Общественные объединения как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:47, реферат

Описание работы

В соответствии с законом "Об общественных объединениях" 1995 г. под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения.

Работа содержит 1 файл

Административное право лекции к билетам.docx

— 45.79 Кб (Скачать)

 

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

 

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и  их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным  соблюдением, исполнением и применением  юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

 

Особенности административного  надзора:

является особой разновидностью государственного контроля;

осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

деятельность по надзору  осуществляется систематически;

цель – обеспечение  правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

между субъектами и объектами  надзора отсутствует организационная  соподчиненность;

осуществляется в отношении  органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений  и их должностных лиц и граждан;

осуществляется при помощи определенных методов;

оценка объекта дается только с позиции законности.

 

Методы осуществления  административного надзора:

постоянное наблюдение;

периодические проверки;

обследование поднадзорного  объекта;

истребование и анализ документов;

изучение обращений граждан  и юридических лиц, публикаций в  средствах массовой информации о  нарушениях законности в сфере государственного управления.

 

Административный надзор осуществляют:

специальные федеральные  надзоры (Федеральная служба по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная  служба по надзору в сфере здравоохранения  и социального развития, Федеральная  служба по надзору за соблюдением  законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного  наследия, Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в  сфере природопользования, Федеральная  служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору);

государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов  исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.). Прокурорский надзор в сфере государственного управления - деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

 

Надзорная деятельность прокуратуры  осуществляется:

за исполнением законов  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием  законам издаваемых ими правовых актов;

соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих  наказание и применяющих назначаемую  судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под  стражу.

 

Формы реагирования прокурора  на нарушения законности:

протест прокурора;

представление прокурора;

постановление прокурора;

предостережение о недопустимости нарушения закона.

 

Прокурор или его заместитель  приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или  должностному лицу, который издал  этот акт, либо обращается в суд в  установленном порядке, где протест  подлежит рассмотрению в десятидневный  срок с момента поступления, о  чем сообщается прокурору, его принесшему.

 

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган  или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

 

Прокурор, исходя из нарушения  закона должностным лицом, выносит  мотивированное постановление о  возбуждении уголовного дела или  производства об административном правонарушении.

 

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся  деяниях прокурор или его заместитель  объявляет в письменной форме  должностным лицам предостережение  о недопустимости нарушения закона.

Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления – это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.

 

Субъектами судебного  контроля являются федеральные суды (Конституционный Суд РФ; Верховный  Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, автономной области, районные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные  арбитражные суды округов, арбитражные  суды субъектов РФ и суды субъектов  РФ (конституционные (уставные) суды, мировые  судьи).

 

Судебный контроль в сфере  государственного управления осуществляется:

при рассмотрении жалоб на действия и решения органов и  должностных лиц, нарушающих права  и свободы граждан;

рассмотрении дел об административных правонарушениях (качество проведенного расследования, законность вынесенных постановлений и др.);

рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

проверке законности нормативных  правовых актов;

рассмотрении дел, возникающих из гражданско-правовых отношений;

рассмотрении уголовных дел;

рассмотрении жалоб юридических лиц.

§ 2. Юридический состав административного  правонарушения

 

 

 

Названные выше признаки (особенности) административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава.

 

В законодательстве отсутствует  понятие состава административного  правонарушения, однако под составом правонарушения в административном праве, как и в других отраслях права, понимается совокупность таких  элементов, как объект и объективная  сторона, субъект и субъективная сторона. При отсутствии какого-либо из этих элементов ответст­венность исключается. Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему присущих ему признаков.

 

Объект — это то, на что посягает правонарушение. В качестве объекта административного правонарушения выступают общественные отношения  в сфере государственного управления, урегулированные нормами административного  и других отраслей права и охраняемые мерами административной ответственности. Такими объектами могут быть общественный и государственный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный  порядок управления. Конкретные объекты  административных правонарушений предусмотрены  соответ­ствующими статьями Особенной части КоАП. Например, ст. 158 предусматривает ответственность за мелкое хулиганство, т. е. нецензурную брань, приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. При посягательстве на отношения, не регламентированные правом, речь может идти только об аморальном, безнравственном поведении, а не о противоправном деянии.

