Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 11:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование налогового права
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие налоговое право, источники и систему налогового права.
2. Рассмотреть общую часть налогового права: систему налогов и сборов в Российской Федерации, права и обязанности участников налоговых отношений, налоговый контроль.
3. Рассмотреть специальную часть налогового права, а именно проанализировать элементы налогообложения федеральных, региональных и местных налогов, а также специальных налоговых режимов.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, источники и система налогового права…………………….5
1.1 Понятие налогового права…………………………………………………...5
1.2 Источники налогового права…………………………………………………6
1.3.Система налогового права……………………………………………………9
Глава 2. Общая часть налогового права………………………………………..11
2.1. Система налогов и сборов в Российской Федерации……………………..11
2.2. Права и обязанности участников налоговых отношений………………...14
2.3 Налоговый контроль………………………………………………………..19
Глава 3. Специальная часть налогового права………………………………...24
3.1. Федеральные налоги………………………………………………………..24
3.2. Специальные налоговые режимы………………………………………….31
3.2. Региональные и местные налоги…………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...42
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие, источники и система налогового права…………………….5
1.3.Система налогового
права……………………………………………………9
Глава 2. Общая часть налогового права………………………………………..11
2.1. Система налогов и сборов в Российской Федерации……………………..11
2.2. Права и
обязанности участников
2.3 Налоговый
контроль……………………………………………………….
Глава 3. Специальная часть налогового права………………………………...24
3.1. Федеральные
налоги………………………………………………………..
3.2. Специальные
налоговые режимы……………………………………
3.2. Региональные
и местные налоги…………………………………………...36
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
Введение.
Основные положения о налогах закреплены в Конституции. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
Понятие налога содержится и в Налоговом Кодексе Российской Федерации (далее НК РФ), где указывается что налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности, государства и муниципальных образований.
Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, то есть отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
В свою очередь, налоговое право – это отрасль системы права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.
Указанные общественные отношения (налоговые правоотношения) составляют предмет налогового права.
Объектом налогового права является аналитическое исследование общественных отношений в сфере налогообложения.
Нормы налогового права группируются в две части - Общую и Особенную.
Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов Российской Федерации, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.
Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации, и они включаются во вторую (Особенную) часть НК РФ. Особенная часть налогового права представляет собой совокупность правовых норм части второй НК РФ, иных законов и подзаконных актов о налогах и сборах, регулирующих правовой режим налогообложения конкретными видами налогов.
Целью курсовой работы является комплексное исследование налогового права
Задачи
курсовой работы:
1. Раскрыть понятие налоговое право, источники
и систему налогового права.
2. Рассмотреть общую часть налогового
права: систему налогов и сборов в Российской
Федерации, права и обязанности участников
налоговых отношений, налоговый контроль.
3. Рассмотреть специальную часть налогового
права, а именно проанализировать элементы
налогообложения федеральных, региональных
и местных налогов, а также специальных
налоговых режимов.
Глава 1. Понятие, источники и система налогового права
1.1 Понятие налогового права
Управление
налоговой системой осуществляется
посредством правового
Как и любая другая норма права, норма налогового права представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности нормы налогового права обусловлены целевой направленностью, которая определяется предметом правового регулирования.
Предметом налогового права являются общественные налоговые отношения.
К предмету налогового права относятся:
-
закрепление структуры
-
распределение компетенции в
данной области между
- регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды;
-
осуществление налогового
-
применение мер финансово-
- обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.
В основе метода налогового права лежит метод предписаний властно-имущественного характера, т. е. применение однозначных, не допускающих выбора норм в целях формирования государственных и местных бюджетов.
Также в налоговом праве выделяют два метода:
Так как отношения, регулируемые налоговым правом по большей части относятся к сфере публичного права, императивный метод правового регулирования применяется в налоговом праве более часто. Диспозитивный метод используется, например, при регулировании отношений по заключению договоров о предоставлении налогового и инвестиционного налогового кредита.
Права
и обязанности субъектов
Различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные налоговые отношения определяет его особый юридический режим метода, с помощью которого осуществляется регулирование указанной сферы общественных отношений. При этом явственно видно сходство методов финансового и налогового права.
Анализ предмета и метода налогового права позволяет классифицировать его как подотрасль финансового права, объединяющую совокупность однородных финансово-правовых норм, регулирующих значимый по объему и содержанию блок общественных финансовых (налоговых) отношений.
Таким образом, налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, имеющие властный характер, возникающие в процессе:
-
установления и взимания
-
осуществления налогового
-
применения мер финансово-
-
обжалования актов налоговых
органов, действий (бездействия)
их должностных лиц.
1.2. Источники налогового права
Источниками налогового права являются различные нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (Российской Федерации и ее субъектов) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы налогового права.
Основополагающие нормы налогового права содержатся в Конституции РФ.
В Конституции РФ закреплены важнейшие нормы налогового права России: предмет ведения РФ и предмет совместного ведения РФ и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ; правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения; основы правового статуса налогоплательщика (ст. 57, 71,72, 74, 75, 84, 101, 102, 104, 106, 114, 132 Конституции РФ).
Источником налогового права является также законодательство РФ о налогах и сборах. Термин «законодательство о налогах и сборах» в соответствии с п. 6 ст. 1 НК РФ употребляется в широком смысле и подразумевает законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, а также нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
Законодательство РФ о налогах и сборах включает НК РФ и федеральные законы о налогах и (или) сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом.
Принятый Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и главы части второй) систематизировал нормы налогового права, которые регулируют налогообложение, отнесенное Конституцией РФ к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов.
Налоговый Кодекс РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России, он распространяет свое действие на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо, им предусмотрено, способствует укреплению экономики России как федерального государства, защите интересов налогоплательщиков, привлечению иностранных инвестиций, соблюдению законности в сфере налоговых отношений. НК РФ является основным нормативным правовым актом, закрепившим основные положения о налогообложении.
Несмотря на разнообразие, законодательные акты о налогах и сборах должны отвечать определенным требованиям, строиться на принципах, изложенных в ст. 3 НК РФ: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога; налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством страны; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство страны; федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с НК РФ; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ; при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть формулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика
Информация о работе Общая и специальная часть налогового права