Налоговый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Финансы являются основой деятельности хозяйственных единиц, на которых осуществляется процесс производства товаров, работ, услуг и выполняется задача удовлетворения спроса. В основе финансов лежат денежные отношения, которые возникают в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг, создания фондов денежных средств и их распределения, в том числе уплаты налогов и других обязательных платежей. Аккумулируемые предприятием источники денежных средств формируют финансовые ресурсы, которые в условиях рыночной экономики можно с минимальными затратами трансформировать трудовые ресурсы, средства и предметы труда, необходимые для осуществления производственного процесса, финансовой и хозяйственной деятельности. При этом необходимым условием обеспечения экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия является управление его финансовыми ресурсами (финансовый менеджмент).

Содержание

1 Роль налогового менеджмента в корпоративном управлении 3
2 Налоговый кредит в РФ 18
3 Международная налоговая оптимизация и ее методы 22
Список использованных источников 26

Работа содержит 1 файл

налог менеджмент.docx

— 44.06 Кб (Скачать)

Содержание: 

1 Роль  налогового менеджмента в корпоративном  управлении 3

2 Налоговый  кредит в РФ 18

3 Международная  налоговая оптимизация и ее методы 22

Список  использованных источников 26

 

       1 Роль налогового менеджмента  в корпоративном управлении 

       Финансы являются основой деятельности хозяйственных  единиц, на которых осуществляется процесс производства товаров, работ, услуг и выполняется задача удовлетворения спроса. В основе финансов лежат  денежные отношения, которые возникают  в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и  услуг, создания фондов денежных средств  и их распределения, в том числе  уплаты налогов и других обязательных платежей. Аккумулируемые предприятием источники денежных средств формируют  финансовые ресурсы, которые в условиях рыночной экономики можно с минимальными затратами трансформировать трудовые ресурсы, средства и предметы труда, необходимые для осуществления  производственного процесса, финансовой и хозяйственной деятельности. При  этом необходимым условием обеспечения  экономической эффективности и  финансовой устойчивости предприятия  является управление его финансовыми  ресурсами (финансовый менеджмент).

       Целью управления финансами является максимизация стоимости предприятия путем  получения и реинвестирования прибыли  при заданном уровне риска. Необходимость  учета фактора риска связана  с тем, что управление финансами  представляет непрерывный процесс  выработки и реализации управленческих решений, обеспечивающих достижение поставленных перед предприятием целей и задач. Принятие управленческих решений происходит, как правило, в условиях неопределенности информации о финансовых ресурсах, доходах и расходах предприятия, в силу чего на этапе разработки и принятия планов они не могут  быть точно определены. Неопределенность информации о величине финансовых ресурсов, а также возможности получения  планируемого уровня финансовых результатов, порождает появление различного рода рисков, ответственность за которые  предприятие несет самостоятельно.

        

       В современных условиях определяющей сферой экономической деятельности государства становится финансовая политика, которая по своему содержанию представляет совокупность государственных  мероприятий, предназначенных для  реализации целей социально-экономического развития страны. Реализация мероприятий, отражающих финансовую политику, осуществляется с помощью различных инструментов, позволяющих регулировать экономические  процессы. При этом часто используются бюджетные, таможенные и налоговые  методы воздействия. Вмешательство  в рыночное хозяйство посредством  налогов позволяет государству  дифференцировать участие различных  секторов бизнеса и слоев населения  в формировании государственных  доходов и, что наиболее важно, стимулировать  или сдерживать производство по соответствующим  категориям производителей и отраслевым направлениям деятельности.

       Налоги  во многом определяют экономические  отношения при взаимодействии предприятий  и, являясь одним из мощных инструментов государственного регулирования экономики, оказывают существенное влияние  на процесс принятия стратегических и тактических решений, поэтому  налоговые платежи должны учитываться  в финансовом управлении. При выполнении обязанностей по уплате налоговых платежей предприятие, кроме собственно налоговых  обязательств, несет также затраты, связанные с ведением учета, составлением и предоставлением налоговым  органам финансовой и налоговой  отчетности, оказанием содействия налоговым  органам при проведении мероприятий  налогового контроля. Уровень налоговых  затрат может оказать влияние  на интересы и цели участников и  акционеров предприятия. Увеличение налоговых  затрат может привести к тому, что  получаемые предприятием доходы не позволят осуществить запланированные расходы, сформировать финансовые ресурсы, необходимые  для осуществления хозяйственной  деятельности предприятия.

