Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 19:49, курсовая работа
Целью данной работы – дать сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
• Рассмотреть понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ;
• Показать правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участников и виды налоговых правоотношений;
• Рассмотреть налоги и сборы в РФ и дать их классификацию;
В российском законодательстве различие между налогом, пошлиной и сбором проводится не всегда последовательно. Зачастую налог называется сбором, пошлиной (например, таможенная пошлина, которая, по сути, является косвенным налогом).
Итак, дадим полное определение понятия «налог», которое дано в первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований4.
Рассмотрим также исторические определения налогов известных людей:
Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог - цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан».
Бу Свенссон: «Налог - это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определённых общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».
Иван Иванович
Янжул (1898): «Односторонние экономические
пожертвования граждан или
Николай Тургенев, Русский экономист (1818): «Налоги - это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».
А. А. Исаев (1887): «Налоги - обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».
А. А. Соколов (1928):
«Под налогом нужно разуметь принудительный
сбор, взимаемый государственной
властью с отдельных
В налоговую систему Российской Федерации кроме налогов, как таковых входят также приравненные к ним сборы. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)6.
Социальное значение налогов определяется выполняемыми ими в обществе функциями. Долгое время фискальная функция налогов (функция сбора денежных средств) доминировала.
Однако в XX в. на первый план выходит регулирующая функция: путем перераспределения денежных средств, предоставления налоговых льгот возможно стимулирование определенных отраслей общества, поддержка наиболее слабых в материальном плане слоев населения и др. С помощью налогов возможно регулирование структуры потребления и уровня доходов населения.
Налогам присуща
и контролирующая функция: неуплата
налогов может
Перечень сборов,
как и налогов, в нашей стране
включен в Налоговый кодекс, и
поэтому на сборы распространяются
все правила и правоотношения,
установленные налоговым
Исходя из необходимости
наиболее полного удовлетворения потребностей
государства в финансовых ресурсах,
а также в целях выполнения
налогами возложенных на них функций
государство устанавливает
Налоговая система
- это совокупность предусмотренных
налогов, принципов, форм и методов
их установления, изменения или отмены,
уплаты и применения мер по обеспечению
их уплаты, осуществления налогового
контроля, а также привлечения
к ответственности и мер
Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем, для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные налоговые системы. Эти принципы многообразны и многочисленны, в тоже время в их числе можно выделить наиболее важные:
Существуют два вида налоговой системы: шедулярная налоговая система и глобальная налоговая система. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части, или шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше;
Глобальная налоговая система — все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Эта система широко применяется в западных государствах.8
В Российской Федерации установлена следующая система налогов:
Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет четко контролировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.
Само понятие «федеральные налоги и сборы» дано в пункте 2 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.
При установлении
местных налогов
Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения9.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы могут быть отменены Налоговым кодексом Российской Федерации. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом.
Итак, мы узнали, что основные понятия налога и налоговой системы складывались задолго до утвердившихся норм и правил, они формировались столетиями. А также мы рассмотрели общие принципы, которые позволяют создать наиболее оптимальные налоговые системы, для функционирования и выполнения задач государства.
1.2. Основные виды налогов.
В каждой стране
взимается большое число
Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем России и зарубежных стран