Производство по делам о нарушениях в налоговом законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 21:18, реферат

Описание работы

Цель данной работы - определение основных участников налоговых правоотношений и их прав и обязанностей.
Задачами работы является: Определение основных участников налоговых правоотношений; Установление прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 42.64 Кб (Скачать)

6.Право налагать арест  на имущество налогоплательщиков  и иных обязанных лиц в порядке,  предусмотренном Кодексом. Согласно  ст.72 Кодекса арест имущества  является одним из способов  обеспечения исполнения обязанностей  по уплате налогов и сборов.

7.Право определять суммы  налогов, подлежащие внесению  налогоплательщиками в бюджет. В случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов, либо нарушение установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, налоговые органы в праве требовать от налогоплательщиков или иных обязанных лиц устранение выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

8.Право взыскивать недоимки  по налогам и взыскивать пени  в порядке установленном НК  РФ.

9.Право предоставлять  налогоплательщикам отсрочки и  рассрочки по уплате санкций  за налоговые правонарушения.

10.Право требовать от  банков документы, подтверждающие  исполнение платёжных поручений  налогоплательщиков и иных обязанных  лиц и инкассовых поручений  (распоряжений) налоговых органов  о списании счетов налогоплательщиков  и иных обязанных лиц сумм  налогов и санкций за налоговые  правонарушения.

НК определяет, что обязанность  по уплате налога налогоплательщиком считается исполненной с момента  предъявления им в банк поручение  на уплату соответствующего налога при  наличии достаточного остатка на счёте налогоплательщика (ст. 45 НК РФ).  Таким образом, указанное право предоставляется налоговым органам для установления факта исполнения налогоплательщиком его главной обязанности - уплаты налогов. Ранее получение от банка налоговыми органами документов, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика, возможно, было только с согласия банка. Однако с введением в действие Кодекса банки обязаны представлять соответствующие документы налоговым органам. Кроме того, не представленные налоговому органу сведения о налогоплательщике согласно ст.126 является налоговым правонарушением, за совершение которого предусмотрена ответственность.

11.Право привлекать для  проведения налогового контроля  специалистов, экспертов и переводчиков.

12.Право взывать в качестве  свидетелей лиц, которым могут  быть известны какие-нибудь обстоятельства, имеющие значение для проведения  налогового контроля.

13.Право заявлять ходатайства  об аннулировании или о приостановлении  действия выданных юридическим  и физическим лицам лицензий  на право осуществления определённых  видов деятельности. Осуществляя  налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков, налоговые органы могут выявить нарушение лицензионных требований и условий лицами, осуществляющие свою деятельность на основании лицензии. В связи с этим налоговым органам предоставляется заявлять ходатайства соответствующим органам об аннулировании или приостановлении действий выданных лицензий     

14.Право предъявлять в  суды общей юрисдикции или  арбитражные суды иски: о взыскании  налоговых санкций с лиц, совершивших  налоговое правонарушение; о признании  недействительности государственную  регистрацию юридического лица  или государственную регистрацию  физических лиц в качестве  индивидуального предпринимателя; о ликвидности организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретённого по таким сделкам имущества в случае, предусмотренном гражданским законодательством РФ; о взыскании в доход государства имущества, неосновательно приобретённого - не по сделке, а в результате совершения других незаконных действий; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите в иных случаях, предусмотренном в НК РФ.

В соответствии с п.6 ст.32 НК, налоговые органы обязаны соблюдать  налоговую тайну. Положения о  налоговой тайне закрепляются НК в ст. 102. В настоящее время похожая  норма содержится в ст.16 Закона РФ. Существенным отличием норм НК является то, что, налоговые органы обязаны  соблюдать не только коммерческую тайну  и вкладов граждан и организаций, но и сохранять в тайне любые  полученные налоговыми органами о налогоплательщике  сведения, за исключением тех, которые  указаны в п.1 ст.102. Так, налоговую  тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

-данные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

-об идентификационном номере налогоплательщика;

- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

- предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с междугородними договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами.

НК РФ предусмотрена обязанность, налоговых органов сообщать органам  налоговой полиции о возможных  преступлениях в налоговой сфере. Соответствующие материалы должны туда направляться, если выявленные при  проверках и иными способами  обстоятельства позволяющие предполагать совершение налогового правонарушения. Направление осуществляется независимо от мнения налогоплательщика в трёхдневный  срок.

