Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 12:26, курсовая работа
Целями работы является выявление, осмысление и анализ формально-юридической и содержательной сторон конституционных оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина как актуальной проблемы современного конституционного права.
Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи:
-определить понятие и значение конституционного правового статуса человека в Российской Федерации;
-определить пределы и ограничения прав и свобод;
- раскрыть содержание и дать характеристику конституционных оснований ограничения прав и свобод человека с формально-юридической и содержательной стороны;
- раскрыть специфику конституционного регулирования ограничений прав и свобод в условиях особых государственно-правовых режимов.
Введение_______________________________________________________
1. Конституционно-правовой статус человека в Российской Федерации____
1.1 Понятие конституционного статуса человека ______________________
1.2 Пределы и ограничения прав и свобод___________________________
2. Содержание конституционных оснований ограничения прав и свобод человека в Российской Федерации__________________________________
2.1 Ограничения общего характера в сфере личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека __________________
2.2 Ограничение прав и свобод в условиях особых государственно-правовых режимов________________________________________________________
Заключение_____________________________________________________
Список использованной литературы_________________________________
а) объективно вынужденный исключительный комплекс мер временного характера, принимаемых государством при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера в целях предотвращения внешних и (или) внутренних угроз национальным интересам;
б) осуществляемый в соответствии с нормами международного права и на основании конституции и национального законодательства особый порядок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов военного управления, правоохранительных органов, предприятий, организаций и граждан, направленный на эффективное предотвращение угроз национальным интересам, нейтрализацию и минимизацию их отрицательных последствий;
в) межотраслевой правовой институт, охватывающий по своему содержанию различные отрасли права (конституционное, административное, военное, международное, уголовное и др.) и характеризующийся, прежде всего, возможностью законного ограничения отдельных прав и свобод граждан в период действия особых правовых режимов;
г) противоречивый по правовой природе процесс, имеющий своей целью, с одной стороны, восстановление нормальных условий жизнедеятельности государства, нарушенных при возникновении чрезвычайной ситуации, в ходе предотвращения угрозы национальным интересам (включая обеспечение полномасштабного осуществления конституционных прав и свобод граждан, как одну из важнейших составляющих национальных интересов), а с другой - предусматривающий в этой связи ограничение прав и свобод граждан.
Названные законы определяют временные ограничения, которые применяются во всех случаях независимо от оснований введения чрезвычайного или военного положения, а именно:
а) введение особого режима
въезда и выезда с территории, на
которой действует режим
б) запрещение или ограничение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
в) запрещение забастовок и
иных форм приостановления или
г) ограничение движения транспортных средств и их досмотр.
Они устанавливают меры, которые
применяются лишь при введении чрезвычайного
положения в связи с попытками
насильственного изменения
а) запрет на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток (введение комендантского часа);
б) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков;
в) временное изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ;
г) проверка документов. удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств.
Законом "О чрезвычайном положении" закреплены меры, которые применяются исключительно при введении чрезвычайного положения по вышеназванным основаниям, но не в условиях военного положения, а именно:
а) выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой оно введено, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;
б) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.
Законы "О чрезвычайном
положении" и "О военном положении"
устанавливают меры, которые применяются
при введении чрезвычайного положения
в связи с чрезвычайными
К временным мерам, применяемым в условиях военного положения, относятся следующие возлагаемые на граждан обязанности и ограничения (которые не предусмотрены Законом "О чрезвычайном положении"):
а) выполнение требований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказание содействия таким органам и лицам;
б) явка по вызову в перечисленные
органы, а также в военные
в) выполнение требований, изложенных
в полученных гражданами предписаниях,
повестках и распоряжениях
г) предоставление гражданами в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества (с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества);
д) задержание по основаниям,
установленным федеральным
е) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля телефонных переговоров; создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
ж) запрещение работы приемопередающих
станций индивидуального
з) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;
и) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории страны;
к) запрещение или ограничение выбора места пребывания или места жительства.
