Особенности налогообложения в Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Сегодня вряд ли найдешь в стране человека, который не жалуется на чрезмерность налогового бремени или не видит в нем главный тормоз экономического роста. В пылу обличений мы привыкли считать, что высокие налоги и развитая экономика - вещи несовместимые. Но ведь есть и обратные примеры. Наиболее характерный пример – это Швеция.

Ключ к пониманию сути шведской государственной модели лежит именно в налоговой системе страны. В центре любой предвыборной борьбы или обсуждения государственного бюджета Швеции всегда оказываются налоги, которые низкими никак не назовешь.

Содержание

Введение ………………………………………………………….. 3
I. Шведская налоговая система …………………………………….
1.1 Шведская система государственного управления и методы
руководства налоговой системой ………………………………..

1.2 Структура и методы работы шведской налоговой системы …...
1.3 Шведская налоговая система в общих чертах ………………….
II. Налогообложение в Швеции …………………………………….
2.1 Шведская процедура налогообложения ………………………...
2.2 Контрольные данные ……………………………………………..
2.3 Налоговые преступления и налоговые штрафы ………………..
III. Особенности налогообложения в Швеции ……………………...
3.1 Электронный документооборот. Единый налоговый счет. Регистрационный номер плательщика НДС ……………………
3.2 Контроль за уплатой НДС при торговле между странами ЕС. (Администрирование НДС при помощи электронных баз данных ЕС) ………………………………………………………..
3.3 Национальная электронная система «PUMA» по отбору налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий ………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………..
Список использованных источников ……………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа МОЯ.docx

— 46.79 Кб (Скачать)

    2.2 Контрольные данные

    Основывать  решение о начислении налога только на декларации о доходах – ненадежно и требует много времени. Поэтому в Швеции было принято решение обязать всех работодателей в конце года таксирования предоставлять контрольные данные о том, какая зарплата была выплачена каждому работнику в течение года. Кроме того, все банки и финансовые институты обязаны сообщать о выплаченных процентах и дивидендах в течение года. На основе этих данных в бланки деклараций физических лиц вносятся все сведения, и они вносят изменения в декларацию, только если не согласны с заранее впечатанными сведениями. или хотят внести в них изменения. На сегодняшний день изменения вносятся лишь в каждую третью декларацию, и по мере увеличения количества контрольных данных это число должно снижаться. Таким образом, с помощью этой системы снижается количество умышленных и неумышленных ошибок. В 2003 году в налоговые органы было подано почти 80 миллионов контрольных данных. Они подавались в утвержденном формате на бумаге, в виде компьютерных файлов, дискет, через Интернет и по телефону. Согласно Закону о самодекларации и контрольных данных, обязанность подавать данные охватывает следующее:

    - доходы от работы по найму, включая льготы в натуральной форме, пенсии, выплаты по больничным;

    - полученные и уплаченные банковские проценты (кроме небольших

сумм, которые  рассматриваются как пени за задержку);

- продажа ценных бумаг;

- продажа и владение паем в жилищном кооперативе. 

    2.3 Налоговые преступления и налоговые штрафы

    Если  налогоплательщик в Швеции нарушит  налоговое законодательство, он может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден за налоговое преступление. Налоговые преступления, за которые в Швеции можно получить от штрафа до 6 лет лишения свободы, раньше составляли подавляющую часть всех дел, рассматриваемых административными судами. Чтобы снизить нагрузку на суды и сократить время рассмотрения дел, в 1972 году была введена альтернативная мера наказания, которую могли применять сами налоговые органы – налоговый штраф. В 2003 году было принято ок. 250 000 решений о наложении налоговых штрафов на сумму 18 млрд. шведских крон, а в судах было вынесено лишь 1500 приговоров за налоговые преступления. Для квалификации деяния как налогового преступление необходим субъективный фактор – наличие злого умысла, а при наложении налогового штрафа учитываются лишь объективные обстоятельства. Проще говоря, достаточно указать неверные данные, чтобы встал вопрос о налоговом штрафе. То есть неверными должны быть именно указанные данные – неверное заявление о вычете не является налоговым преступлением, если сами цифры верные. Добровольное внесение исправлений в данные освобождает от налогового штрафа, если это исправление не стало результатом личного контакта инспектора с плательщиком или объявленной налоговым органом кампании по проверке именно таких деклараций. Налоговый штраф не налагается, если неверные данные стали результатом явной описки или ошибки в расчетах, если данные можно исправить с помощью контрольных данных, если данные исправлены добровольно или речь идет о незначительной сумме (по НДС 2500 крон, по прибыли 5000 крон). От налогового штрафа могут освободить, если ошибка «извинительна» в силу возраста или неопытности, или если наложение штрафа является неоправданным. Штраф рассчитывается, исходя из укрытой от налога суммы, на которую начисляется 20 процентов по НДС и 40 процентов по всем остальным налогам.

