Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:42, реферат
Целями данной работы является исследование налоговых правонарушений, налоговых рисков, которые могут возникнуть у хозяйствующих субьектов в процессе развития.
адачи, решаемые в этой работе касаются вопросов налоговых правонарушений действующей налоговой системы. Изучить существующие налоги и специальные налоговые режимы, их отражение в системе действующего налогового законодательства.
Введение 3
1.Современная налоговая система и виды правонарушений налогового законодательства 5
1.1 Система налогов в РФ. 5
1.2 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение 11
2. Особенности налоговых правонарушений в современной экономики России 14
2.1 Способы контроля налоговых рисков 14
2.2 Взаимодействие сотрудников налоговых органов со следственными подразделениями полиции в целях раскрытия налоговых правонарушений 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
С 02.09.2010 гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ действует в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ. Основные виды правонарушений представлены в таблице 2.
Таблица 2. Виды налоговых правонарушений
N |
Вид правонарушения |
Основание |
Кто несет |
Штраф |
1 |
Нарушение срока
подачи |
Статья |
Налогоплательщики |
10 000 руб. |
2 |
Ведение деятельности |
Статья |
Организации |
10% от доходов, |
3 |
Непредставление |
Статья |
Налогоплательщики |
5% от суммы
налога, подлежащей уплате, |
4 |
Грубое нарушение
правил |
Статья |
Организации |
10 000 руб. |
5 |
Непредставление |
Статья |
Налогоплате-льщики, |
200 руб. за каждый |
2. Особенности налоговых правонарушений в современной экономики России
2.1 Способы контроля налоговых рисков
Основные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском указаны в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (далее - Приказ N ММ-3-06/333@). В данной Концепции речь идет не о нарушениях, связанных с неумышленным применением норм налогового законодательства, а о всякого рода "схемах", направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Хотя грань между ошибкой и намерением может быть очень тонка, надзорные и судебные органы пытаются сформулировать свою позицию по оценке умышленности налоговых нарушений.
Законодатель в наши дни решает пока оставить ситуацию такой, какая она есть: оценку умышленности действий налогоплательщика дают судебные органы. Соответственно, в законодательстве мы не найдем понятий "необоснованная налоговая выгода", "добросовестный налогоплательщик", "фирма-"однодневка" и пр. Тем не менее данными терминами пользуются и контролирующие органы, и суды4. В целях систематизации вошедших в оборот определений, связанных с налоговыми нарушениями, приведем перечень основных документов, в которых они поименованы.
Если за отправную точку брать октябрь 1998 г., когда Конституционный Суд ввел в оборот понятие "добросовестный налогоплательщик", получается, что работа по выявлению умышленности налоговых нарушений ведется 12 лет. В настоящее время существует целый пакет официальных документов по вопросам налоговых рисков, изобилующих различными терминами. В таблице 3 приведен основной перечень актов, в которых дается характеристика вновь вводимым терминам. Иногда прямое определение в документе отсутствует - тогда в таблице приводится фрагмент, из контекста которого становится ясно, в каких случаях можно оперировать данным термином.
Таблица 3. Термины, оценивающие умышленность налоговых нарушений
Реквизиты документа |
Описательная часть |
Добросовестный
Постановление
КС РФ от |
Повторное взыскание
с добросовестного |
Определение КС
РФ от |
Конституционные
гарантии частной собственности |
Фирма-"однодневка"
Письмо МНС
России от |
Фирмами-"однодневками"
принято называть |
Письмо ФНС
России от |
Под фирмой-"однодневкой"
в самом общем смысле |
Продолжение таблицы 3.