Отдельные положения о
возможных ограничениях прав и свобод
граждан в условиях чрезвычайного
и военного положения закреплены
и в некоторых других федеральных
законах, что свидетельствует о
наличии у законодателя единого
подхода к решению этой проблемы.
В частности, ст. 4 Трудового кодекса
РФ установлено, что не является принудительным
трудом работа, выполняемая в случаях
объявления чрезвычайного или военного
положения. А в ст. 51 и 93 Земельного
кодекса РФ закреплено, что при
чрезвычайном или военном положении
допускается временное изъятие
у собственника земельного участка
с возмещением причиненных
Законами "О чрезвычайном положении" и "О военном положении" закреплены и разграничены полномочия Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов военного управления, иных структур и должностных лиц по введению и применению мер, связанных с временным ограничением отдельных прав граждан. Кроме того, в ст. 22 Закона "О военном положении" зафиксирована обязанность Президента Российской Федерации в случае введения военного положения во исполнение международно-правовых обязательств РФ принять меры по оповещению Генерального секретаря ООН (а через него государств-участников ООН) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлениях России от своих обязательств по международным договорам, связанным с ограничением отдельных прав и свобод граждан.
Подводя итог, отмечаем, что
органы, обеспечивающие режим чрезвычайного
или военного положения, по основаниям,
установленным федеральным
По мнению Пчелинцева С.В., исследовавшего вопрос ограничения прав в условиях особых правовых режимов наиболее полно, необходимо ясно осознавать, что особые правовые режимы следует рассматривать не в качестве специального инструмента ограничения прав и свобод граждан, а напротив, как составную часть правового арсенала, призванного обеспечить интересы личности, общества и государства. Ведь результатом отдельных ограничений некоторых прав и свобод, границы которых определены законом, является гарантирование наиболее важных прав и свобод граждан, определяющих смысл и основные цели деятельности демократического правового государства.
В связи с этим заслуживает
поддержки точка зрения профессора
Ш.Г. Вишнякова о том, что особые
правовые режимы предусматривают ограничения
прав и свобод граждан, когда такая
мера в определенных случаях является
единственным способом предупреждения
и нейтрализации негативных последствий
реальных и возможных угроз. Об этом
же говорит и X. Б. Шейнин, полагающий,
что в силу исключительного характера
подобная мера представляется допустимой
только при отсутствии «иной возможности
решить возникшую проблему» и
при наличии «действительной
необходимости в ограничении
прав». Главной же задачей особых
правовых режимов как временной
специальной формы
Отсюда следует, что ограничения прав и свобод следует рассматривать как вынужденное, но объективно обусловленное средство обеспечения безопасности личности, общества и государства, применяющееся на основании законa, и в соответствии с нормами международного права только в качестве исключительной меры, причем обязательно временного характера (на период действия особых правовых режимов).
В связи с этим возрастает значимость теоретической проработки и осмысления с учетом современных реалий такого основополагающего вопроса, как основания ограничения прав и свобод граждан, которые обычно связаны с основаниями введения особых правовых режимов.
К таким основаниям относятся,
как правило, различные чрезвычайные
ситуации, имеющие на практике многообразный
характер. В научной литературе предлагаются
различные классификации
а) внешнего характера;
б) внутриполитического характера;
в) техногенного, экологического и природного характера.
Более распространенная точка зрения о разграничении оснований ограничения прав и свобод граждан на две группы исключительных обстоятельств (факторов):
а) природно-техногенного характера (стихийные бедствия, аварии, эпидемии и т.п.);
б) социально-политического характера (массовые беспорядки, межнациональные столкновения, попытки насильственного изменения конституционного строя и др.).
Следует отметить, что еще
в советской юридической науке
достаточно серьезное внимание уделялось
обоснованию необходимости
а) возникновение неблагоприятных условий (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъектов, направленных на их сдерживание и одновременно - на удовлетворение общественных интересов в охране и защите;
Информация о работе Пределы конституционных ограничений прав и свобод