Пределы конституционных ограничений прав и свобод

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Целями работы является выявление, осмысление и анализ формально-юридической и содержательной сторон конституционных оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина как актуальной проблемы современного конституционного права.
Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи:
-определить понятие и значение конституционного правового статуса человека в Российской Федерации;
-определить пределы и ограничения прав и свобод;
- раскрыть содержание и дать характеристику конституционных оснований ограничения прав и свобод человека с формально-юридической и содержательной стороны;
- раскрыть специфику конституционного регулирования ограничений прав и свобод в условиях особых государственно-правовых режимов.

Содержание

Введение_______________________________________________________
1. Конституционно-правовой статус человека в Российской Федерации____
1.1 Понятие конституционного статуса человека ______________________
1.2 Пределы и ограничения прав и свобод___________________________
2. Содержание конституционных оснований ограничения прав и свобод человека в Российской Федерации__________________________________
2.1 Ограничения общего характера в сфере личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека __________________
2.2 Ограничение прав и свобод в условиях особых государственно-правовых режимов________________________________________________________
Заключение_____________________________________________________
Список использованной литературы_________________________________

Работа содержит 1 файл

ПРЕДЕЛЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД.docx

— 84.26 Кб (Скачать)

 

б) негативный характер, предполагающий использование преимущественно  принудительных, силовых средств;

 

в) уменьшение объема возможностей, свободы, а значит, и прав человека, что осуществляется с помощью  обязанностей, запретов, мер защиты, наказаний и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъекта до определенного  «предельного» состояния;

 

г) направленность на охрану общественных отношений, индивидуальной и коллективной свободы.

 

Таким образом, как одной  из основных характеристик, так и  объективным следствием чрезвычайной (экстремальной) ситуации признается ограничение  прав и свобод граждан, направленное в зависимости от конкретных условий  на устранение, нейтрализацию либо минимизацию ее последствий.

 

И, конечно же, все равно  существует проблема объема, пределов правомерных ограничений. И.А. Ледях считает, что практика ограничения или отступления от гарантируемых региональными актами прав и свобод в условиях чрезвычайных ситуаций по-разному проявляется в регионах в зависимости от цивилизационных особенностей, конфессиональных устоев, традиций и т. п., которые влияют на трактовку и определение сущности прав человека.

 

 

Заключение

 

 

Итак, мы рассмотрели понятие  конституционного статуса человека и гражданина в Российской Федерации, конституционных ограничений прав и свобод человека как неотъемлемой составной части конституционного статуса, изучили цели и пределы  ограничений прав и свобод человека, а также содержание и способы  ограничений.

 

Рассмотрев материалы  по данной проблеме, можно сделать  следующие выводы:

 

-нельзя рассматривать  конституционно-правовой статус  личности, не включая в него  основания ограничений прав и  свобод, так как эти ограничения  необходимы для качественной  защиты правового положения личности;

 

-необходимо разрабатывать  и изучать механизм ограничения,  так как в литературе рассматриваются  лишь теоретические аспекты, в  то время как практические  изучены слабо;

 

вопрос ограничения конституционных  прав, требует постоянного, динамического  изучения, т.к. и статус личности в  условиях современности постоянно  развивается.

 

В условиях проблем современности, в условиях кризисов и чрезвычайных обстоятельств, ограничение прав человека приобретает особую значимость и  в скором времени обещает стать  одной из самых злободневных проблем  общества. Мир изменчив, и время  от времени возникают ситуации, когда  та или иная страна оказывается перед  необходимостью введения определенных ограничений на права и свободы  своих граждан. Однако, предлагая  новые, ограничивающие законы, власть должна представить обществу весомые  аргументы в пользу их принятия. К примеру, такой аргумент, как  угроза международного терроризма, ряд  правоведов считают с политической и правовой точки зрения явно недостаточным.

 

Остро стоит также проблема баланса свобод и ограничений. Ещё  Владимир Владимирович Путин в своем  послании Федеральному Собранию от 26 мая 2004 года отмечал: «Считаю, что создание в России свободного общества свободных  людей - это самая главная наша задача. Но и самая сложная. Главная - потому что несвободный, несамостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине. Сложная - потому что свободой не всегда дорожат. Еще реже умеют ею распорядиться. Созидательную энергию, предприимчивость, чувство меры и волю к победе нельзя ввести указом, нельзя импортировать, нельзя позаимствовать». Отношения между государством и личностью должен регулировать, прежде всего, закон, который устанавливает разумный баланс между полномочиями властей и правами личности, без неоправданного ущемления интересов обеих сторон. «Проблема ограничения прав и свобод граждан, при всей ее актуальности, является частным случаем более общей проблемы обеспечения на конкретной ступени развития общества, баланса интересов личности и государства. Насколько успешно она решается, зависит от выбора приоритетов в правовой политике».

