Налоговые системы зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:47, доклад

Описание работы

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономически процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством налогов, дают государству возможность проводить социальную политику, в том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не в состоянии обеспечить свое существование на минимальном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.Развитие налогового законодательства в Казахстане.

2.Развитие налогового законодательства в Российской Федерации.

3.Налоговые системы зарубежных стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

налоговое.docx

— 45.42 Кб (Скачать)

План.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1.Развитие налогового  законодательства в Казахстане.

 

2.Развитие налогового  законодательства в Российской  Федерации.

 

3.Налоговые системы зарубежных  стран.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Необходимо привести налоговую  систему в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом  росте, однако в настоящее время  его потенциал практически исчерпан.»

Н.А. Назарбаев

В условиях рыночной экономики  налоги являются основным источником финансирования деятельности государства  и содержания его аппарата. Используя  налоговые рычаги, государство в  состоянии активно воздействовать на экономически процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Денежные средства, собранные посредством  налогов, дают государству возможность  проводить социальную политику, в  том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам  населения, которые не в состоянии  обеспечить свое существование на минимальном  уровне.

Налоги во все времена  представляли из себя одну из важнейших категорий государственных финансов, они возникли с появлением государства, и являются основой его существования.

Рыночное развитие государства  предполагает широкое использование  налоговой политики в качестве регулятора важных сторон его жизни. Опыт разных стран показывает, что именно налоги и налоговая система являются наиболее мобильными финансовыми институтами  управления экономикой. Государство, выражая  интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и  осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую  и др. Регулирующая функция государства  в сфере экономики проявляется  в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают  в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Важнейшим инструментом налоговой  политики является налоговая система. Она призвана создать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность; ограничивать социально не оправданные денежные доходы отдельных граждан; осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированости; обеспечивать рост и укрепление базы государственного бюджета. В конечном счете, налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.

Всем, кто следит за процессами, которые в последние годы происходят в странах, осуществляющий переход  к рыночной экономике, достаточно ясно, что позитивные преобразования централизованно  планируемого хозяйства в рыночное в значительной степени зависит  от того, насколько быстро и успешно  эти страны смогут сформировать для  функционирования рыночной экономики  эффективную налоговую политику, адекватно отражающую экономическую  политику государства в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Развитие налогового  законодательства в Казахстане.

Социально-экономические  преобразования в Казахстане, направленные на формирование основ рыночной экономики, потребовали коренного изменения  налоговой системы страны. Налоговые  реформы в переходной экономике, являющиеся рациональным способом реформирования, проводились в условиях нестабильности и усиления противоречий, одно из которых  можно охарактеризовать как противоречие между социальной справедливостью  и рыночным характером налоговой  политики. Казахстан, строящий рыночную экономику с социальной ориентацией, должен был решить проблему налоговой  справедливости, опираясь на зарубежный опыт и учитывая социальные последствия  налоговых реформ. Изменение системы  налогообложения строилось на принципах  системности, равенства всех перед  налогом, справедливости.

Институциональные изменения  в сфере налогообложения связаны  со становлением в РК налоговой системы  рыночного типа и произошли в  рамках трех этапов налоговой реформы.

Первый этап налоговой  реформы (с 1992 г. по июнь 1995 г.) - этап создания новой налоговой системы суверенного  Казахстана на основе закона «О налоговой  системе в Республике Казахстан», принятого 24 декабря 1991г. На этом этапе  был в основном использован опыт России и перенята трехзвенная налоговая  система, соответствующая федеральному устройству государства (общегосударственные, общегосударственные местные и  местные налоги), но которая не соответствовала  унитарному государству, каким является Казахстан. Основные статьи закона «О налогах» от 25 декабря 1991 г. Были направлены на упорядочивание налогов, снижение инфляции, которая достигала более 2000 % в  год и достижение макроэкономической стабилизации. При этом высокий динамизм и непредсказуемость изменения  внутренних и внешних условий  ориентированны на приоритетность решения преимущественно краткосрочных целей.

