Производство по делам о нарушениях в налоговом законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:18, реферат

Описание работы

Цель данной работы - определение основных участников налоговых правоотношений и их прав и обязанностей.
Задачами работы является: Определение основных участников налоговых правоотношений; Установление прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 42.64 Кб (Скачать)

2.2 Уполномоченные представители

Уполномоченным представителем признаётся физическое или юридическое  лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношения  с налоговыми органами, иными участниками  налоговых отношений. Указанную норму следует применять с поправкой на упомянутые положения НК о законном представительстве. Лицо, упомянутое учредительными документами, в соответствии с НК РФ признаётся не уполномоченным, а законным представителем организации. Данный вопрос имеет принципиальное значение, так как по ст. 28 НК РФ действия (бездействия) законных представителей организации, совершённые в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, признаются действиями (бездействиями) самой организации. Уполномоченное налоговое представительство может быть как возмездным, так и безвозмездным в зависимости от того, к какому соглашению придут стороны - налогоплательщик и его представитель.

Для осуществления налогового представительства физическими  лицами необходимо, чтобы они к  моменту налогового представительства  были полностью дееспособными, т.е. достигли установленный законом возраст. Уполномоченными представителями плательщиков налогов могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, уполномоченными представителями налогоплательщика могут быть как индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, так и физические лица, не обладающие правовым статусом.

Уполномоченным представителем налогоплательщика могут быть и  юридические лица, коммерческие (например, ЗАО, ОАО, ООО, и т.д.) и не коммерческие организации (например, ассоциации, союзы, фонды и т.д.). Коммерческие организации осуществляют свою предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли, поэтому налоговое представительство будет носить преимущественно возмездный характер. Основание возмездного налогового представительства может служить, например, договор на оказание возмездных юридических услуг, договор на оказание консультационных услуг и т.д.

Некоммерческие организации  могут осуществлять уполномоченное налоговое представительство как за определённое вознаграждение, так и на безвозмездной основе. Однако в первом случае необходимо помнить, что некоммерческие организации могут осуществлять коммерческую деятельность, лишь постольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям .

Отношения уполномоченного  представительства налогоплательщика- организации оформляются доверенностью, выдаваемой последним своему представителю по правилам, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. Доверенность может быть выдана как гражданину, так и физическому лицу. В последнем случае юридическое лицо действует через свои органы управления. Доверенность может быть выдана одному или нескольким лицам. В случае выдачи доверенности нескольким лицам, то они все поимённо должны быть перечислены в доверенности.В зависимости от содержания полномочий, указанных в доверенности, можно различать специальные, генеральные и разовые доверенности. Специальная доверенность выдаётся для совершения однородных действий лицом которому она выдана. Генеральная доверенность выдаётся для совершения представителем самых разнообразных действий от имени представляемого. По содержанию генеральная доверенность шире остальных. Разовая доверенность, выдаётся представляемым представителю для совершения строго одного действия.

Глава 3.Иные участники  налоговых правоотношений

3.1 Банки

НК РФ предусматривает  ещё одну категорию участников налоговых  отношений - сборщиков налогов, основной функцией которых является принятие от налогоплательщиков средств в  уплату налогов и перечисление их в бюджет. Согласно статьи 25 НК РФ сборщиками налогов и сборов могут быть государственные  органы, органы местного самоуправления и другие уполномоченные органы и должностные лица.

Банки, хотя и не названы  в Кодексе в числе участников налоговых правоотношений, выполняют  в этих отношения немаловажную функцию. Основной обязанностью банков является своевременное исполнение поручений  налогоплательщиков, налоговых агентов, иных обязанных лиц относительно перечисления налогов в соответствующие  бюджеты. В Кодексе имеется специальная  глава (гл.18), рассматривающая виды нарушений, допускаемых банками в отношении  обязанностей, предусмотренных налоговым  законодательством, и определяющая ответственность за их совершение. Банками в налоговых правоотношениях признаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центробанка России. Банк выступает в налоговых правоотношениях в трех видах:

как налогоплательщик;

как налоговый агент;

как финансовый посредник  между налогоплательщиками и  государством.