Налоговая выгода
Постановление
Пленума ВАС |
Под налоговой
выгодой понимается уменьшение |
Необоснованная налоговая выгода
Постановление
Пленума ВАС |
Налоговая выгода
может быть признана |
Термин "фирма-"однодневка" перекочевал из разговорной речи сначала в официальные документы налоговых служб, а чуть позднее этим понятием стали оперировать и суды. Широкое распространение фирм-"однодневок" связано с желанием руководителей организаций "сэкономить" на налогах, а также получить в неконтролируемый оборот наличные средства. По данным налоговой службы, умышленное использование в хозяйственной деятельности фирм-"однодневок" является одним из самых распространенных способов уклонения от налогообложения5.
В соответствии с Письмом МНС России N БГ-6-09/1390 основные признаки фирмы-"однодневки" следующие:
размер уставного капитала, формируемого имуществом, вносимым учредителем, минимален;
государственная регистрация осуществляется по недействительным паспортам;
учредителем является одно лицо (юридическое либо физическое);
при государственной регистрации указывается несуществующий адрес (место нахождения) юридического лица;
постоянно действующий исполнительный орган отсутствует по месту нахождения (месту государственной регистрации) юридического лица;
отчетность в налоговые органы не представляется.
При этом Приказом N ММ-3-06/333@ установлены дополнительные признаки, по которым контрагента АУ могут причислить к фирме-"однодневке". Это отсутствие:
личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ6.
Для выявления среди
потенциальных (имеющихся) контрагентов
фирм-"однодневок" налоговые органы
предлагают налогоплательщикам удобный
сервис. По адресу http://egrul.nalog.ru/fns/
- адреса массовой регистрации;
- юридические лица, в
состав исполнительных органов
- решения налоговых
органов об исключении
- другие основания,
потенциально опасные для
Если среди поставщиков оказалась фирма-"однодневка", налоговые органы согласно Приказу N ММ-3-06/333@ предлагают налогоплательщику исправить ситуацию следующим образом:
- уточнить налоговые декларации за соответствующий период путем исключения сомнительных операций при расчете налоговых обязательств;
- уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств).
В качестве иллюстрации судебной практики по соблюдению должной осмотрительности при выборе поставщика приведем примеры некоторых судебных дел с разными исходами процессов в таблицах 4 и 5.
Таблица 4. Примеры судебных процессов по вопросам фирм-"однодневок",
решенным в пользу налогоплательщиков
Признак фирмы- |
Фрагмент мотивировочной
части |
Реквизиты документа |
Нарушения |
Суды указали
на то, что сведения |
Постановление |
Отсутствие
мощности |
Налоговое законодательство
не |
Постановление |
Недостоверность |
Дефектность счетов-фактур
при |
Постановление |
Таблица 5. Примеры судебных процессов по вопросам фирм-"однодневок",
решенным в пользу налогового органа
Признак фирмы- |
Фрагмент мотивировочной части |
Реквизиты документа |
Отсутствие
деловой |
Общество регулярно
осуществляло |
Постановление |
Отсутствие
личных |
При заключении
сделок обществу |
Постановление |
Нарушения |
Общество на
учете в налоговом |
Постановление |
Согласно нормам действующего законодательства любой предприятие вправе открывать счета в кредитных организациях. Риски коммерческих банков обусловлены в том числе тем, что периодически возникают разного рода кризисные явления, приводящие к банкротству наиболее слабых (не обязательно мелких) финансово-кредитных организаций. У проблемных банков начинаются перебои с ликвидностью, они перестают исполнять клиентские платежи. Не имея возможности оплатить со своего расчетного счета долги поставщикам, организации стремятся использовать остатки денег на погашение налогов, поскольку моментом уплаты налога считается списание средств с расчетного счета налогоплательщика, а не зачисление денег в бюджет.
Как указывалось выше, рассматривая именно вопросы уплаты налогов, Конституционный Суд ввел понятие "добросовестный налогоплательщик". После выхода в свет Определения КС РФ N 138-О сформировалась достаточно богатая арбитражная практика по вопросам уплаты налогов в бюджет. Примеры из арбитражной практики представлены в таблицах 6 и 7.