Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:35, курсовая работа
Налоги — одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения функций этих органов. С одной стороны, ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, с другой стороны, налоги — это один из признаков государства.
Введение…………………………………………………………..3
Глава 1Понятие и роль налогов………………………………….4
1.1Социально-экономические предпосылки развития
налогового права………………………………………………4
1.2 Налоги и другие виды государственных доходов………….5
1.3 Юридическое определение налога…………………………..9
1.4 Функции налога………………………………………………13
Глава 2 Налоговые правоотношения……………………………15
2.1 Субъекты налогового правоотношения…………………….15
2.2 Состав налогоплательщиков и плательщиков …………….17
2.3 Права и обязанности налогоплательщика………………….20
Заключение……………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………27
Физическое лицо признается налогоплательщиком,
если такое лицо: является налоговым резидентом
РФ осуществляет экономическую деятельность
в Российской Федерации или получает доходы
от источников в Российской Федерации;
является собственником имущества, подлежащего
налогообложению в Российской Федерации;
совершает на территории Российской Федерации
операции или действия, подлежащие налогообложению
;становится участником правоотношений
при перемещении товаров (работ, услуг)
через таможенную границу РФ становится
участником правоотношений, одним из условий
которых является уплата государственной
пошлины или иного сбора, установленного
законодательством;
организация признается налогоплательщиком,
если она является российской организацией
либо удовлетворяет хотя бы одному из
вышеперечисленных признаков
Каждое
лицо может быть налогоплательщиком одного
или нескольких налогов в зависимости
от осуществляемой им деятельности, владения
имуществом или иных объектов налогообложения.
Общие положения о составе налогоплательщиков,
их представителей, их правах, обязанностях
и гарантиях установлены в правовых нормах
раздела 2, глав 3 и 4, статьях 19-25 НК РФ Особенности
налогового - правового статуса конкретных
групп налогоплательщиков, исполнения
обязанности по уплате различных видов
налогов и сборов регламентируются правовыми
нормами соответствующих глав части второй
НК РФ, другими нормативными актами о налогах
и сборах Российской Федерации, ее субъектов
и представительных органов МСУ.
В соответствии
со ст19 НК РФ налогоплательщиком признаются
все физические лица и организации, на
которых в установленном Налоговым Кодексом
порядке возложена обязанность по уплате
налогов и сборов По видам уплаты обязательных
платежей закон выделяет налогоплательщиков
и плательщиков сборов .Различие между
ними носит материальный характер - одни
обязаны платить налоги, другие – сборы
.Плательщик сборов имеет существенно
меньше обязанностей, чем налогоплательщик
.Они не обязаны вставать на налоговый
учет, представлять декларации и другие
документы по пересчету сборов, вести
учет доходов и расходов и т.д Число "чистых"
плательщиков сборов невелико .Это пенсионеры,
студенты и другие физические лица, которые
получают доходы и имеют имущество не
подлежащее налогообложению18.Во
всех других случаях налогоплательщик
и плательщик сборов совпадает в одном
лице и при этом налогоплательщик никаких
иных прав и обязанностей не приобретает.
Поэтому в дальнейшем тексте мы не будем разделять лиц обязанных уплачивать налоги и сборы на две категории, ограничиваясь одним понятием "налогоплательщик", за исключением случаев существенного различия в их статусе, указанного в законе .
Физические лица, работающие по трудовым
договорам, наемные работники, государственные
и муниципальные служащие, иные лица, получающие
доход у источников выплаты, в том числе
по гражданско-правовым договорам освобождены
от обязанностей вести учет своих доходов
и расходов исчисления и уплаты налога
на свои доходы, полученные у названных
источников, представлять налоговую декларацию.
Особую группу налогоплательщиков образуют
физические лица - предприниматели действующие
без образования юридического лица, гражданско-правовой
статус Налоговым законодательством,
признаются индивидуальными предпринимателями
физические лица, зарегистрированные
в установленном порядке и осуществляющие
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, а также
частные нотариусы, частные охранники,
частные детективы19.