Главная обязанность банка  как финансового посредника состоит  в исполнении поручений налогоплательщиков и налоговых агентов на перечисление налогов и сборов, а также решений  налоговых органов о взыскании  налогов. При наличии денежных средств  на счете налогоплательщика или  налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений  на перечисление налогов или решений  о взыскании налогов в соответствующие  бюджеты (внебюджетные фонды). Такие  поручения (решения) исполняются банком в порядке очередности, установленной  гражданским законодательством, в  течении одного операционного дня, следующего за днем получения поручения (решения).

Задачи банка - предварительный  финансовый контроль и предоставление информации налоговым органам. Так, банк вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства  о постановке на учет в налоговом  органе. Кроме того, банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый орган по месту  их учета в пятидневный срок с дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

Банки обязаны выдавать налоговым  органам справки по операциям  и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти дней после мотивированного запроса  налогового органа. При этом они  не вправе ссылаться на банковскую и коммерческую тайну. Запрос налогового органа является мотивированным, если в нем указано:

- какие именно сведения  следует представить;

- для какой цели необходимо  представить эти сведения;

- по каким основаниям  налоговый орган запрашивает  соответствующие сведения.

Применение мер ответственности  к банку не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджеты  сумму налога и уплатить пени. В  случае неисполнения банком этой обязанности  в установленный срок к нему применяются  меры по взысканию не перечисленных сумм налога (сбора) и пеней за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46 НК, а за счет иного имущества - в судебном порядке. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центробанк России с ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской деятельности.

3.2 Налоговые агенты

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены  обязанности по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. В соответствии со статьёй 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

-правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты

(внебюджетные фонды) соответствующие  налоги;

- в течении одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учёта о невозможности удержать налог у налогоплательщика, а так же о сумме задолженности налогоплательщика;

- вести учёт выплаченных налогоплательщиком доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

- представлять свой налоговый орган по месту своего учёта документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение на него обязанностей налоговый  агент несёт ответственность  в соответствии с законодательством  РФ.В налоговом кодексе впервые чётко закреплён статус налогового агента как самостоятельного участника налоговых правоотношений.

Действующее законодательство предусматривает уплату налога не только самостоятельно налогоплательщиком, но и путём удержания налога у  источника выплаты. Источник выплаты  доходов налогоплательщику - это  организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход (пункт 2 статьи 11 НК РФ). Налоговым  законодательством источник выплаты  признаётся налоговым агентом, обязанным  исчислить налог, удерживать его  из перечисляемых денежных сумм и  перечислять удержанную сумму налога в бюджет, причём уплата налога производится за счёт налогоплательщика.

Налоговым кодексом впервые  было чётко установлено, что налоговые  агенты имеют те же права, что и  налогоплательщики. Ранее права  налоговых агентов законодательно не были закреплены, однако фактически они пользовались правом на ознакомление с результатами проверок и правом на обжалование решения налоговых  органов.

Кодекс предусматривает  обязанности налоговых агентов, главная из которых - правильно и  своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять их в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. Данная обязанность возникает у налогового агента только при наличии у него реальной возможности удержать "чужой" налог и перечислять его в  бюджет, т.е. только при наличии соответствующего источника в виде находящихся  у него денежных средств налогоплательщика. Это представляется обоснованным так как налоговый агент не обязан удерживать и перечислять "чужие" налоги за счёт собственных средств.

В случае отсутствия у агента наличия денежных средств налогоплательщика  у первого обязанностей по удержанию  и перечислению налогов не возникает. У него появляется обязанность сообщит в месячный срок в налоговый орган о не удержанных суммах налогов, предусмотренных подп.2 пункта 3 статьи 24 НК РФ. Иные обязанности налогового агента направлены на надлежащее выполнение налоговым агентом его главной обязанности. Перечень обязанностей налогового агента, предусмотренный в пункте 3 статьи 24 НК РФ является исчерпывающим, поэтому установление дополнительных обязанностей налоговых агентов иными актами законодательства о налогах и сборах не допустимо.

 

Заключение

Созданная целостная система  налогообложения четко и недвусмысленно устанавливает перечень налогов, которые  могут применяться на территории РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной  власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот  по ним. Налоговая система в нашей  стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых  законов возникает множество  острейших проблем, касающихся взаимоотношений  налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и  физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Вносимые в курс экономической реформы уточнения  и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки  отдельных элементов системы  налогообложения. Этого требуют  и продолжающиеся в экономике  страны процессы инфляции, роста бюджетного дефицита и эмиссии денег.

Информация о работе Производство по делам о нарушениях в налоговом законодательстве