Налоговые правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Целями данной работы является исследование налоговых правонарушений, налоговых рисков, которые могут возникнуть у хозяйствующих субьектов в процессе развития.
адачи, решаемые в этой работе касаются вопросов налоговых правонарушений действующей налоговой системы. Изучить существующие налоги и специальные налоговые режимы, их отражение в системе действующего налогового законодательства.

Содержание

Введение 3
1.Современная налоговая система и виды правонарушений налогового законодательства 5
1.1 Система налогов в РФ. 5
1.2 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение 11
2. Особенности налоговых правонарушений в современной экономики России 14
2.1 Способы контроля налоговых рисков 14
2.2 Взаимодействие сотрудников налоговых органов со следственными подразделениями полиции в целях раскрытия налоговых правонарушений 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

налоговые правонарушения.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

С 02.09.2010 гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ действует в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ. Основные виды правонарушений представлены в таблице 2.

Таблица 2. Виды налоговых  правонарушений

N

Вид правонарушения  

Основание

Кто несет     
ответственность

Штраф

1

Нарушение срока  подачи   
заявления о постановке   
на учет в налоговом      
органе                 

Статья    
116 НК РФ

Налогоплательщики

10 000 руб.

2

Ведение деятельности     
без постановки на учет   
в налоговом органе     

Статья    
116 НК РФ

Организации        
и инд.   
предпр-ели  

10% от доходов, 
но не менее 
40 000 руб.

3

Непредставление          
декларации в налоговый   
орган по месту учета   

Статья    
119 НК РФ

Налогоплательщики

5% от суммы  налога, подлежащей уплате, 
за каждый полный 
или неполный месяц, 
но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

4

Грубое нарушение  правил  
учета доходов, расходов  
или объектов налогообложения, если    
эти деяния совершены     
в течение одного         
налогового периода     

Статья    
120 НК РФ

Организации      

10 000 руб.

5

Непредставление          
в установленный срок     
документов или иных      
сведений               

Статья    
126 НК РФ

Налогоплате-льщики, 
плательщики сбора, 
налоговые агенты 

200 руб. за каждый 
непредставленный 
документ, в случае отказа от представления документов либо представления документов с заведомо 
недостоверными данными штраф 10 000 руб.


 

 

2. Особенности налоговых правонарушений в современной экономики России

2.1 Способы контроля налоговых рисков

 

Основные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском указаны в Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (далее - Приказ N ММ-3-06/333@). В данной Концепции речь идет не о нарушениях, связанных с неумышленным применением норм налогового законодательства, а о всякого рода "схемах", направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Хотя грань между ошибкой и намерением может быть очень тонка, надзорные и судебные органы пытаются сформулировать свою позицию по оценке умышленности налоговых нарушений.

Законодатель в наши дни решает пока оставить ситуацию такой, какая она есть: оценку умышленности действий налогоплательщика дают судебные органы. Соответственно, в законодательстве мы не найдем понятий "необоснованная налоговая выгода", "добросовестный налогоплательщик", "фирма-"однодневка" и пр. Тем не менее данными терминами пользуются и контролирующие органы, и суды4. В целях систематизации вошедших в оборот определений, связанных с налоговыми нарушениями, приведем перечень основных документов, в которых они поименованы.

Если за отправную  точку брать октябрь 1998 г., когда  Конституционный Суд ввел в оборот понятие "добросовестный налогоплательщик", получается, что работа по выявлению умышленности налоговых нарушений ведется 12 лет. В настоящее время существует целый пакет официальных документов по вопросам налоговых рисков, изобилующих различными терминами. В таблице 3 приведен основной перечень актов, в которых дается характеристика вновь вводимым терминам. Иногда прямое определение в документе отсутствует - тогда в таблице приводится фрагмент, из контекста которого становится ясно, в каких случаях можно оперировать данным термином.

Таблица 3. Термины, оценивающие умышленность налоговых нарушений

 

Реквизиты документа  

Описательная  часть

 

                      Добросовестный налогоплательщик

Постановление КС РФ от    
12.10.1998 N 24-П       

Повторное взыскание  с добросовестного 
налогоплательщика не поступивших в бюджет 
налогов нарушает конституционные гарантии 
частной собственности <1>

Определение КС РФ от      
25.07.2001 N 138-О        
(далее - Определение КС   
РФ N 138-О)             

Конституционные гарантии частной собственности 
нарушаются повторным списанием налогов в бюджет 
с расчетного счета только добросовестного 
налогоплательщика. Следовательно, 
принудительное взыскание в установленном 
законом порядке с недобросовестных 
налогоплательщиков не поступивших в бюджет 
налогов не нарушает конституционные гарантии 
права частной собственности