    Система, позволяющая одновременно и привлекать к уголовной ответственности, и налагать штраф, подвергается последнее время критике с разных сторон. Многие считают что это противоречит запрету на двойное наказание, записанному в Европейской конвенции о правах человека. Однако Европейский Суд до сих пор не счел, что налоговый штраф противоречит Конвенции. Налоговый штраф, так же как и штраф за задержку декларации (5000 крон для акционерных обществ и 1000 крон для прочих плательщиков) может быть обжалован в административном суде. Для успешного осуществления контрольной работы необходимо, чтобы подозрение в совершении налогового преступления давало право на определенные принудительные меры. Для этого в Швеции есть особый Закон о принудительных мерах, который применяется в случаях серьезного налогового мошенничества. Особо уполномоченный руководитель группы расследований принимает решение о принудительных мерах, которые могут включать в себя проверку в производственных помещениях, выемку документации, внезапную проверку или опечатывание помещений. Для т.н. внезапной проверки, когда налогоплательщика не предупреждают о ней заранее, часто необходимо решение суда, которое в особо срочных случаях может быть вынесено и после проверки, задним числом. Прокуратура и полиция тесно сотрудничают в таких делах, но именно прокурор выносит решение о таких мерах, как обыск, выемка, задержание и принудительное доставление на допрос. В каждом налоговом регионе есть отдел расследования налоговых преступлений со специально обученными технике допросов сотрудниками, но они не имеют права принимать решения о принудительных мерах. 

 

    1. Особенности налогообложения в Швеции.

    3.1 Электронный документооборот. Единый налоговый счет. Регистрационный номер плательщика НДС

    Налоговая декларация и квартальная отчетность по НДС представляются налогоплательщиками  не только в бумажном виде, но и на электронном носителе по электронной  почте и Интернету. В ближайшее  время по обоюдному желанию крупных  организаций и налоговых органов  предполагается переход на преимущественное представление налогоплательщиками  налоговой декларации и отчетности по НДС в электронном виде по Интернету  или электронной почте.

    В настоящее время налогоплательщики  имеют право и могут представлять отчетность в электронном виде, но не обязаны это делать, поскольку  такая обязанность не установлена  в законодательных актах.

    Электронная налоговая отчетность скрепляется  электронной печатью, которая должна отвечать требованиям, установленным  законом об электронной печати. По заявлению организации электронная  печать выдается налоговым управлением  и устанавливается работником налогового управления на один компьютер предприятия. Работник фирмы (как правило, директор или главный бухгалтер) получает сертификат и осуществляет работу с  электронной печатью.

    В ходе реформы по унификации налогового законодательства в 1998 году был введен налоговый счет. Каждый налогоплательщик получает один налоговый счет для  перечисления на него одновременно всех налоговых платежей, учитывая, что  предприятия с годовым оборотом более 40 млн. шведских крон платят налоги и отчисления два раза в месяц (12 и 26 числа следующего месяца — соответственно уплата отчислений в социальные фонды, удержанного подоходного налога, а также НДС).

    Платеж  зачисляется на счет налогового органа — соответствующего налогового управления Швеции. Налоговые платежи могут  также перечисляться по Интернету  и при помощи других каналов связи. На основании налогового счета производятся сверки поступивших и выплаченных  сумм налога.

    Большое значение для налогообложения как  внутри Швеции, так и в ЕС имеет  регистрационный номер по НДС (VAT number), который является национальным регистрационным номером предприятия  и присваивается каждой организации  при ее регистрации в Швеции.

    Шведский  регистрационный номер предприятия  по НДС состоит из 8 цифр, которые  могут быть разделены тире (например, 556123—4567). Индивидуальные предприниматели  не имеют регистрационного номер  по НДС, но им присваивается персональный номер, состоящий также из 8 цифр, первые 4 из которых обозначают дату рождения физического лица.

    При реализации товаров внутри ЕС за основу берется национальный регистрационный  номер предприятия, к которому перед  его цифровым показателем добавляется  двузначный код страны — буквенное  обозначение страны предприятия, а в конце номера — дополнительные 2 цифры. В итоге, если фирма является шведским предприятием, то ее номер может выглядеть следующим образом: SE556123456701.

     

    1. Контроль  за уплатой НДС при торговле между  странами ЕС. (Администрирование НДС  при помощи электронных баз данных ЕС)

    При контроле за уплатой НДС в случае реализации товаров между странами ЕС особое внимание уделяется как  экспортным, так и импортным операциям. Если проданный шведским продавцом  товар в момент продажи находится  в Швеции, а затем доставляется покупателю в другую страну ЕС, то, как  правило, считается, что товарооборот был произведен в Швеции и должен облагаться НДС в Швеции.