 

Данная проблема актуальна  в России потому, что, по мнению ряда правоведов, люди уверены, что они  абсолютно беззащитны перед государственной  машиной и, если того потребуют интересы государства, ими пожертвуют без  малейших колебаний. Такие настроения способствуют размыванию демократических  устоев, деструктивному отношению к  государственному аппарату и в результате к нарушению гражданского мира и  согласия в стране. Это перспектива, которая никого и никогда не может  устроить.

 

Разработка, законодательное  установление и толкование целей, принципов, способов ограничений прав и свобод человека относится к наиболее трудным  и спорным аспектам юридической  системы. Поэтому одной из важнейших  задач, стоящих сегодня перед  российским законодателем, является установление должного равновесия между правами  человека и интересами демократического общества в соответствии с основополагающей конституционной идеей об обеспечении максимально возможной степени свободы личности.

 

 

Библиографический список

 

 

1.Конституция Российской  Федерации принята всенародным  голосованием 12 декабря 2008 г. // Российская  газета. - 2008. - 25 декабря; 2008. 30 декабря.

 

2.Всеобщая декларация  прав человека (принята на третьей  сессии Генеральной Ассамблеи  ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 2008. - 10 декабря.

 

3.Конвенция о защите  прав человека и основных свобод  от 4 ноября 1950 г. (в ред. Протокола  № 2 от 6 мая 1963 г.; Протокола №  3 от 6 мая 1963 г.; Протокола № 5 от 20 января 1966 г.; Протокола № 8 от 19 марта 1985 г.; Протокола № 11 от 11 мая 1994 г. // Собрание законодательства  РФ. - 1998. - № 20. - Ст. 2143; 2001. - № 2. - Ст. 163.

 

4.Международный пакт об  экономических, социальных и культурных  правах от 16 декабря 1966 года // Ведомости  ВС СССР. - 1976. - N 17. - Ст. 291.

 

5.Международный пакт о  гражданских и политических правах  от 16 декабря 1966 года // Ведомости  ВС СССР. - 1976. - N 17. - Ст. 274.

 

.Минимальные стандартные  правила Организации Объединенных  Наций, касающиеся отправления  правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила") (приняты  на 96-м пленарном заседании Генеральной  Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.) // Советская юстиция. - 1991г. - №12-14.

 

7.О военном положении:  Федеральный конституционный закон  от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ // Собрание  законодательства РФ. - 2002. - № 5. - Ст. 375.

 

8.О чрезвычайном положении:  Федеральный конституционный закон  от 30 мая 2001г. №3-ФКЗ (в ред.  федеральных конституционных законов  от 30 июня 2003 г. N 2-ФКЗ; 7 марта 2005 г. N 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - N 23. - Ст. 2277; 2003. - № 27. (часть  I) - Ст. 2697; 2005. - N 10. - Ст. 753.

 

.О гражданстве Российской  Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. федеральных законов от 11 ноября 2003 г. N 151-ФЗ; 3 января 2006 г. N 5-ФЗ; 1 декабря 2007 г. N 296-ФЗ; 1 октября 2008 г. N 163-ФЗ; 30 декабря 2008г. N 301-ФЗ) // Собрание Законодательства РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.; 2003. - N 46. - Ст. 4447; 2006. - N 2. - Ст. 170; 2007. - N 49. - Ст. 6057; 2008. - N 40. - Ст. 4498; 2009. - №1 - Ст.9.

