Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Понятие "налоговый контроль" является одной из важнейших категорий налогового права, определяющей основу государственного управления в сфере налогообложения. Именно в рамках налогового контроля непосредственно реализуются государственные интересы в области государственных финансов, бюджета и налогов.
В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ:

Работа содержит 1 файл

готовое.docx

— 45.87 Кб (Скачать)

     При проверке правильности расчетов по налогам  метод взаимного контроля используется в различных вариантах:

     - сведения, приведенные в формах  расчетов по налогам, сопоставляются с данными бухгалтерского баланса и приложений к нему и с записями в главной книге, данные расчетов по налогам сопоставляются с первичными документами;

     - данные первичных документов  сопоставляются со сводными документами  - отчетами материально-ответственных  лиц;

     - сопоставляются первичные, либо  бухгалтерские документы разных  подразделений предприятия, либо  разных организаций. 

     В результате таких исследований выявляются не подтвержденные документами операции, учтенные при расчете налогов, либо не полностью учтенные операции.

     На  предприятиях, ведущих лишь суммовой учет реализации товаров, одним из эффективных  приемов выявления признаков  укрытия доходов от налогообложения  является контрольное сличение остатков. С помощью этого приема в ряде случаев можно документально  выявить поступление неучтенных товаров. Для его применения сотруднику налоговой инспекции необходимо иметь по проверяемому объекту инвентаризационные описи на начало и конец периода, и документы на оприходование и отпуск товаров.

     При изучении вышеназванных документов составляется таблица, в которой  отражаются: остатки товаров на начало и конец периода, приход и расход товаров. Сущность приема контрольного сличения остатков заключается в  сравнении максимально возможного остатка, который исчисляется путем  сложения остатка товара на начало периода и прихода и вычитания  документированного расхода, с остатком по описи на конец изучаемого периода. Признаком неблагополучия является превышение фактического остатка над максимально возможным. Следует иметь в виду, что выявленные изменения могут быть вызваны и случайными ошибками в документах.

     Данные  общие приемы налогового контроля применяются  на первом этапе документальной проверки. Для более углубленного контроля за правильностью и полнотой уплаты налогов применяются конкретные приемы проверки по видам налогов, обусловленные порядком расчета объекта налогообложения и налогооблагаемой базы в соответствии с законами и инструкциями по каждому виду налога.

     При проверке правильности описания затрат на себестоимость продукции контролируется следующие моменты:

      - документальное подтверждение  расходов, отраженных на счетах  учета затрат;

      - соответствие времени осуществления  затрат отчетному периоду;

      - отсутствие в себестоимости  продукции затрат, относящихся на  прибыль предприятия;

      - соответствие нормам отнесения  на себестоимость некоторых видов  расходов, например, командировочных  расходов;

      - соответствие списанных затрат  виду выпускаемой продукции или  характеру деятельности.

     Для установления таких ошибок работнику  налоговой инспекции требуются  знания не только о видах сопоставляемых документов о расходах, но и о  правилах отнесения затрат. Выявление  таких нарушений возможно путем  изучения расходных кассовых документов, а также документов по расчетному счету.

     Кроме метода проверок, как камеральных так и документальных, в работе налоговые инспекции используют такие методы как наблюдение, обследование и анализ.

     Наблюдение  предполагает общее ознакомление с  состоянием налоговой дисциплины объекта  контроля.

     Обследование  производится в отношении отдельных  сторон финансовой деятельности, связанных  с получением дохода и исчисления налогов и опирается на более  широкий круг деятельности, что и  отличает его от наблюдения. Данный метод, по мнению экономистов, основывается не на исследовании документов, а на получении информации из других источников. При обследовании используются такие  приемы, как опрос, анкетирование, инвентаризация, осмотр конкретных объектов, осмотр места  хранения денежных средств, контрольная  закупка. Этот метод не используется самостоятельно, а применяется при  проведении документальных проверок. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля.

     Анализ, как и предыдущие методы, нацелен  на выявление нарушений налогового законодательства. Данный метод используется на всех стадиях контрольной работы налоговой инспекции. Анализ проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки и т. д.

     Как мы видим, существует множество разнообразный  методов налогового контроля и необходимо продолжать совершенствовать формы  и методы налогового контроля с учетом практики других инспекций как в России, так и за рубежом.  

      3. Пути совершенствования налогового контроля.

       

      В целях обеспечения выполнения своей  главной задачи - контроля за соблюдением налогового законодательства - налоговые инспекции целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля.

      Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговой инспекции  является совершенствование действующих  процедур контрольных проверок.

      Анализ  экономической литературы показал, что необходимыми признаками любой  действенной системы налогового контроля являются:

     - наличие эффективной системы  отбора налогоплательщиков для  проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее  оптимальное направление использования  ограниченных кадровых и материальных  ресурсов налоговой инспекции,  добиться максимальной результативности  налоговых проверок при минимальных  затратах усилий и средств,  затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок  таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

     - применение эффективных форм, приемов  и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной  налоговым ведомством единой  комплексной стандартной процедуре  организации контрольных проверок, что и на прочной законодательной  базе, предоставляющей налоговым  органам широкие полномочия в  сфере налогового контроля для  воздействия на недобросовестных  налогоплательщиков;

     - использование системы оценки  работы налоговых инспекторов,  позволяющей объективно учесть  результаты деятельности каждого  из них, эффективно распределить  нагрузку при планировании контрольной  работы.

      Совершенствование каждого из данных элементов позволит улучшить организацию налогового контроля.

      Проблема  рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в  условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для  современного этапа экономического развития России. Та система отбора, о которой мы говорили выше, разработана  центральным аппаратом ГНС России с учетом мирового опыта. Подобная система наиболее эффективна, так как использует два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, а также проведение целенаправленной выборке налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.

      Первоочередной  задачей налоговой инспекции  является постоянное совершенствование  форм и методов налогового контроля.

      Наиболее  перспективным выглядит продолжение  увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Как мы указывали выше, результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.

      Также одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в  крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета. Как мне представляется, проверки таких налогоплательщиков в будущем должны стать обязательными.

      Особенно  актуальным представляется применение косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых может  принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов, усложнение применяемых российскими  налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения. Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее  время получили мировое распространение  факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения  бухгалтерского учета, ведения его  с нарушением установленного порядка, которые делают невозможные определения  размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием  эффективных механизмов борьбы с  подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях. Однако право использовать косвенные методы исчисления налоговых обязательств не применяются, если налогоплательщик представляет налоговому органу документы и сведения заведомо искаженные.

      Как показывает анализ зарубежного опыта, применение косвенных методов является общепринятой в мировой практике.

      Наиболее  показательным является опыт применения таких методов в Германии. Действующее  германское законодательство прямо  санкционирует применение указанных  методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует  о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных  методов исчисления.

      Наиболее  распространенными из них являются следующие:

     - метод общего сопоставления имущества.  Методика исчисления налогооблагаемого  дохода данным методом подразделяется  на две части:

     а) учет изменения имущественного положения  за отчетный период;

     б) учет произведенного и личного потребления  за отчетный период.

      Сумма имущественного прироста, с одной  стороны, и производственного и  личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества  неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.

      - метод, основанный на анализе  производственных запасов.

      Используя данный метод, можно дать оценку достоверности  отраженного в отчетности объекта  продаж с затратами на производство.

      Кроме этих методов применяются и некоторые  другие. Целесообразность законодательного закрепления данных методов многократно возрастает в связи со сложностями текущей ситуации в стране с собираемостью налогов. И первые шаги уже сделаны в этом направлении. Госналогслужба России с учетом мирового опыта, вынесла соответствующее предложение в законодательный орган решение данного вопроса наделило бы налоговые органы эффективным средством увеличения налоговых поступлений в бюджет, а также мощным рычагом укрепления налоговой дисциплины посредством стимулирования налогоплательщиков к обеспечению надлежащего ведения учетной документации.

      Основной  задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без  улучшения работы в кадрами. В этой связи хотелось бы выразить надежду на скорейший перевод сотрудников налоговой инспекции в ранг государственных служащих. Такая мера значительно повысит заинтересованность налоговых инспекторов в результатах своей работы, а в частности налоговых проверок. Одновременно необходимо ввести систему бальной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки.

Информация о работе Налоговый контроль