Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование налогового правоотношения и его составляющих, как одной их важнейших категорий, занимающих центральное место в российском налоговом праве.
Введение…………………………………………………………………………..3
§ 1. Понятие и общая характеристика налоговых правоотношений…………..5
1.1. Понятие и признаки налоговых правоотношений…………………………5
1.2. Виды налоговых правоотношений………………………………………….8
§ 2. Субъекты налоговых правоотношений……………………………………11
§ 3. Содержание налоговых правоотношений…………………………………15
3.1. Права субъектов налоговых правоотношений……………………………15
3.2. Обязанности субъектов налоговых правоотношений…………………….20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список источников и литературы………………………………………………27
5. По содержанию они делятся на отношения, складывающиеся в процессе:
1)
установления и введения
2) взимания налогов и сборов;
3)
проведения налогового
4) привлечения к ответственности за налоговые правонарушения;
5) обжалования актов налоговых органов, а также действия (бездействия) их должностных лиц.
6. По цели они делятся на отношения основные и обеспечительные (сопутствующие). Традиционно основными считаются отношения по взиманию, уплате налога или сбора. В то же время отношения, возникающие по поводу постановки на налоговый учет, по проведению налоговых проверок и т.п. принято рассматривать как вспомогательные, обеспечивающие выполнение обязанностей налогоплательщиком, предусмотренных налоговым законодательством.
Более глубокому рассмотрению сущности
налогового правоотношения способствует
изучение его структуры, в которой также
проявляются как общие, так и специфические
черты налогового правоотношения как
разновидности финансовых правоотношений.
§ 2. Субъекты налоговых правоотношений
В соответствии со ст. 9 НК РФ субъектами налоговых правоотношений являются:
1) организации
и физические лица, признаваемые
в соответствии с НК РФ
2) организации
и физические лица, признаваемые
в соответствии с НК РФ
3) налоговые
органы (федеральный орган
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).
Налогоплательщиками и
В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.9
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса РФ» конкретизирует следующее: по смыслу главы 4 НК РФ, в том числе пункта 1 статьи 26, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.
В
связи с этим при решении вопроса
о привлечении
Последствия ненадлежащего исполнения законным или уполномоченным представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.
В
силу пункта 3 статьи 29 НК РФ уполномоченный
представитель
При применении данной нормы судам необходимо иметь в виду, что договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения.
Если учредитель управления и доверительный управляющий достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены доверенностью с учетом требований пункта 3 статьи 29 НК РФ.10
Как указал Конституционный Суд РФ, представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика – представляемого лица11.
Российская
Федерация, субъекты РФ, муниципальные
образования участвуют в
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов является Федеральная налоговая служба.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.12
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Признание физического лица, организации, государственного (муниципального) органа субъектом налогового права происходит в силу распространения на данное лицо, организацию, государственный (муниципальный) орган действия налоговых законодательных актов. Каждый субъект налогового права в силу самого действия названных законодательных актов, т. е. независимо от участия в тех или иных налоговых правоотношениях, обладает определенным комплексом прав и обязанностей. Все эти права и обязанности составляют содержание налоговой правосубъектности.
Налоговые
правоотношения являются следствием реализации
налогового закона при наличии определенных
юридических фактов. Как известно, вступая
в те или иные налоговые правоотношения,
физические лица, организации становятся
носителями конкретных субъективных прав
и обязанностей. Эти субъективные права
и обязанности должны рассматриваться
как элементы налогового правоотношения.
§ 3. Содержание налоговых правоотношений
3.1. Права субъектов налоговых правоотношений
Под
содержанием налоговых
Юридическое содержание налоговых правоотношений определяется потенциальными возможностями развития событий и соответствующих действий уполномоченного и обязанного субъектов отношений по поводу установления, изменения и уплаты налогов. Фактическое содержание налоговых правоотношений представляет собой конкретные действия плательщиков, с одной стороны, и государства (либо уполномоченных им органов) по реализации прав и обязанностей сторон при осуществлении предписаний налогово-правовых норм, с другой.
Поскольку отношения по уплате налога являются основными, рассмотрим сначала права налогоплательщиков, плательщиков сборов.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) получать
от Министерства финансов
3) использовать
налоговые льготы при наличии
оснований и в порядке,
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
5) на
своевременный зачет или
5.1) на
осуществление совместной с
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
7) представлять
налоговым органам и их
8) присутствовать
при проведении выездной
9) получать
копии акта налоговой проверки
и решений налоговых органов,
а также налоговые уведомления
и требования об уплате
10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не
выполнять неправомерные акты
и требования налоговых
12) обжаловать
в установленном порядке акты
налоговых органов, иных
13) на
соблюдение и сохранение
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
Информация о работе Понятие и общие характеристики налоговых правоотношений