 

10.Земельный кодекс Российской  Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (в ред.  Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ; 29.06.2004 N 58-ФЗ; 03.10.2004 N 123-ФЗ; 21.12.2004 N 172-ФЗ; 29.12.2004 N 189-ФЗ; 29.12.2004 N 191-ФЗ; 07.03.2005 N 15-ФЗ; 21.07.2005 N 111-ФЗ; 22.07.2005 N 117-ФЗ; 31.12.2005 N 206-ФЗ; 17.04.2006 N 53-ФЗ; 03.06.2006 N 73-ФЗ; 30.06.2006 N 92-ФЗ; 30.06.2006 N 93-ФЗ; 27.07.2006 N 154-ФЗ; 16.10.2006 N 160-ФЗ; 04.12.2006 N 201-ФЗ; 04.12.2006 N 204-ФЗ; 18.12.2006 N 232-ФЗ; 29.12.2006 N 260-ФЗ; 29.12.2006 N 261-ФЗ; 28.02.2007 N 21-ФЗ; 10.05.2007 N 69-ФЗ; 19.06.2007 N 102-ФЗ; 24.07.2007 N 212-ФЗ; 30.10.2007 N 240-ФЗ; 08.11.2007 N 257-ФЗ; 14.03.2009 N 32-ФЗ) // Российская газета. 2001. 30 октября; Собрание законодательства РФ. - 2009.- N 11. - Ст. 1261.

 

11.Трудовой Кодекс Российской  Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ <http://www.consultant.ru/popular/tkrf> (в ред. Федеральных законов  от 24.07.2002 N 97-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=37802;dst=100008>; 25.07.2002 N 116-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=64428;dst=100106>; 30.06.2003 N 86-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83195;dst=100480>; 27.04.2004 N 32-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=47604;dst=100008>; 22.08.2004 N 122-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=84648;dst=105533>; 29.12.2004 N 201-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=50993;dst=100009>; 09.05.2005 N 45-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83133;dst=100208>; 30.06.2006 N 90-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=78610;dst=100009>; 18.12.2006 N 232-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83293;dst=100558>; 30.12.2006 N 271-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=88312;dst=100227>; 20.04.2007 N 54-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=69233;dst=100018>; 21.07.2007 N 194-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76492;dst=100072>; 01.10.2007 N 224-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=71419;dst=100008>; 18.10.2007 N 230-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=71840;dst=100294>; 01.12.2007 N 309-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=72965;dst=100181>; 28.02.2008 N 13-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=75176;dst=100009>; 22.07.2008 N 157-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=78581;dst=100009>; 23.07.2008 N 160-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=81885;dst=100498>; 25.12.2008 N 280-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=82998;dst=100155>; 25.12.2008 N 281-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83072;dst=100204>; 30.12.2008 N 309-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83309;dst=100370>; 30.12.2008 N 313-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83310;dst=100102>; 07.05.2009 N 80-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=87575;dst=100008> // Российская газета. 2001. 31 декабря; Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 19. - Ст. 2270.

 

12.Об оперативно - розыскной  деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. федеральных законов от 18 июля 1997 г. N 101-ФЗ; 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ; 5 января 1999 г. N 6-ФЗ; 30 декабря 1999 г. N 225-ФЗ; 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ; 10 января 2003 г. N 15-ФЗ; 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ; 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ; 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; 2 декабря 2005 г. N 150-ФЗ; 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ; 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ; 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ; 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ; 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ) // Собрание Законодательства РФ. - 1995. - № 33.- Ст. 3349; 1997. - N 29. - Ст. 3502; 1998. - N 30. - Ст. 3613; 1999. - N 2. - Ст. 233; 2000. - N 1. (часть I) - Ст. 8; 2001. - N 13. - Ст. 1140; 2003. - N 2. - Ст. 167; 2004. - N 27. - Ст. 2711; 2004. - N 35. - Ст. 3607; 2005. - N 49.- Ст. 5128; 2007. - N 31. - Ст. 4008 (с учетом поправки, опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 19); 2007. - N 31.- Ст. 4011; 2008. - N 18. - Ст. 1941; 2008. - N 52. (часть I) - Ст. 6235; 2008. - N 52. (часть I) - ст. 6248.

 

.Доктрина информационной  безопасности Российской Федерации.  Утверждена Президентом Российской  Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. - 2008. - 28 сентября.

 

.Государство Россия. Путь  к эффективному государству (О  положении в стране и основных  направлениях внутренней и внешней  политики государства): Выступление  В.В. Путина при представлении  ежегодного Послания Президента  Российской Федерации Федеральному  Собранию 8 июля 2000 года // Российская  газета. - 2006. - 11 июля.

 

15.Послание Президента  Российской Федерации Федеральному  Собранию от 26 мая 2004 года // Российская  Газета. - 2007. - 27 мая.

 

16.Доклад уполномоченного  по правам человека в Российской  Федерации за 2008 год // Российская  Газета. - 2009. - 17 апреля.