Второй этап налоговой  реформы (с июля 1995г, по 1999г.) этап формирования налоговой системы, адаптированной к условиям Казахстана и соответствующей  мировым стандартам. С 1 июля 1995г. был  введен в действие Указ Президента РК, имеющий силу закона «О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет» от 24 апреля 1995г. № 2235. В результате была создана двухуровневая налоговая  система (общегосударственные и  местные налоги). Согласно закону РК от 16 июля 1999г. Мг440-1 Указ Президента РК, имеющий силу закона «О налогах и  других обязательных платежах в бюджет»  приобрел статус закона РК. Количество налогов было сокращено с 43 до 11, «налог на прибыль» заменен подоходным налогом с юридических и физических лиц, осуществлен переход от шедулярного налогообложения к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного подоходного налога, снижена налоговая ставка по НДС с 28% до 20% и введена новая 10% ставка на продукты питания (мясо, мука, молочные изделия), скорректирована ставка земельного налога.

Третий этап налоговой  реформы (с 2000 г. по 2001 г.) связан с разработкой  нового Налогового Кодекса РК, принятого 12 июня 2001 и введенного в действие с 1 января 2002г., с началом экономического роста, который характеризуется  увеличением таких макроэкономических показателей, как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт  и валовой национальный доход. В  этот период начинается объективный  процесс расширения налогооблагаемой базы, ведущий к увеличению поступлений  в виде налогов в государственный  бюджет. Меняющиеся налоговые отношения  определяют необходимость перехода на новые принципы организации налогового регулирования и формирования государственного бюджета.

В ходе третьей реформы  были усилены правовые аспекты взаимоотношений  между государственными организациями, фискальными органами и налогоплательщиками. Были введены такие новшества  как: установлен специальный налоговый  режим для субъектов малого бизнеса  без разграничения форм предпринимательской  деятельности, введен социальный налог  по 21% ставке на основе группировки  внебюджетных фондов.

Четвертый этап, начало которого можно датировать 2002 г., связан с  введением подготовленного проекта  нового Налогового кодекса, имеющего следующие  черты:

-ясное и непротиворечивое  экономическое определение и  юридическое оформление социально  – экономических проблем и  налоговых инструментов для их  использования;

-четкое представление  источников бюджетных средств  и их использования;

-определение направления  и оценка эффективности финансирования  социально – экономических программ;

-организация рационального  использования имеющихся в распоряжении  налоговых служб инструментов;

-растущий профессионализм  представителей законодательной  и исполнительной власти.

Одна из предпосылок нормального  функционирования системы налогообложения  – стабильность налогового законодательства. В этом заинтересованы и налогоплательщики  и налоговики. Но положение не меняется. По-прежнему налоговое законодательство периодически пересматривается в связи  с разработкой смежных законодательных  актов, вносят разные поправки, дополнения, корректировки.

Отметим, что прямые потери бюджетов в связи со снижением  ставок налогов составили в 2007 году – 73,8 млрд тенге, в 2008−м – 146 млрд тенге, в 2009 году – 58 млрд тенге. В то же время правительство надеется, что за счет расширения производства, снижения теневого оборота, легализации «серых» выплат заработной платы потери бюджета будут в дальнейшем компенсированы. При разработке Налогового кодекса учтены объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность функционирования системы налогообложения, ориентированные на реализацию долгосрочных целей. Налоговая система будет способствовать стабильному экономическому росту, обеспечивающему максимизацию доходной части бюджета. Попробуем для простоты разделить налоговые поправки на несколько групп.

В 2004 году в Налоговый  кодекс РК были внесены изменения, позволившие  снизить уровень налогообложения  за счет снижения доли подоходного, социального, земельного имущественного налогов  и прочих начислений в бюджет, что  способствовало повышению деловой  активности и укреплению финансового  положения юридических и физических лиц. Большую долю налоговых поступлений  в бюджет принесли 3 налога в 2004 году: корпоративный подоходный налог - 35,5%, НДС - 24,1% и налоги с недропользователей13,8%, вместе в сумме составившие 73,4%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Развитие налогового  законодательства в Российской Федерации.

Важнейшей предпосылкой развития эффективной рыночной экономики  в России является последовательное улучшение состояния всей макроэкономической системы. Среди ключевых условий  такой стабилизации — сокращение бюджетного дефицита, достигаемое в  определенной мере с помощью принятия мер по увеличению бюджетных поступлений.

