детально содержание этого термина. Чаще всего ими дается лишь его общее определение, такое, например, как "система законов и иных нормативных актов, регулирующих налоговую сферу государства".
Представляется,
что законодательство, как совокупность
источников права, включает в себя не
только законы федерального уровня, но
и законы субъектов федерации, а также
иные подзаконные акты, с помощью которых
осуществляется правовое регулирование
определенной сферы общественных отношений.
Принятие подзаконных актов - уже вторичный
1
пункт 2 статьи 8 Налогового
кодекса РФ
процесс, здесь, в основном, в форме конкретизации реализуется право, выраженное в законах. Хотя, конечно же, жизнь дает нам примеры того, как в подзаконных актах формулируются исходные, первичные нормы права, не имеющие своей основы в законах. И хотя закон все же первичен, подзаконные акты нередко несут большую нагрузку, в связи с чем думается, что понятие законодательства может включать в себя, наряду с законами также и подзаконные нормативные акты, которые являются их необходимым продолжением и служат источником прав и обязанностей участников правоотношений.
Таким образом, налоговое законодательство можно определить как совокупность, систему законных и подзаконных актов, регулирующих общественные отношения в сфере взимания государством обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд.
Основываясь на сказанном, понятие налогового законодательства можно рассматривать:
- как форму выражения норм налогового права;
- как источник налогового права.
И то и другое указывает на несомненную связь налогового права и налогового законодательства. Налоговое право, как и налоговое законодательство, нельзя рассматривать обособленно друг от друга.
Налоговое
право и налоговое
1.2
Сущность и особенности
налогового законодательства
Как
следует из статьи 1 Налогового кодекса
России, содержание налогового законодательства
можно рассматривать как
Основным источником налогового законодательства, как собственно и любого другого, являются законы и подзаконные нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие общественные отношения в налоговой сфере жизни общества.
Поэтому можно утверждать, что налоговое законодательство составляет совокупность нормативно-правовых актов, расположенных в определенной системе, иначе говоря "систему российского законодательства составляет взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы". Соответственно этому, все нормативно-правовые акты, входящие в систему налогового законодательства, можно разделить на следующие: