Понятие и общие характеристики налоговых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование налогового правоотношения и его составляющих, как одной их важнейших категорий, занимающих центральное место в российском налоговом праве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
§ 1. Понятие и общая характеристика налоговых правоотношений…………..5
1.1. Понятие и признаки налоговых правоотношений…………………………5
1.2. Виды налоговых правоотношений………………………………………….8
§ 2. Субъекты налоговых правоотношений……………………………………11
§ 3. Содержание налоговых правоотношений…………………………………15
3.1. Права субъектов налоговых правоотношений……………………………15
3.2. Обязанности субъектов налоговых правоотношений…………………….20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список источников и литературы………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

курсовая по НП.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

5. По содержанию они делятся на отношения, складывающиеся в процессе:

     1) установления и введения налогов  и сборов;

     2) взимания налогов и сборов;

     3) проведения налогового контроля;

     4) привлечения к ответственности  за налоговые правонарушения;

     5) обжалования актов налоговых органов, а также действия (бездействия) их должностных лиц.

6. По цели они делятся на отношения основные и обеспечительные (сопутствующие). Традиционно основными считаются отношения по взиманию, уплате налога или сбора. В то же время отношения, возникающие по поводу постановки на налоговый учет, по проведению налоговых проверок и т.п. принято рассматривать как вспомогательные, обеспечивающие выполнение обязанностей налогоплательщиком, предусмотренных налоговым законодательством.

       Более глубокому рассмотрению сущности налогового правоотношения способствует изучение его структуры, в которой также проявляются как общие, так и специфические черты налогового правоотношения как разновидности финансовых правоотношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     § 2. Субъекты налоговых правоотношений

       В соответствии со ст. 9 НК РФ субъектами налоговых правоотношений являются:

1) организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с НК РФ налогоплательщиками  или плательщиками сборов;

2) организации  и физические лица, признаваемые  в соответствии с НК РФ налоговыми  агентами;

3) налоговые  органы (федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный по контролю  и надзору в области налогов  и сборов, и его территориальные  органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

       Налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации  и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.8

    В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы  и иные обособленные подразделения  российских организаций исполняют  обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

    Налоговыми  агентами признаются лица, на которых  в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.9

    Пленум  Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении  от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса РФ» конкретизирует следующее: по смыслу главы 4 НК РФ, в том числе пункта 1 статьи 26, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

    В связи с этим при решении вопроса  о привлечении налогоплательщика  к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.

    Последствия ненадлежащего исполнения законным или уполномоченным представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

    В силу пункта 3 статьи 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика  осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, а если налогоплательщиком является физическое лицо - на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

    При применении данной нормы судам необходимо иметь в виду, что договор доверительного управления не является достаточным  правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения.

    Если  учредитель управления и доверительный  управляющий достигли договоренности в отношении представительства  в сфере налогообложения, соответствующие  полномочия управляющего должны быть оформлены доверенностью с учетом требований пункта 3 статьи 29 НК РФ.10

     Как указал Конституционный Суд РФ, представительство  в налоговых правоотношениях  означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика – представляемого лица11.

     Российская  Федерация, субъекты РФ, муниципальные  образования участвуют в налоговых  правоотношениях не непосредственно, но в лице уполномоченных органов, наделяемых государством соответствующей компетенцией. Последние действуют от имени и в интересах представляемого лица - государства, а не по собственному усмотрению. Таким образом, основным представителем государства в налоговых правоотношениях выступают налоговые органы.

     Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов является Федеральная налоговая служба.

     Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.12

     Служба  является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

     Федеральная налоговая служба находится в  ведении Министерства финансов Российской Федерации.

     Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением  налогового законодательства, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

     Признание физического лица, организации, государственного (муниципального) органа субъектом  налогового права происходит в силу распространения на данное лицо, организацию, государственный (муниципальный) орган действия налоговых законодательных актов. Каждый субъект налогового права в силу самого действия названных законодательных актов, т. е. независимо от участия в тех или иных налоговых правоотношениях, обладает определенным комплексом прав и обязанностей. Все эти права и обязанности составляют содержание налоговой правосубъектности.

     Налоговые правоотношения являются следствием реализации налогового закона при наличии определенных юридических фактов. Как известно, вступая в те или иные налоговые правоотношения, физические лица, организации становятся носителями конкретных субъективных прав и обязанностей. Эти субъективные права и обязанности должны рассматриваться как элементы налогового правоотношения. 
 
 
 

                     § 3. Содержание налоговых правоотношений

             3.1. Права субъектов  налоговых правоотношений

     Под содержанием налоговых правоотношений понимаются корреспондирующие, взаимные права и обязанности сторон конкретного правоотношения.13

     Юридическое содержание налоговых правоотношений определяется потенциальными возможностями развития событий и соответствующих действий уполномоченного и обязанного субъектов отношений по поводу установления, изменения и уплаты налогов. Фактическое содержание налоговых правоотношений представляет собой конкретные действия плательщиков, с одной стороны, и государства (либо уполномоченных им органов) по реализации прав и обязанностей сторон при осуществлении предписаний налогово-правовых норм, с другой.

     Поскольку отношения по уплате налога являются основными, рассмотрим сначала права налогоплательщиков, плательщиков сборов.

       В соответствии с ч. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право:

1) получать  по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать  от Министерства финансов Российской  Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать  налоговые льготы при наличии  оснований и в порядке, установленном  законодательством о налогах  и сборах;

4) получать  отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

5) на  своевременный зачет или возврат  сумм излишне уплаченных либо  излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на  осуществление совместной с налоговыми  органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять  свои интересы в отношениях, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах, лично либо через  своего представителя;

7) представлять  налоговым органам и их должностным  лицам пояснения по исчислению  и уплате налогов, а также  по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать  при проведении выездной налоговой  проверки;

9) получать  копии акта налоговой проверки  и решений налоговых органов,  а также налоговые уведомления  и требования об уплате налогов;

10) требовать  от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не  выполнять неправомерные акты  и требования налоговых органов,  иных уполномоченных органов  и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

12) обжаловать  в установленном порядке акты  налоговых органов, иных уполномоченных  органов и действия (бездействие)  их должностных лиц;

13) на  соблюдение и сохранение налоговой  тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

Информация о работе Понятие и общие характеристики налоговых правоотношений