В начале 90-х годов в  России сложилась такая ситуация, когда проблемы организационного и  процедурного характера, а также  нехватка средств отработки информации и должным образом подготовленного  персонала снижали возможности  Госналогслужбы работать в необходимом  режиме, по-новому. Во-первых, в государственных  районных налоговых инспекциях отсутствовала  функциональная спецификация, в их организации, как правило, прослеживалась зависимость от категорий налогоплательщиков или их местоположения, причем каждое подразделение выполняло общие  функции. Вторая проблема представляла проблему технического характера и  связывалась с существованием ограниченных технических возможностей обработки  документов и низким уровнем автоматизации.

При сложившейся в названный  выше период системе налоговой администрации, налоговое законодательство применялось  не всегда справедливо и последовательно, людские и иные ресурсы использовались неэффективно, был затруднен контроль налоговой дисциплины, имелись недоимки поступлений. Все это приводило  и приводит к достаточно низкому  уровню взимаемости налогов.

Правительство Российской Федерации, Госналогслужба России «разрабатывали с помощью МВФ, МБРР и других доноров  долгосрочный комплексный план модернизации налоговой администрации»[33]. На первом этапе (1992-1994 г.г.) при участии МВФ  и ЕС в стадии реализации находился  небольшой налоговый проект по модернизации механизма взимания НДС на базе двух районных инспекций. Цель проекта —  разработка и проверка жизнеспособности новой организационной структуры, процедур, схем автоматизации и программ подготовки персонала, которые могли  бы использоваться в качестве прототипов для обработки других видов налогов  и внедрения аналогичной системы  в других регионах.

На втором этапе (1994 - 1997 г.г.) к проекту был добавлен налог  на прибыль, а в эксперимент были включены еще две области, на территории которых функционировали около 90 районных инспекций (в частности, Волгоградская). На третьем этапе предусмотрено внедрение модернизированной системы в 25 крупнейших районах.

В Волгоградской области  проект модернизации осуществляется на базе инспекции по Дзержинскому району. Он предусматривает создание инфраструктуры, обеспечивающей при разумных затратах и в приемлемые сроки получение  и обработку налоговых поступлений.

Совершенствование организационной  структуры налоговой инспекции  позволило реализовать один из основных концептуальных принципов проекта  модернизации налоговых технологий и процедур — внедрения элементов  системы «полного самоначисления». Данная система предполагает, что плательщик сам определяет налогооблагаемую базу и рассчитывает налог, а контроль со стороны налоговых органов осуществляется за проведенными расчетами при его документальной проверке.

Конструирование и совершенствование  налоговой системы, обеспечивающей, с одной стороны, «рост промышленного  производства, а с другой, решение  социальных проблем»[34] является также  предметом дебатов между представителями  не только государственных, но и деловых  кругов общества.

Л. П. Павлова, А.В. Ефремов  в своей статье «Налоговая реформа  и создание эффективной налоговой  системы в России» называют основные требования к налоговой системе, которая, на их взгляд, могла бы решить следующие задачи:

-           способствовать росту производства, его эффективности;

-           стимулировать инвестиции, научно-технический  прогресс;

-           увеличить долю прямых налогов  по отношению к косвенным, которые по сути своей не могут способствовать действию механизма социального выравнивания;

-           быть простой и обозримой по  количеству налогов и сборов[35].

Как нам кажется, такой  подход является наиболее правильным.

Кроме того, на всей территории России и на всех уровнях государственного управления должны быть установлены  единые ставки налогов, но регионы и  муниципалитеты при этом, могли бы иметь право на их снижение в определенных рамках с целью стимулирования приоритетных отраслей производств.

Такая налоговая система, формирующаяся в ходе перестройки  хозяйственной системы страны, позволила  бы избежать развала бюджетного механизма  и мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для выполнения функций  государства.

Вместе с тем, непрерывные  изменения, вносимые в налоговое  законодательство, вполне объяснимы  при становлении налоговых отношений  в условиях рынка, но они не могут  продолжаться бесконечно.

Информация о работе Налоговые системы зарубежных стран