Принципы налоговой ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:05, реферат

Описание работы

Принципы налоговой ответственности указывают цели, к которым должны стремиться законодательные и правоприменительные органы. При этом необходимо учитывать, что принципы налоговой ответственности не обязательно могут иметь нормативное закрепление — их реальное воплощение зависит от воли законодателя. Во-первых, основные начала налоговой ответственности могут выводиться из общего содержания не только налогового, но и в целом финансового законодательства. Во-вторых, принципы налоговой ответственности могут являться достижением науки финансового права, т.е. частью финансово-правовой доктрины, которая в той или иной мере отражается в налоговом законодательстве.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 27.87 Кб (Скачать)

Истечение сроков давности привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения. Налоговым кодексом давность привлечения  к ответственности впервые включена в перечень обстоятельств, исключающих  привлечение к налоговой ответственности. Согласно ст. 113 НК лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения прошло три года.

По общему правилу  срок давности привлечения к налоговой  ответственности начинает исчисляться  со дня совершения лицом налогового правонарушения. В особом порядке  исчисляется течение срока давности в отношении правонарушений, предусмотренных  ст. 120 НК «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и  объектов налогообложения» и ст. 122 НК «Неуплата или неполная уплата сумм налога». Сродс давности, исчисляемый  в особом порядке по названным  правонарушениям, начинается со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода, в котором произошло  нарушение законодательства о налогах  и сборах.

Совместным постановлением Пленума ВС РФ и Пленума ВАС  РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса  Российской Федерации» разъяснено, что  установленный п. 1 ст. 115 НК срок давности взыскания налоговых санкций  является цресекательным. Привлечение  лица к налоговой ответственности  после истечения срока давности является незаконным, поэтому должностное  лицо налогового органа или иного  уполномоченного органа государства  в случае обнаружения нарушения  законодательства о налогах и  сборах по истечении сроков, предусмотренных  ст. 113 НК, обязано вынести решение (постановление) об отказе в привлечении  налогоплательщика к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

В налоговом  праве давность привлечения к  ответственности за совершение налогового правонарушения рассматривается как  обстоятельство, исключающее привлечение  к ответственности, в то время  как уголовный процесс и административное право определяют истечение срока  давности в качестве обстоятельства, исключающего производство по делу, отражая  процессуальные последствия данного  факта.

Законодательно  закрепленный перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к  ответственности за совершение налогового правонарушения, является закрытым и  расширению не подлежит. Таким образом, никакие иные обстоятельства не могут  быть основанием для прекращения  производства по делу о налоговом  правонарушении.

Перечень обстоятельств, указанных в ст. 11ГНК, подлежит применению всегда, когда данные обстоятельства присутствуют.

Наличие в НК рассматриваемых обстоятельств  имеет важное значение, поскольку  перечень фактов, исключающих привлечение  лица к налоговой ответственности, служит дополнительной гарантией защиты прав субъектов налогового права  и обеспечивает соблюдение принципа законности привлечения к налоговой ответственности. Выявление любого из обстоятельств, перечисленных ст. 109 НК, на стадии производства поделу о налоговом правонарушении или на стадии судебного разбирательства повлечет дальнейшую невозможность привлечения налогоплательщика, налогового агента или иного обязанного лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Положения рассматриваемой статьи улучшают положение налогоплательщика, поэтому на основании п. 3 ст. 5 НК имеют обратную силу.

Кроме обстоятельств, исключающих привлечение лица к  ответственности за совершение налогового правонарушения, в налоговом праве  предусмотрен институт освобождения от налоговой ответственности.

Обстоятельства, освобождающие от налоговой ответственности, прямо в НК не указаны, но исходя из смысла ст. 81 НК можно сделать  вывод, что налогоплательщик освобождается  от ответственности в случае самостоятельного обнаружения в поданной декларации неотражения или неполноты отражения  сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Освобождение от налоговой  ответственности возможно только в  случае добровольного активного  поведения налогоплательщика, направленного  на предотвращение, устранение или  сокращение вредных последствий  своего поведения, т.е. при условии  уплаты налогоплательщиком недостающей  суммы налога и соответствующей  ей пени. Другим обязательным условием освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности является внесение дополнений в декларацию до того, как ему стало известно об обнаружении правонарушения налоговым  органом.

Положения ст. 81 НК, предусматривающие возможность  освобождения от налоговой ответственности, заимствованы законодателем из уголовного права, содержащего институт освобождения от уголовной ответственности в  связи с деятельным раскаянием.

Информация о работе Принципы налоговой ответственности