       Сложность налоговой системы, механизма определения  налоговой базы, построения учета, расчета  и уплаты сумм налоговых платежей, а также их высокая динамичность обуславливают необходимость выделения в общей системе управления финансами предприятия отдельной подсистемы, связанной с управлением величины налоговой нагрузки или налогового менеджмента предприятия. Налоговый менеджмент - это система отношений, возникающих по поводу организации и движения денежного потока от субъектов налогообложения в бюджеты разных уровней. Поэтому в его задачи входит должная организация системы управления налогообложением.

       В современных условиях, когда интенсивно внедряются новые информационные технологии, существенно возросла роль качества принимаемых управленческих решений, оценка возможных результатов и  их влияние на обеспечение непрерывности  деятельности в долгосрочной перспективе, отсутствие угрозы банкротства и  ликвидации предприятия. Налоговое и другие виды законодательства, прямо или косвенно     влияющие на процесс исчисления и уплаты налоговых и других платежей, характеризуются значительным уровнем неустойчивости и нестабильности, поэтому управленческие решения в налоговом менеджменте должны приниматься с учетом влияния на результаты финансовой деятельности предприятия налоговых рисков.

       Таким образом, налоговый менеджмент предприятия - это часть системы управления финансированием хозяйственной  деятельности предприятия которая охватывает мероприятия по планированию, учету, контролю и анализу налоговых платежей с целью обеспечения своевременности н правильности их уплаты и максимизации стоимости предприятия путем получения и реинвестирования прибыли при заданном уровне налогового риска. Управление налоговыми платежами и налоговыми рисками охватывает налоговое прогнозирование и планирование, налоговое регулирование, налоговый учет и контроль.

       Налоговый учет и контроль основывается на том, что государство обязывает налогоплательщиков правильно формировать налоговую  базу и исчислять налоги, своевременно уплачивать их в бюджет. Налоговый  контроль на предприятии включает: наблюдение за финансовыми показателями; учет и анализ тенденций в области налогообложения; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых правонарушений; выявление виновных и привлечение их к ответственности. Налоговый контроль организации может выполняться ее финансовыми службами, государственными органами и специализированными коммерческими предприятиями. Налоговое регулирование связано с разработкой способов и мероприятий по реализации и исполнению плановых заданий. Методы налогового регулирования должны основываться на нормах действующего законодательства, определяющих различные аспекты налогового производства и ответственность за их нарушение. Целью прогнозирования и планирования является обоснование требуемого уровня налоговых платежей, выбора законных способов по достижению поставленных целей. Налоговое прогнозирование и планирование производится в процессе разработки стратегических, текущих и оперативных планов.

       В современных условиях совершенствования  качества управления корпоративное  налогообложение представляет одно из самых перспективных направлений  развития внутрифирменных систем, являясь  обязательным инструментом при принятии того или иного управленческого  решения, оно также выступает  одним из базовых инструментов формирования показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последних  без учета налоговых последствий  является нерациональным.

       Следует отметить, что в различных экономических  теориях содержатся неоднозначные  толкования терминов, имеющих отношение  к системе управления налоговыми платежами в организации. Прежде всего, это связано со всем процессом  становления и развития системы  налогообложения в нашей стране.

       Постепенный переход России к рыночным отношениям создал возможности реализовать  на практике различные способы и  методы регулирования налоговых платежей. С практической точки зрения, широкие возможности для развития теории налогообложения связаны с функциями и ролью налогов в финансовой системе организации, которые постепенно менялись, с выделением новых инструментов регулирования налогообложения, введением специальных должностей в организациях, таких как бухгалтер по налогам, налоговый аналитик, налоговый менеджер.

       В желании налогоплательщика воздействовать на сумму налоговых платежей с  максимальной выгодой и одновременном  стремлении государства (второго участника  налоговых отношений) – реализовать  приоритетную по значению фискальную функцию налогов (то есть обеспечить государство всеми необходимыми средствами) - заключается двойственность природы налогов и попыток  их регулирования.

