Понятие системы налогового права и налоговые законы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

1) Понятие системы налогового права и налоговые законы.
2) Основные направления совершенствования системы налогового законодательства и его кодификация.
3) Ответственность налогоплательщиков за невыполнение налоговых обязательств.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 42.44 Кб (Скачать)

                       Вопросы: 

     1) Понятие системы налогового права и налоговые законы.

     2) Основные направления совершенствования системы налогового законодательства и его кодификация.

     3) Ответственность налогоплательщиков за невыполнение налоговых обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1) Понятие системы налогового права и налоговые законы.  

     Налоговое право включает комплекс налоговых  норм, которые в совокупности выражаются в сложной системе, включающей: акты федерального налогового законодательства, налогового законодательства субъектов Федерации, налоговые нормативные правовые акты органов местного самоуправления, международные соглашения Российской Федерации с иностранными государствами в области налогообложения.

     Нормы налогового права как отрасли  права группируются законодателем в различных актах, образуя подотрасли, с учетом:

     1) их функции (регулятивная, координирующая, стимулирующая, внешнеэкономическая, контрольная, фискальная и др.);

     2) направленности на объект регулирования  (конкретный вид налога, сбора,  платежа);

     3) территориальной ориентированности  (федеральные, региональные, местного самоуправления);

     4) отраслевой и социально-экономической  направленности (по отраслям промышленности  и сферам государственной поддержки).

     Общее между отраслью и подотраслью  заключается в единстве метода и предмета, отличие — в особенностях деятельности субъектов, вспомогательном характере отдельных видов норм, специфике объекта налогообложения.

     В настоящее время сформированы и  продолжают формироваться подотрасли налогового права и, соответственно, подотрасли законодательства.

     Важнейшие подотрасли законодательства следующие:

    • о налогообложении прибыли,
    • о налоге на добавленную стоимость,
    • о налогообложении физических лиц,
    • о налогообложении природных ресурсов,
    • о налогообложении банков,
    • о налогообложении иностранных инвестиций,
    • о местных налогах,
    • о себестоимости продукции,
    • об амортизации,
    • о бухгалтерском учете,
    • о налоговом контроле,
    • о ценообразовании.

     Каждая  из перечисленных подотраслей имеет  специальные, относящиеся к ней  законы, законодательные и нормативные  акты как российские, так и международные. Приведенный перечень не является исчерпывающим, но позволяет составить общую  схему правоотношений в налоговой  сфере.

     Комплекс  налоговых норм, объединенных в системе  налогового права, подразделяется на общую  и особенную части. К общей  части относятся нормы, которые  закрепляют общие принципы, правовые формы и методы налогового регулирования  и контроля, функции налоговых  органов, разграничение полномочий Федерации и субъектов в налоговой сфере и др. Они обязательны для Федерации и ее субъектов и составляют основы налоговой системы и политики России. К особенной части относятся нормы, регулирующие отдельные налоговые институты и специальные виды налогов.

     Комплекс  правовых институтов и норм, формирующих  механизм управления налоговыми отношениями, содержится в правовых актах, регулирующих государственное управление налогообложением, а также режим уплаты отдельных видов налогов, объединенных по территориальной ориентированности: федеральных, региональных, местных.

     К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на прибыль предприятия; подоходный налог с физических лиц; государственная пошлина; таможенная пошлина; платежи за пользование природными ресурсами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; налог на операции с ценными бумагами; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения; гербовый сбор.

     К региональным налогам  (налогам субъектов Федерации) относятся: налог на имущество предприятий; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц; налоги и сборы, введенные субъектами и не предусмотренные федеральным законодательством (акцизы на минеральное сырье, сбор за пересечение границы, сбор на благоустройство с транзитного транспорта, сбор за проезд по автодорожному мосту, сбор с авиапассажиров, налог на ввоз и вывоз винно-водочных изделий, сбор за реализацию скота за пределы области, сбор за реализацию электроэнергии, сбор за использование иностранных названий и др.).

     К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за использование местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор за выигрыш на бегах; сбор со сделок на биржах (за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами); сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством и введенные местным самоуправлением (сбор за содержание излишнего поголовья дойных коров, сбор за проезд через территорию города, сбор за парковку иностранного транспорта и за право проезда по центральным улицам города, сбор на содержание автобусного парка, налог на содержание общественного телевидения, сбор на содержание футбольной команды, сбор на медоборудование, сбор за вывоз древесины и другие налоги и сборы).

     Перечень  местных налогов не является исчерпывающим, и субъекты Федерации вправе устанавливать  местные налоги, не предусмотренные  Законом РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации», в своих законах о системе  налогообложения. Перечисленные местные налоги наиболее типичны в практике сбора налогов на уровне местного самоуправления.

     Как видно, система налогового права  слишком громоздка, требуется четко структурировать налоги в проектах кодифицированных налоговых актов, уменьшив их количество на региональном и местном уровне.

     В юридической науке система отрасли  налогового права рассматривается как совокупность налоговых правовых институтов, каждый из которых состоит из группы правовых норм, регулирующих однородные, обладающие качественным единством, виды налоговых отношений.

     Правовые  нормы, регулирующие отношения, связанные  с формированием и обеспечением действенности налоговой системы Федерации, составляют институт государственной налоговой системы.

     Нормы, определяющие компетенцию и функции  государственных органов налогового регулирования и контроля, составляют институт государственного управления налогообложением.