 

                             Фирма-"однодневка"

Письмо МНС  России от      
30.12.2003 N БГ-6-09/1390 
"О направлении            
Методических              
рекомендаций" <2>         
(далее - Письмо МНС       
России N БГ-6-09/1390)  

Фирмами-"однодневками" принято называть 
юридические лица, создаваемые под конкретную 
операцию или на конкретный срок, как правило, 
на квартал. Указанные юридические лица не имеют 
цели осуществления какого-либо вида 
деятельности, не представляют отчетность в 
налоговые органы (или представляют "нулевую" 
отчетность). 
Фирма-"однодневка" имеет официальных 
учредителей, указанных в учредительных 
документах, и реальных "теневых", которые 
руководят юридическим лицом и обладают 
необходимыми материальными ресурсами

Письмо ФНС  России от      
11.02.2010 N 3-7-07/84 "О 
рассмотрении обращения" 

Под фирмой-"однодневкой" в самом общем смысле 
понимается юридическое лицо, не обладающее 
фактической самостоятельностью, созданное без 
цели ведения предпринимательской деятельности, 
как правило, не представляющее налоговую 
отчетность, зарегистрированное по адресу 
массовой регистрации, и т.д.


 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 3.         

Налоговая выгода

Постановление Пленума ВАС 
РФ от 12.10.2006 N 53 "Об 
оценке арбитражными       
судами обоснованности     
получения                 
налогоплательщиком        
налоговой выгоды"       

Под налоговой  выгодой понимается уменьшение 
размера налоговой обязанности вследствие, в 
частности, уменьшения налоговой базы, получения 
налогового вычета, налоговой льготы, применения 
более низкой налоговой ставки, а также 
получение права на возврат (зачет) или 
возмещение налога из бюджета

 

                      Необоснованная налоговая выгода

Постановление Пленума ВАС 
РФ от 12.10.2006 N 53   

Налоговая выгода может быть признана 
необоснованной, в частности, в случаях, если 
для целей налогообложения учтены операции не в 
соответствии с их действительным экономическим 
смыслом или учтены операции, не обусловленные 
разумными экономическими или иными причинами 
(целями делового характера). 
Налоговая выгода не может быть признана 
обоснованной, если получена налогоплательщиком 
не в связи с осуществлением реальной 
предпринимательской или иной экономической 
деятельности

 

 

Термин "фирма-"однодневка" перекочевал из разговорной речи сначала в официальные документы налоговых служб, а чуть позднее этим понятием стали оперировать и суды. Широкое распространение фирм-"однодневок" связано с желанием руководителей организаций "сэкономить" на налогах, а также получить в неконтролируемый оборот наличные средства. По данным налоговой службы, умышленное использование в хозяйственной деятельности фирм-"однодневок" является одним из самых распространенных способов уклонения от налогообложения5.

В соответствии с Письмом МНС России N БГ-6-09/1390 основные признаки фирмы-"однодневки" следующие:

размер   уставного   капитала,   формируемого   имуществом,   вносимым учредителем, минимален;

государственная   регистрация   осуществляется   по   недействительным паспортам;

учредителем является одно лицо (юридическое либо физическое);

при  государственной  регистрации  указывается  несуществующий   адрес (место нахождения) юридического лица;

постоянно  действующий   исполнительный  орган  отсутствует  по  месту нахождения (месту государственной регистрации) юридического лица;

отчетность в налоговые  органы не представляется.

При этом Приказом N ММ-3-06/333@ установлены дополнительные признаки, по которым контрагента АУ могут причислить к фирме-"однодневке". Это отсутствие:

личных   контактов   руководства   (уполномоченных  должностных   лиц) компании-поставщика  и  руководства  (уполномоченных  должностных лиц компании-покупателя  при обсуждении  условий поставок,  а также при подписании договоров;

информации  о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ6.

Для выявления среди  потенциальных (имеющихся) контрагентов фирм-"однодневок" налоговые органы предлагают налогоплательщикам удобный  сервис. По адресу http://egrul.nalog.ru/fns/index.php в рубрике "Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?" можно ввести ОГРН/ГРН/ИНН и наименование интересующей вас организации и проверить, не входит ли она в "черный список" по одному из следующих оснований:

- адреса массовой регистрации;

- юридические лица, в  состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;

- решения налоговых  органов об исключении недействующих  юридических лиц из ЕГРЮЛ;

- другие основания,  потенциально опасные для контрагентов.