Права и обязанности налоговых  органов реализуются через действия должностных лиц налоговых органов. Должностные лица обязаны действовать  в пределах своей компетенции. Например, налоговый инспектор, проводящий проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы для  проверки, проводить выемку документов и предметов.

Необходимо отметить, что  осуществление ряда полномочий налогового органа возможно только руководителем  или его заместителем. Так, руководитель налогового органа или его заместитель  может принять решение о взыскании  налога за счёт денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика или его имущества , о проведении выездной налоговой проверки ,о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, о наложении ареста на имущество налогоплательщика, о взыскании пеней в бесспорном порядке, рассмотреть акт налоговой проверки и по нему вынести решение.

При исполнении должностными лицами полномочий налоговых органов  необходимо учитывать следующие  особенности:

-должностное лицо действует только в рамках своей компетенции по принципу "разрешено то, что прямо установлено законом", поскольку здесь применим принцип " разрешено всё, что не запрещено законом";

-служебные права должностных лиц налоговых органов являются их обязанностями и наоборот;

-любые права должностных лиц налоговых органов реализуется только в пределах функций данного налогового органа Российской Федерации - контроля за правильностью исчисления, полной и своевременной уплаты налогов.

Должностные лица таможенных органов при взимании налогов  и сборов при перемещении товаров  через таможенную границу РФ помимо обязанностей, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующие таможенные правоотношения, несут обязанности, предусмотренные ст.33 НК РФ.

Глава 2.Представительство  в налоговых правоотношениях

2.1 Законный представитель налогоплательщика

Законными представителями  налогоплательщиков - организаций является лица, уполномоченные представлять организацию  на основании закона или её учредительных  документов.

Законным представителями  налогоплательщиков - физических лиц  согласно п.2 ст.27 НК РФ признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации.

Таким образом, статья 27 НК РФ предусматривает две формы законного  налогового представительства для  организаций - налогоплательщиков - представительства  в силу закрепления статуса представителя  в учредительных документов организации и представительства на основании закона.

Законное налоговое представительство  на основании закона возможно на государственных  и муниципальных предприятиях, в  государственных учреждениях, то есть на предприятиях, собственником которых  является государство. Для осуществления  такого представительства необходимо, чтобы налоговый представитель  организации-налогоплательщика был  указан в качестве такового в акте соответствующего высшего представительного  органа государства или органа местного самоуправления.

В соответствии с гражданским  законодательством законным представителем физического лица может являться:

- опекун физического лица;

- усыновитель несовершеннолетнего  ребёнка;

- родитель несовершеннолетнего  ребёнка.

При законном налоговом представительстве  необходимо учитывать, что законные налоговые представители физических лиц действуют без особых полномочий, т.е. для осуществления ими налогового представительства им необходимо иметь  только документы, подтверждающие их статус законного представителя. Таковыми являются:

- для родителей - паспорт  с отметкой о рождении ребёнка  (детей);

- для усыновителей - решение  суда или органа записи актов  гражданского состояния об усыновлении  (удочерении);

- для опекунов - решение  суда об установлении опеки.

Согласно статьи 28 НК Российской Федерации любые действия (бездействия) законных представителей организации-налогоплательщика  признаются действиями (бездействиями) представляемой организации, т.е. как в случае, если бы данная организация сама лично осуществляла данные действия (бездействия).Так, требование об уплате налога и сбора может быть вручено под расписку налоговым органом не только руководителю организации, но и законному или уполномоченному представителю. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, должностными лицами налогового органа составляется соответствующий акт, дата составления которого признаётся датой направления требования.

При аресте налогоплательщика  налоговый орган не вправе отказать его законному и (или) уполномоченному  представителю присутствовать при  этом. Аналогичные права имеет  налоговый представитель и при  проведении осмотра, при подготовке объяснении и возражений на акт проверки, а так же при получении копии  решения налогового органа о применении налоговых санкций. Необходимо так же учитывать, что в соответствии со статьёй 106 НК РФ при определении налогового правонарушения установлено, что таковым признаётся виновно совершённое противоправное деяние не только налогоплательщика, но и его представителей. Так, в частности, согласно ст. 119 НК РФ при нарушении срока представлении налоговой декларации или иных документов налогоплательщик несёт ответственность даже в том случае, когда такое нарушение допущено его представителем.

Информация о работе Производство по делам о нарушениях в налоговом законодательстве