       Порожденные двойственной природой налога противоречия интересов бизнеса и государства  в процессе их разрешения ведут к  поиску компромисса. Поэтому развитие теории управления налогообложением необходимо рассматривать через призму противопоставления налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой. Наиболее показательной в отношении постепенного перехода государства  от реализации сугубо фискальной функции к формированию налоговой политики, способствующей стимулированию экономического роста  и повышению деловой активности бизнеса, и соответственно реализации и регулирующей функции налогов  является судебная практика.

       Анализ  воздействующих факторов позволил выявить  исторические этапы развития категории  управления налогообложением на корпоративном  уровне:

       1. 1990-1999 гг.: налоговое планирование  в виде уклонения от уплаты  налогов;

       2. 2000-2003 гг.: налоговое планирование  как возможность законной минимизации  платежей;

       3. 2004-2005 гг.: налоговое планирование  как совокупность методов оптимизации  налоговых потоков;

       4. 2006-2009 гг.: налоговый менеджмент и  «налоговая выгода»;

       5.  2010 - настоящее время: налоговый  менеджмент как поиск компромисса  между интересами хозяйствующего  субъекта и государства. 

       1. 1990-1999 гг.: налоговое планирование  в виде уклонения от уплаты  налогов.

       На  начальной стадии формирования налогового и гражданского законодательства пути воздействия на налоговые платежи  представляли собой способы уклонения  от уплаты налогов. И предприятия  вынуждены были изобретать различные, в большинстве случаев, незаконные методы снижения налоговых платежей. При этом применение налоговых схем сочеталось с очень низкой квалификацией  работников предприятий, не способных  порой просчитать все последствия  использования того или иного  способа снижения налогового бремени.

       Существующие  в то время дефиниции как отечественных, так и зарубежных авторов свидетельствуют  о том, что под налоговым планированием (которое использовалось для обозначения  воздействия на налоговые платежи), прежде всего, понималась минимизация  налоговых платежей.

       2. 2000-2003 гг.: налоговое планирование  как возможность законной минимизации  платежей.

       По  мере развития налоговых систем, появления  различных режимов налогообложения, расширения сферы применения льгот  экономия на налогах стала важным дополнительным источником финансовых ресурсов и способом повышения конкурентоспособности  продукции предприятий по ценовому фактору. А государство, в свою очередь, начало принимать меры, чтобы не допустить уменьшения налоговых  обязательств. Особое значение в этот период приобретает такой признак, как законность в управлении налоговыми платежами.

       Например, в учебном пособии Е.Н. Евсегнеева налоговое планирование определено как «законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств». Однако в данном определении значение процесса планирования сводится непосредственно к «обходу налогов». Более удачным является определение И.М. Александрова, который в этот же период рассматривает процесс налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта как «усилия, направленные на достижение оптимального уровня налогообложения посредством уменьшения размеров объема налоговых платежей. Оно заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, применении методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия».

       Планирование, в частности, «это одна из составных  частей управления, заключающаяся в  разработке и практическом осуществлении  планов, определяющих будущее состояние  системы, путей, способов и средств  его достижения». Чаще всего планирование представляют как ориентированную на будущее деятельность по принятию решений; как вид деятельности, направленной на выбор оптимальной альтернативы развития социально-экономической системы в целом, рассчитанной на определенный период времени; как определение задач, стоящих перед организацией, проектирование результатов и формирование путей их достижения.

       Е.С. Вылкова и М.В. Романовский отмечают, что единой точки зрения в отношении такой категории как планирование не существует, однако в большинстве случаев оно рассматривается как вид управленческой деятельности, как способ оптимизации действий хозяйствующих субъектов, и дают свое определение, наиболее точно отражающее направление современной экономической мысли. «Под планированием на уровне хозяйствующего субъекта понимается неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью, заключающаяся в установлении желаемого будущего состояния объекта и оптимальных способов и методов достижения данного состояния в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Управляя расходами и доходами, организации решают вопросы уменьшения рисков и предотвращения банкротства. Именно на основе прогнозирования различных видов доходов, расходов и прибыли строится финансовое планирование хозяйствующих субъектов».

Информация о работе Налоговый менеджмент