 

Объективная сторона проступка  заключается во внешних проявлениях  деяния, запрещенного нормами права. Конкретные его признаки излагаются в соответствующей правовой норме. К ним относятся: способ, характер, условия совершения (или несовершения) деяния; наступившие вредные последствия; причинная связь между деянием и последствиями; неоднократность и иные обстоятельства, характеризующие деяние. Например, ст. 76 КоАП устанавливает разные меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, в зависимости от последствий пожара. Однако большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия данного нарушения или нет, — достаточно самого факта нарушения правил, установленных нормативными актами.

 

Субъектом проступка является лицо, его совершившее: граждане (в  том числе иностранные); несовершеннолетние и их родители (замещающие их лица); должностные лица; военнослужащие и иные лица, отвечающие в соответствии с дисциплинарными уставами; юридические лица (организации).

 

Согласно КоАП, ответственности  подлежат лица, достигшие к моменту  совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом к  лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим  административные правонарушения, применяются, как правило, иные, чем к взрослым, меры воздействия — меры, предусмотренные  Положением о комиссиях по делам  несовершеннолетних*. Случаи, когда  несовершеннолетние (от 16 до 18 лет) отвечают на общих основаниях, определены в  ст. 14 КоАП. Родители и лица, их замещающие, несут ответственность не за правонарушения детей, а за то, что не контролировали их поведение (ст. 19 Положения).

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

* Ведомости РСФСР. 1967. №  23. Ст. 536; 1977. № 12. Ст. 259, 1985. № 40. Ст. 1398.

 

 

 

Что касается должностных  лиц, работающих в государственных  органах, то они, согласно ст. 15 КоАП, несут  ответственность не только за прямое нарушение общеобязательных правил, но и за некоторые правонарушения, считающиеся упущениями по службе. Сюда относятся административные правонарушения (проступки), связанные с несоблюдением  установленных правил в сфере  охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых  входит в их служебные обязанности.

 

В ст. 16 КоАП определен порядок  привлечения к административной ответственности военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных, а также  лиц рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел. Эти категории государственных  служащих несут ответственность  за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Но за нарушение  правил режима Государственной границы  РФ, пограничного режима, режима в пунктах  пропуска через Государственную  границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и  за контрабанду они несут административную ответственность на общих основаниях. Однако к ним не могут быть применены  исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме  того, — штраф и лишение права  управления транспортными средствами.

 

Административная ответственность  юридических лиц регулируется не КоАП, а иными нормативными актами, которые будут рассматриваться  в главе 9.

 

Ясно, что круг субъектов  административного правонарушения может не совпадать с кругом субъектов  административной ответственности. Например, лицо, совершившее административное правонарушение, но не достигшее к  этому моменту 16-летнего возраста, не может быть привлечено к административной ответственности. К таким лицам применяются иные меры воздействия.

 

Следует также иметь в  виду, что в правовой норме могут  быть названы специальные признаки субъекта, которые отражают особенности  правового статуса граждан (водитель, военнослужащий и др.). Следовательно, к соответствующей ответственности  может привлекаться только тот, кто  имеет эти признаки.

 

Субъективная сторона  состава административного правонарушения — это вина, т. е. психическое отношение  лица к совершенному им противоправному  деянию и возможным его последствиям. Вина может проявляться в форме  умысла или неосторожности.

 

Административное правонарушение признается умышленным, если лицо, его  совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия  и желало их или сознательно допускало  их наступление (ст. 11 КоАП).

 

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных  последствий своего действия или  бездействия, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить либо не предвидело возможности наступления этих последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 12 КоАП).

 

В некоторых правовых нормах содержатся также указания на мотив  и цель административного правонарушения, характеризующие субъективную сторону  его юридического состава.

 

В большинстве случаев  формулировка административного правонарушения предполагает, что оно совершается  в форме умысла.

 

45. Юридический состав  административного правонарушения.

 

Понимание состава административного  правонарушения необходимо для отграничения его от смежных (частично совпадающих) с ним преступлений. В законодательстве отграничение их производится именно по юридическим критериям элементов  их состава.

 

В законодательстве отсутствует  понятие состава административного  правонарушения, но его содержанием  обосновываются правомерность и  сущность такого понятия. Состав административного  правонарушения - совокупность закреплённых нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может  повлечь административную ответственность  Признаками (элементами) состава административного  правонарушения являются: объект, объективная  сторона, субъект, субъективная сторона.

Информация о работе Общественные объединения как субъекты административного права