В качестве индивидуального предпринимателя
в хозяйственной деятельности может участвовать
физическое лицо, являющееся гражданином
РФ, способное своими действиями приобретать
и осуществлять гражданские права, создавать
для себя гражданские обязанности и исполнять
их, по достижении 18-ти летнего возраста
(ст.21 ГК РФ)В некоторых случаях предпринимательская
деятельность граждан допускается и в
более раннем возрасте. В частности, если
гражданин до достижения 18-ти лет вступает
в брак (когда законом предусмотрена такая
возможность), то он приобретает дееспособность
в полном объеме со времени вступления
в брак (п.2 ст.21 ГК РФ)
Следовательно, он вправе заниматься предпринимательской
деятельностью также в полном обьеме.Закон
допускает возможность предпринимательской
деятельности граждан по достижению 16-ти
летнего возраста с согласия родителей,
усыновителей или попечителей. В этом
случае он может быть объявлен полностью
дееспособным по решению органа опеки
и попечительства или суда в порядке, определенном(ст27ГКРФ)(
Граждане вправе заниматься любыми видами
предпринимательской деятельности за
исключением тех, которые запрещены или
ограничены законом .Например, запрещено
производство оружия, взрывчатых веществ,
боеприпасов, ядовитых, сильнодействующих
и наркотических веществ, изготовление
орденов и медалей, спирта этилового и
некоторых других видов продукции.Некоторые
виды предпринимательской деятельности
могут осуществляться лишь при условии
получения специального разрешения (лицензии)В
других случаях, закон устанавливает дополнительные
условия необходимые для занятия отдельными
видами деятельности
Права
налогоплательщика
В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик, в частности, имеет право:1)получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;2)получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;3)использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;4)получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;5)на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;5)представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;6)присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;7)не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;8)обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;9)требовать соблюдения налоговой тайны21.
Остановимся более подробно на отдельных правах налогоплательщиков.
Прежде всего следует отметить, что Налоговый кодекс гарантирует административную и судебную защиту прав и законных интересов налогоплательщиков. Права налогоплательщиков обеспечиваются также соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Отказ налогового органа разъяснить порядок применения законодательства о налогах и сборах может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном главой 19 Налогового кодекса. При подаче жалобы от имени гражданина должны соблюдаться гарантии, установленные Законом РФ от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". В случае отказа в разъяснении либо неверного разъяснения налогоплательщик вправе требовать в установленном гражданским законодательством порядке возмещения убытков в полном объеме (ст. 21 Налогового кодекса). Кроме того, в соответствии со ст. 111 Налогового кодекса, если неверное разъяснение налогового органа повлекло нарушение налогоплательщиком налогового законодательства, вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения исключается и, соответственно, отсутствуют основания для привлечения его к ответственности22.
Особого внимания требует право налогоплательщиков не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Каждое решение налогоплательщика об неисполнении актов и требований налоговых органов должно быть обоснованным, так как отказ от исполнения скорее всего вызовет спор между налоговым органом и налогоплательщиком, и налогоплательщику следует быть готовым доказывать неправомерность предъявленных ему актов и требований в суде.
Налогоплательщик, в частности, обязан : 1)уплачивать законно установленные налоги;2)встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;3)вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;4)представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;5)представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;6)в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
Следует иметь в виду, что в силу ст. 17 Федерального закона "О бухгалтерском учете" организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Таким образом, несмотря на то, что Налоговый кодекс обязывает налогоплательщика обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета в течение четырех лет, срок хранения бухгалтерских документов не может быть менее пяти лет. Другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие полученные доходы (для организаций - также произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги, должны храниться налогоплательщиками (как организациями, так и физическими лицами) не менее четырех лет23.
Налоговым кодексом предусмотрена также обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:1)об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);2)обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия) 3)обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);4)об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);5)об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней)24.
Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, срок для уведомления налоговых органов начинает течь с момента внесения соответствующих изменений и дополнений в учредительные документы. Обязанность организаций и физических лиц сообщать об изменении места нахождения (жительства) установлена в целях осуществления оперативного налогового контроля.
Заключение
В настоящее время в России идет этап становления механизма налогового
регулирования посредством реформирования налоговой системы.
Ученый совет института государства и права РАН и Российская ассоциация
налогового права давно обсудили концепцию основных положений проекта общей
части Налогового кодекса России.
Общие выводы состоят в следующем.
Совершенствование налогового законодательства является актуальной задачей.
Действующая налоговая система в ее основных–экономическом и правовом аспектах
подвергается обоснованной критике. Непомерное налоговое бремя для
предприятий–основной экономический порок российской системы налогообложения.
Её фискально-карательный характер постоянно усиливается за счет расширения
налоговой базы и ставок по отдельным налогам, введение новых налогов и
сборов, ужесточение финансовых санкций и условий налогообложения.
Правовая форма налогообложения также весьма несовершенна. Налоговое
законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью,
наличием пробелов. Попытки устранить эти недостатки путем многочисленных,
Информация о работе Понятие и роль налогов в Российской Федерации