Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа
Исходя из актуальности тематики, целью работы является: понять сущность налогового правонарушения его отдельные виды, причины и условия правонарушений. Задачами являются:
1) раскрыть понятие налогового правонарушения, его признаки, виды;
2) выяснить причины и пути предотвращения налоговых правонарушений.
Введение
3
1. Налоговые правонарушения: понятие, признаки.
5
2. Виды налоговых правонарушений.
8
3. Пути предотвращения налоговых правонарушений.
18
Заключение.
31
Литература.
33
Главой 14 НК РФ предусмотрены следующие виды контрольных мероприятий:
• получение объяснений, проверка данных учета и отчетности (п. 1 ст. 82 НК РФ); налоговые проверки (ст. 87 НК РФ);
• осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) (ст. 92 НК РФ);
• участие свидетеля (ст. 90 НК РФ);
• доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (ст. 91 НК РФ);
• истребование документов при проведении налоговой проверки (ст. 93 НК РФ);
• истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1 НК РФ);
• выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ)
экспертиза (ст. 95 НК РФ);
• привлечение специалиста (ст. 96 НК РФ);
• участие переводчика (ст. 97 НК РФ).
Полученные в результате реализации указанных контрольных мероприятий сведения и документы формируют доказательственную базу, исследование которой позволяет налоговому органу установить возможные признаки налогового правонарушения в действиях налогоплательщика.
Остановимся на основных мероприятиях налогового контроля – проведении выездных и камеральных налоговых проверок. Законодательство устанавливает, что предметом камеральной налоговой проверки является выявление ошибок в налоговой декларации, противоречий, несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Необходимо отметить, что по смыслу ст. 88–98 НК РФ выездная налоговая проверка в отличие от камеральной содержит более широкий арсенал методов контроля. Несмотря на многообразный арсенал методов получения информации, наиболее широкое распространение получили только те из них, которые в полной мере позволяют обеспечить проверяющих необходимыми сведениями.
Истребование документов при проверке.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика по установленным формам документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и сведения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Право на истребование у налогоплательщика документов и сведений предоставлено налоговому органу ст. 93 НК РФ. В соответствии с указанной статьей налогоплательщик обязан предоставить истребуемые документы на бумажном носителе в виде заверенных копий. Кроме того, законодательство предусматривает возможность предоставлять запрошенные налоговым органом документы в электронном виде по установленным форматам по телекоммуникационным каналам связи.
Необходимые налоговикам документы должны быть предоставлены налогоплательщиком в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. В случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Повторное истребование документов.
С 1 января 2010 г. вступили в силу изменения в НК РФ, в соответствии с которыми представители налоговых органов не вправе требовать у проверяемого налогоплательщика документы, которые ранее уже были представлены в налоговые органы при проведении камеральных и выездных налоговых проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования” – далее Закон № 137-ФЗ).
Однако такое правило применяется только в отношении тех документов, которые были представлены в налоговые органы после 1 января 2010 г. (п. 16 ст. 1, ч. 3, 15 ст. 7 Закона № 137-ФЗ).
Интересно, что налоговики могут истребовать документы у налогоплательщика не только в течение проведения выездной налоговой проверки, но и после ее окончания.
Такое право предоставлено налоговому органу при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, осуществляемых после окончания проверки. В качестве дополнительных мероприятий может проводиться истребование документов, осуществление допросов и проведение экспертиз.
Однако такое мероприятие может быть проведено только до вынесения решения по результатам проверки и должно сопровождаться решением о проведении дополнительных мероприятий. Указанное решение вправе вынести руководитель налоговой органа или его заместитель в случае, если в ходе рассмотрения материалов проверки будет установлено, что акт проверки не содержит достаточных доказательств совершенного правонарушения.
В решении о назначении дополнительных мероприятий излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, а также указываются срок и конкретная форма проведения таких мероприятий.
Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц документы и информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.
В случае если вне рамок проведения налоговой проверки у налогового органа возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать такую информацию у участников сделки или у иных лиц, которые располагают информацией о ней.
Для этого налоговый орган должен направить письменное поручение об истребовании документов в налоговый орган по месту учета лица, которое, по мнению налогового органа, располагает указанными сведениями. Поручение в таком случае должно содержать информацию о мероприятиях налогового контроля, в рамках которого возникла необходимость в представлении документов, а при истребовании информации относительно конкретной сделки – сведения, позволяющие идентифицировать исследуемую сделку.
При получении поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы, обязан направить ему требование об их представлении с приложением копии исполняемого поручения.
Статья 95 НК РФ предусмотрено, что при проведении выездных проверок может быть привлечен эксперт. Экспертиза в этом случае назначается постановлением должностного лица налогового органа, которое должно содержать установленные указанной статьей сведения.
Необходимо отметить, что по итогам проведения экспертизы не предусмотрено составление справки, а предусмотрено вынесение заключения эксперта. Такой вывод основан на нормах Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” и Положении о производстве экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел (утв. приказом МВД России от 01.06.1993 № 261).