     Нормы, гарантирующие государственную  и судебную защиту прав и имущественных  интересов налогоплательщиков, составляют институт защиты прав налогоплательщиков.

     Нормы, регулирующие виды, права и обязанности  юридических и физических лиц в области налогообложения, составляют институт плательщика налога.

     Нормы, определяющие регистрацию, обязательность ведения налогового учета по оформлению счетов и отчетности налогоплательщиков, составляют институт налогового учета и отчетности.

     Нормы, касающиеся налогооблагаемой базы, налогооблагаемого  оборота, стоимости товаров и  услуг, доходов, составляют институт объекта налогообложения.

     Нормы, содержащие сроки и порядок уплаты налога, порядок исполнения или освобождения от обязанности уплаты налога, составляют институт налогового обязательства.

     Нормы, гарантирующие взаимную ответственность  как налоговых органов, так и налогоплательщиков за нарушение своих обязательств, составляют институт ответственности участников налоговых отношений.

     Нормы, устанавливающие льготные налоговые  условия для отдельных категорий  налогоплательщиков или видов деятельности, составляют институт налоговых льгот.

     Нормы, закрепляющие базовые экономические  и финансовые параметры при определении  суммы взыскиваемого налога, составляют институт исчисления налогов.

     Нормы, определяющие обязанности банков и  других структур по представлению данных и перечислению налогов в бюджет, составляют институт финансовых участников (агентов) налогового контроля.

     Нормы, обеспечивающие возврат из бюджета  неправильно взысканных средств  налогоплательщика, составляют институт возврата налоговых платежей.

     В базовых законах и инструкциях о налогообложении содержатся только отдельные нормы налоговых институтов и говорить о них как о сложившихся институтах налогового законодательства можно лишь с позиций определенных тенденций в законопроектной работе и правоприменительной практике.

     Особенная часть налогового права имеет  подчиненное положение по отношению к общей части и складывается из институтов, регулирующих правовой режим взимания отдельных видов налогов, выделяемых по специальным объектам налогообложения.

     В соответствии с предусмотренными в  законодательстве видами налогов особенная часть налогового права должна содержать институты правового режима, содержащиеся в специальных налоговых законах и отражающие особенности налогообложения тем или иным видом налога. Правовой режим налогообложения, закрепленный в институтах особенной части налогового права, отражает специфику правового регулирования отношений по взиманию каждого отдельного вида налога, которые существуют в рамках общего правового режима, установленного общей частью.

     Особенная часть уже сформировала собственные  институты, закрепленные действующим  законодательством. Приведем перечень этих институтов и их краткую характеристику.

     Нормы, регламентирующие состав расходов и  доходов налогоплательщика, исключения из налогооблагаемой базы, учет цены и себестоимости продукции, формируют институт определения налогооблагаемой базы при установлении доходов (прибыли), облагаемого оборота субъекта налогообложения.

     Нормы, устанавливающие особый режим налогообложения  некоторых доходов, определяют институт особенностей уплаты отдельных видов  доходов.

     Нормы, содержащие установленные финансовыми  органами виды затрат, относимых к  расходам, составляют институт затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

     Нормы, обеспечивающие условия предоставления или изменения состава налоговых льгот, содействуют закреплению института контроля за обоснованностью предоставления налоговых льгот.

     Нормы, касающиеся налогообложения иностранных  юридических лиц, составляют институт особенностей налогообложения доходов иностранных юридических лиц.

     Нормы, опирающиеся на международные акты в области налогообложения, составляют институт избежание двойного налогообложения.

     Нормы, регламентирующие налогообложение  пользователей земли, воды, лесов, недр, составляют институт организации взимания платы, за природные ресурсы.

     Нормы, регулирующие процедуру пересмотра налоговых ставок, обособляются в институт порядка установления, изменения, отмены налоговых ставок по отдельным видам налогов.

     Процесс совершенствования действующих  налоговых институтов и разработка новых налоговых законов должны основываться на современных тенденциях в формировании видов институтов налогового права.

     Законы  как основные акты, оформляющие важнейшие  институты налоговых отношений, постоянно находятся в процессе совершенствования, ежегодно претерпевают значительные изменения и дополнения по сравнению с другими отраслевыми законами. Налоговые законы составляют сложную и многофункциональную систему обеспечения доходности национальных бюджетов, где каждая норма развивается в зависимости от планируемой и текущей залоговой политики и практики исполнения бюджета.

     Каждый  институт налогового закона, обретая  в процессе совершенствования налогового права свою особую функцию, становится фактически началом подотрасли налогового законодательства или финансового права.

     Оформление  подотраслей налогового законодательства и финансового права, происходящее под влиянием потребностей формирования и совершенствования налоговых институтов, прослеживается на базе как общих, так и специальных законов.

     Проводя общий анализ роли законов, их отдельных  норм в системе налогового законодательства, следует отметить различный характер воздействия норм на субъектов налоговых отношений. Нормы налоговых законов в зависимости от правовых пределов применения подразделяются на нормы прямого и непрямого действия.

     К нормам прямого действия общих налоговых  законов относятся, например, нормы об ответственности за нарушения налогового законодательства. Так, налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях несет ответственность в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода, штрафа за определенные нарушения, взыскания пени и других санкций, предусмотренных законодательными актами.

Информация о работе Понятие системы налогового права и налоговые законы