 

.Об отказе в принятии  к рассмотрению жалобы гражданина Линева Сергея Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 26 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации": Определение Конституционного Суда РФ от 08 февраля 2007 г. № 275-О-П // Документ опубликован не был. Режим доступа: http://www.garant.ru/prime/20080721/1687499.htm или http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=68822

 

.Об отказе в принятии  к рассмотрению запроса Советского  районного суда города Красноярска  о проверке конституционности  части первой статьи 261 Трудового  кодекса Российской Федерации:  Определение Конституционного Суда  РФ <http://www.kodeks-luks.ru/9252?d&nd=9000879&prevDoc=901917867> от 4.11.2006 N 343-О // Собрание законодательства  РФ. - 2006. - N 51. - Ст. 5263.

 

19.-По делу о проверке  конституционности отдельных положений  Федерального закона "Об оперативно  розыскной деятельности" по жалобе  гражданки И.Г. Черновой <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=19780>: Определение Конституционного Суда  РФ от 14 июля 2008 г. N 86-О // Собрание  законодательства РФ. - 2008. - N 34. - Ст. 4368.

 

20.Постановление Пленума  Верховного Суда РФ от 24.12.08 г.  № 13 «О некоторых вопросах, связанных  с применением статей 23 и 25 Конституции  РФ» // Бюллетень Верховного Суда  РФ. - 2007. - № 3.

 

21.Алексеев С.С. Восхождение  к праву. Поиски и решения. - М.: Издательство НОРМА, 2008. - 742 с.

 

22.Алексеев С.С. Общие  дозволения и общие запреты  в советском праве. - М.: Юридическая  литература, 2009. - 288 с.

 

.Бачило И.Л. Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: Монография / И.Л. Бачило, А. Жарова, А. Арешев. - М.: Юрайт, 2009. - 530 с.

 

.Воеводин Л.Д. Юридический  статус личности в России. Учебное  пособие / Л. Д. Воеводин. - М.: Издательство  МГУ, Издательская группа ИНФРА. - М-НОРМА, 2007. - 294 с.

 

.Гаджиев Г.А. Конституционные  принципы рыночной экономики. - М.: Юристъ, 2006. - 283 с.

 

26.Гущин В.В. Чрезвычайное  положение: административно-правовой  аспект: Пособие. - М., 2006. - 220 с.

 

27.Комментарий к Конституции  Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М., Норма, 2008. - 272 с.

 

.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2009. - 608 с.

 

.Конин Н.М. Административное  право России: Учебник / Н.М. Конин. - М.: Проспект, 2009. - 448 с.

 

.Коннов В.А. Правовые основы ограничения политических прав и свобод граждан по зарубежному и российскому законодательству: Монография. - М.: МВД России, 2007. - 235 с.

 

.Конституционное (государственное)  право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. Т.1, 2. - М.: Норма, 2006. - 1103 с.

 

.Конституция Российской  Федерации: Проблемный комментарий  / Авт. колл.: А.С. Автономов, Н.С. Бондарь, А.М. Ковалев и др.; Рук. авт. колл. и отв. ред. В.А. Четвернин. - М.: Центр конституционного исследования Московского Общественного Научного Фонда, 2007. - 702 с.

 

.Кутафин О.Е. Предмет конституционного права: Монография / Кутафин Олег Емельянович. - М.: Юристъ, 2006. - 444 с.

 

.Лукашева Е.А. Права  человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма-М, 2009. - 560 с.

 

35.Малько А.В. Стимулы  и ограничения в праве: теоретический  аспект. - М.: Юристъ, 2007. - 250 с.

 

36.Маунц Т. Государственное  право Германии (ФРГ и ГДР). - М.: Изд. иностр. литературы, 2009. - 596 с.

 

.Мордовец А.С. Социально-юридический  механизм обеспечения прав человека  и гражданина. - Саратов: СВШ МВД  РФ. 2006. - 137 с.

 

.Нерсесянц B.C. Прогресс в праве (исторический опыт и перспективы) // Теория государства и права. М.: БЕК, 2005.

 

.Новоселов В.И. Правовое  положение личности в советском  государственном управлении. Саратов, 2006. - 570 с.

 

.Общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры в  практике конституционного правосудия: Материалы Всероссийского совещания  / Ред. кол.: М. А. Митюков и др. - М.: Фонд правовых проблем федерализма и местного самоуправления; Фонд им. Конрада Аденауэра: Международные отношения, 2006. - 534 с.

Информация о работе Пределы конституционных ограничений прав и свобод