Любые материалы, которые поступают к налоговому органу из МВД России и других ведомств, являются поводом для проверки. На основании поступающей информации налоговый орган может только принять решение о проведении проверки, но не вправе на основании полученных документов привлекать налогоплательщика к ответственности.
Выше были рассмотрены только некоторые из методов получения информации при проведении мероприятий налогового контроля, т. к. все многообразие используемых налоговыми органами способов слишком обширно. Анализируя полученную налоговым органом доказательную базу, которая, по его мнению, подтверждает совершение налогоплательщиком налогового правонарушения, всегда необходимо учитывать, что налоговики действуют в рамках узкого “коридора” полномочий, предоставленных им налоговым законодательством.
Заключение.
Рассмотрев налоговые правонарушения, отдельные виды правонарушений, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, а так же причины, условия, пути предотвращения налоговых правонарушений, можно сделать следующие выводы:
1. Налоговая ответственность является развивающимся правоотношением, возникновение которого обусловлено фактом совершения налогового деликта. Охранительное налоговое правоотношение развивается последовательными действиями компетентных государственных органов, и подразделяется на отдельные, но взаимообусловленные стадии.
2. Нельзя не отметить, что до сих пор Налоговый Кодекс Российской Федерации содержит в себе нормы, которые выходят в противоречие, как общими принципами налогового права, так и с нормами материального права как такового.
Так согласно ст.109 Кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности, за налоговое правонарушение при отсутствии вины (в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса, налогоплательщик считается невиновным пока его вина не будет установлена судом) и п.1 ст.104 Кодекса, в котором допускается привлечение к налоговой ответственности налогоплательщика, то есть признание его виновным в совершении налогового правонарушения (с его согласия) и без судебного решения.
Данное противоречие необходимо урегулировать путем внесения изменений в часть 1 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно внести изменения в ст.109 Кодекса, в противном случае, если первоначально налогоплательщик добровольно уплатит сумму санкций в соответствии с п.1 ст.104, в последствии у него появляется формальное право требовать возврата уплаченного, поскольку вина его не была установлена судом в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса.
3. Ряд статей Налогового Кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за отдельные составы правонарушений вызывают затруднение при их применении. Прежде всего, это вязано:
- с несоответствием некоторых статей действующему законодательству – ст.126 Налогового Кодекса Российской Федерации. Санкция данной статьи нарушает положение ст.19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом.
- с их неудачным содержанием, которое в свою очередь порождает нарушение основных принципов права – ст.119 Налогового Кодекса Российской Федерации. Данная статья указывает, что штраф должен взыскиваться как за полные, так и не за полные месяцы и в санкции п.2 ст.119 Кодекса в отличие от п.1 той же статьи, в которой говорится о минимальном размере штрафа, в результате чего нарушаются три вида принципов - дифференциации, индивидуализации, справедливости.
Таким образом, на современном этапе Налоговое законодательство Российской Федерации все еще находится в стадии формирования, в том числе нормы регулирующие ответственность за нарушение законодательство о налогах и сборах. Объясняется это тем, что сфера налоговых правоотношений является одной из самых динамичных. Экономическая деятельность включает в себя огромное разнообразие ситуаций, каждая из которых, требует своего подхода, и вместе с тем должна рассматриваться в строгом соответствии законом.
В связи с эти одним из самых актуальных моментов, связанных законотворческой деятельностью, в части установления норм о налоговой ответственности, является формирование унифицированных и в то же время универсальных норм налогового права, позволяющих различать все вопросы в строгом соответствии с законодательством, не допуская при этом разночтения норм Налоговое законодательство Российской Федерации.
Литература.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)- М.,1999.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ.
4. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.1991 №2118-1.
5. Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» от 21.03.1991 № 943-1.
6. Приказ МНС России от 18.08.2003 № БГ-4-06/23дсп.
7. Приказ МНС России от 17.11.2003 № БГ-3-06/627 “Об утверждении Единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам”.
8. Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3- 06/333 “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”.
9. Положение о производстве экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел (утв. приказом МВД России от 01.06.1993 № 261).
10. Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса Российской Федерации»// Справочная информация Консультант Плюс.
11. Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации”.
12. Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования”
Научная литература
13. Брызгалин А.В. Ответственность за нарушение налогового законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых нарушений по гл.16 НК РФ. Практическая налоговая энциклопедия том 12. // Справочная информация Консультант Плюс.
14. Мамедов А.А. Справедливость назначения наказания. – М.,2003.
15. Принцип добросовестности и злоупотребление правом в сфере налогообложения (Д.В. Винницкий, «Право и экономика», №1, январь 2003г.
Учебная литература.
16. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. – ЗАО Юстицинформ – 2005.
17. Карасев М.В. Финансовое право Российской Федерации- М.,2004.
18. Крохина Ю.А. Налоговое право России. – М.,2003.
Информация о работе Налоговые правонарушения и пути их предотвращения