Если среди поставщиков  оказалась фирма-"однодневка", налоговые органы согласно Приказу N ММ-3-06/333@ предлагают налогоплательщику исправить ситуацию следующим образом:

- уточнить налоговые  декларации за соответствующий период путем исключения сомнительных операций при расчете налоговых обязательств;

- уведомить налоговые  органы о мерах, предпринятых  для снижения данных рисков (уточнении  налоговых обязательств).

В качестве иллюстрации  судебной практики по соблюдению должной осмотрительности при выборе поставщика приведем примеры некоторых судебных дел с разными исходами процессов в таблицах 4 и 5.

Таблица 4. Примеры судебных процессов по вопросам фирм-"однодневок",

решенным в пользу налогоплательщиков

Признак фирмы-    
"однодневки"   

Фрагмент мотивировочной части  
судебного решения      

Реквизиты документа

Нарушения            
государственной      
регистрации          
юридического лица -  
поставщика         

Суды указали  на то, что сведения 
о регистрации общества в спорном 
периоде имелись в ЕГРЮЛ,         
общество состояло на налоговом   
учете, учредитель предприятия    
(руководитель) не числился в     
реестре дисквалифицированных лиц

Постановление 
ФАС ЗСО от 
21.10.2010 
N А27-1656/2010

Отсутствие  мощности  
для исполнения       
договора поставщиком

Налоговое законодательство не    
обязывает налогоплательщика,     
претендующего на налоговый вычет 
по НДС, проверять, какими силами 
будет реализовано договорное     
обязательство поставщика;        
невыполнение поставщиками своих  
налоговых обязанностей влечет    
налоговые последствия для        
поставщика, а не его контрагента

Постановление 
ФАС СКО от 
28.10.2010 
N А63-19167/2009

Недостоверность      
документов, их       
подписание           
неуполномоченными    
лицами             

Дефектность счетов-фактур при    
отсутствии доказательств         
согласованных действий,          
направленных на получение        
налоговой выгоды, между          
обществом и его поставщиками     
сама по себе не может лишать     
права на налоговую выгоду      

Постановление 
ФАС МО от 
30.09.2010 
N КА-А40/9677-10

 

 

 

Таблица 5. Примеры судебных процессов по вопросам фирм-"однодневок",

решенным в пользу налогового органа

 

Признак фирмы-    
"однодневки"   

Фрагмент мотивировочной части  
судебного решения      

Реквизиты документа

Отсутствие  деловой   
цели хозяйственных   
отношений          

Общество регулярно  осуществляло  
предпринимательскую деятельность 
с отрицательным финансовым       
результатом, не преследуя        
никакой деловой цели           

Постановление 
ФАС МО от 
27.01.2009 
N КА-А40/13244-08

Отсутствие  личных    
контактов            
руководства        

При заключении сделок обществу   
необходимо было не только        
запросить у контрагентов         
уставные и регистрационные       
документы, но и установить       
личности подписавших договоры и  
первичные документы, а также     
удостовериться в наличии у них   
соответствующих полномочий     

Постановление 
ФАС ВСО от 
28.09.2010 
N А33-399/2010

Нарушения            
государственной      
регистрации          
юридического лица -  
поставщика         

Общество на учете в налоговом    
органе не состоит; ИНН,          
указанный в счетах-фактурах,     
имеет неверную структуру и не    
присваивался ни одной            
организации                    

Постановление 
ФАС ВВО от 
29.12.2006 
N А29-4491/2006а


 

Согласно нормам действующего законодательства любой предприятие вправе открывать счета в кредитных организациях. Риски коммерческих банков обусловлены в том числе тем, что периодически возникают разного рода кризисные явления, приводящие к банкротству наиболее слабых (не обязательно мелких) финансово-кредитных организаций. У проблемных банков начинаются перебои с ликвидностью, они перестают исполнять клиентские платежи. Не имея возможности оплатить со своего расчетного счета долги поставщикам, организации стремятся использовать остатки денег на погашение налогов, поскольку моментом уплаты налога считается списание средств с расчетного счета налогоплательщика, а не зачисление денег в бюджет.

Как указывалось выше, рассматривая именно вопросы уплаты налогов, Конституционный Суд ввел понятие "добросовестный налогоплательщик". После выхода в свет Определения КС РФ N 138-О сформировалась достаточно богатая арбитражная практика по вопросам уплаты налогов в бюджет. Примеры из арбитражной практики представлены в таблицах 6 и 7.

Информация о работе Налоговые правонарушения