    Для того чтобы товар не облагался  НДС, должны выполняться следующие  условия:

    — покупатель должен быть из другой страны ЕС и иметь регистрационный номер  по НДС, то есть покупатель должен быть зарегистрирован (поставлен на учет) как плательщик НДС в другой стране ЕС;

    — товары должны быть физически вывезены из Швеции в другую страну ЕС.

    Таким образом, выполняя эти условия по освобождению от уплаты НДС, продавец должен доказать, что на момент поставки товаров покупатель был зарегистрирован  в другой стране ЕС как плательщик НДС, а товар был перевезен  из Швеции в другую страну ЕС. Поэтому  регистрационный номер покупателя по НДС всегда должен указываться  в счете-фактуре.

    Продавец  должен знать регистрационный номер  покупателя либо получить или потребовать  сведения об этом номере и в случае сомнений в достоверности такого номера, характеризующего покупателя как плательщика НДС в другой стране ЕС, проверить полученные данные в налоговой инспекции или  по круглосуточному телефону отдела обслуживания налогового управления.

    Если  выясняется недействительность регистрационного номера покупателя по НДС или покупатель не может указать регистрационный  номер, считается, что покупатель не зарегистрирован как плательщик НДС и не может быть освобожден от его уплаты. Данный факт означает обязанность продавца уплатить в  шведский бюджет НДС со всего оборота  товара, а данная сделка квалифицируется  как продажа товара внутри страны (в том числе в квартальной  отчетности).

    Для обоснованности возмещения НДС должны быть также представлены ГТД, транспортные документы и другие документы, подтверждающие поступление товара к покупателю, либо подтверждение или справка  покупателя, если он сам вывез товар.

    При проверке экспорта товаров налоговыми органами (а в случае судебного  разбирательства и шведскими  судами) обращается внимание не только на то, подтверждают ли представленные документы факт экспорта и относятся  ли документы к данным товарам, но и на оценку реальности представленных данных. При этом шведские судебные органы лояльны по отношению к национальным налоговым органам и рассматривают всю цепочку перепродавцов, в которой, по мнению налогового органа, присутствует факт мошенничества.

    При экспорте товаров шведские налогоплательщики  обязаны сдавать квартальную  отчетность, отражающую названные операции, а также те операции, в которых  шведская сторона выступает в  качестве перепродавца товара, покупатель и первоначальный продавец которого зарегистрированы в качестве плательщиков НДС соответственно в трех разных странах (например при перепродаже  шведским лицом в Германию товара, приобретенного в Дании).

    В этом случае шведский налогоплательщик должен указать регистрационный  номер по НДС немецкого лица и  сумму, полученную от продажи товара, в качестве стоимости трехсторонней  сделки. Данные по экспортным сделкам  отражаются также и в налоговой  декларации.

    Не  имея возможности проверять все  счета-фактуры, шведские налоговые  органы осуществляют их выборочную проверку.

    Одним из действенных способов контроля НДС  является электронная отчетность в  сумме сделки и другой информации.

    Так, например, если шведская компания поставила  товары иностранной фирме (в рамках стран ЕС) без НДС, но затем выясняется, что эта иностранная фирма  снята с учета по НДС ранее  момента поставки товаров, то шведская компания должна уплатить НДС и штрафные санкции в размере 20 % от суммы  доначислений.

    В случае если шведский покупатель товаров, закупленных у иностранного продавца (в рамках стран ЕС) и оплативший их без НДС, не поставил НДС на вычет, то налоговые органы делают запрос в соответствующий Центральный  офис связи. Где работают 3—4 человека, расположен в г. Стокгольме и имеет  по 1 представителю в каждом из 10 регионов Швеции, имеющем доступ к  Международной базе данных ЕС (региональный уровень).

    Для получения информации, хранящейся в  этой базе, налоговый инспектор обращается к своему представителю в регионе  с просьбой, оформленной в установленном  порядке в виде запроса, который  направляется через ГНС Швеции в  Центральный офис связи. Запрос рассматривается  в Центральном офисе связи  в течение трех месяцев, но в исключительных случаях сроки рассмотрения запроса  могут быть ограничены одним месяцем.

    Таким образом, каждый налоговый инспектор  имеет доступ к международной  системе базы данных ЕС — «VIES». Вместе с тем право доступа шведских налоговых инспекторов к данной базе ограничено в зависимости от круга их обязанностей, то есть налоговый  инспектор может запрашивать  информацию только о налогоплательщиках, с которыми он работает.

Информация о работе Особенности налогообложения в Швеции